Дипломные работы
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.13 (27 Голосов)

Содержание материала

Дипломная работа -  Станция технического обслуживания легковых автомобилей «СТОА» и разработка диагностического участка.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение.

1.1. Особенности эксплуатации и обслуживания легковых автомобилей,

принадлежащих гражданам.

1.2. Технико – экономическое обоснование проекта.

1.3. Характеристика проектируемой станции технического обслуживания.

2. Технологический раздел.

2.1. Исходные данные.

2.2. Нормативные данные.

2.3. Расчет годовой производственной программы СТОА.

2.4. Определение общей годовой трудоемкости работ СТОА.

2.5. Определение годовой трудоемкости работ участка.

2.6. Расчет количества производственных рабочих участка.

2.7. Расчет количества рабочих постов участка.

2.8 Назначение и состав работ проектируемого участка. Схема организации технологического процесса.

2.9. Выбор технологического оборудования участка.

2.10. Расчет площади участка.

3. Организационный раздел.

3.1 Структура управления СТОА и проектируемого участка.

3.2 Разделение и кооперация труда.

3.3. Научная организация труда.

3.4 Требования техники безопасности и санитарно-гигиенические условия труда.

3.5 Охрана окружающей среды.

4. Конструкторский раздел.

4.1 Назначение, устройство и принцип работы приспособления

5. Экономический раздел.

5.1 Расчет стоимости производственных фондов.

5.2 Капитальные вложения.

5.3 Расчет численности рабочих.

5.4 Расчет расходов на оплату труда.

5.5 Материальные затраты.

5.6 Амортизация основных производственных фондов.

5.7 Прочие расходы.

5.8 Калькуляция себестоимости.

5.9 Финансовые показатели проекта.

5.10 Расчет технико-экономических показателей проекта.

6. Выводы.

7. Список используемойлитературы.

 

2

6

6

7

7

8

8

8

9

10

11

15

15

17

17

18

20

24

25

27

28

28

28

30

30

30

31

32

33

36

37

1. Введение.

 

1.1. Особенности эксплуатации и обслуживания легковых автомобилей, принадлежащих гражданам.

1.1.1 Особенности автомобилизации населения.

Растущие требования владельцев, недостаток у них времени, квалификации и технических средств ремонта, усложненные конструкции транспортных средств вынуждают обращаться к посторонней помощи для выполнения обслуживание и ремонта автомобилей, т. е. возникла необходимость развития так называемой системы автотехобслуживания или автосервиса.

Требования к соблюдению безопасности движения влекут за собой повышения требования к техническому состоянию автотранспортных средств. Эксплуатационный уровень технического состояния автомобиля поддерживается владельцем путём выполнения ЕО и работ по ТО и ТР. Для их выполнения владелец обращается на СТО или привлекает других лиц (ремонтных рабочих), которые и обеспечивают требуемый эксплуатационный уровень технического состояния транспортного средства. Значимость работ по ТО и ТР характеризуется расходом средств и ресурсов на их выполнение по отношению к аналогичным затратам при изготовлении автомобиля. В общей сумме затрат на 1 автомобиль 13% приходиться на его изготовление, а 87% на подержание работоспособности за амортизационный срок всеми видами ТО и ТР.

Трудовые затраты на производство автомобиля составляют 1,4-3,5% а на весь срок службы автомобиля — 96,5-98,6%. Расход металла на изготовление автомобиля составляет 43% общего расхода при проведении последующих технических воздействий (за ресурсный срок эксплуатации деталей, узлов).

Совершенствование организаций и управления обслуживание и ремонтом автомобилей, принадлежащим гражданам, осуществляется на основании изучения закономерностей развития и формирования процесса автомобилизации населения и рассмотрения взаимосвязей различных отраслей народного хозяйства, вовлечённых в сферу производства и эксплуатации подвижного состава.

Спрос населения на услуги по ТО и ремонту зависят от следующих факторов: парка автомобилей, среднегодового пробега, надежности конструкции и «возраста» автомобилей, периода эксплуатации в году и водительской классификации. В свою очередь годовой пробег зависит от стоимости ГСМ и услуг по ТО и ремонту, природно-климатических и дорожных условий, способов хранения, социальных и других факторов. Обеспечения спроса на услуги удовлетворяется по двум основным каналам: через сеть автотехобслуживающих предприятий и по принципу «самообслуживание» (своими силами или с помощью привлечённых лиц).

Рост численности парка личных автомобилей обуславливает увеличение спроса трудящихся на услуги по ТО и ремонту. Удовлетворение потребностей населения в этих услугах может быть достигнуто за счет увеличение объёма оказываемых услуг, так и за счёт снижения потребностей в автотехобслуживании у владельцев автомобилей. Снижения потребностей в услугах автотехобслуживания возможно за счёт повышения надежности автомобилей и качества ТО и ремонта, регулирования цен. Очевидно, что не все из перечисленных факторов зависят от деятельности автотехобслуживания.

Прирост объёма услуг по ТО и ремонту достигается за счёт совершенствования и развития автотехобслуживания, доступности услуг и регулирования цен на них. Доступность цен на фактор прироста их объёма имеет социальный, экономический и технический аспекты, поскольку определяет возможность владельца подвижного состава воспользоваться ими, создает дополнительные удобства и предпосылки для культурного обслуживания.

Надёжность автомобилей, определяемая безотказностью, зависит от уровня научно-технического прогресса в автомобильной и смежных с ней отраслях народного хозяйства (металлургия, химическая и др.). повышения качества горюче-смазочных материалов оказывает влияние на снижения износов деталей, узлов и агрегатов автомобилей, что уменьшает потребность в ТО и ТР. Совершенствования условий эксплуатации, прежде всего, зависит от улучшения дорожных условий и хранения автомобилей, повышения квалификации водителей, сглаживание сезонных колебаний эксплуатации и приспособляемости к природно-климатическим условиям. Механизм регулирования цен, оказывая существенное влияние на первоначальные затраты при покупке автомобилей и последующие эксплуатационные расходы, в значительной мере определяет годовой пробег автомобилей.

Решения проблемы технического обслуживания и ремонта транспорта, принадлежащего гражданам, принципиально отличается от ТО и ТР автомобилей общего пользования и ведомственного, так как легковой автомобиль находится у владельца, у которого либо нет, либо имеются в ограниченной степени материальные средства или трудовые навыки для обслуживания и ремонта своего автомобиля. Например, ежедневное обслуживание автомобилей, т. е. мойка, уборка, заправка топливом, дозаправка маслом, жидкостями, сжатым воздухом, выполняется владельцем, причём трудоёмкость ЕО по действующим нормативам находится в пределах 1 чел. ч. и зависит, помимо типа и модификации транспортных средств, также от умения, знания и навыков владельца. Владелец автомобиля в большинстве случаев умеет управлять автомобилем и делать работы в объёме ЕО, т. е. выполнять функции водителя. Для проведения ТО и ТР многие владельцы не имеют достаточных трудовых навыков и технической базы.

Для государственного автомобильного транспорта в отличие от индивидуального рассмотренная картина эксплуатации легковых автомобилей характеризуется единством, т. е. автомобильный парк и производственно-техническая база представляют собой автотранспортное предприятие, которое располагает квалифицированными кадрами водителей и рабочих.

Ориентировочная оценка совокупного влияния водителей и ремонтных рабочих на уровень технического готовности автомобиля и затрат на ТО и ремонт показывает, что на долю водителя приходится 33-36%, а ремонтного рабочего — 64-67%.

За последние годы изменилось буквально всё — структура областных (краевых) производственных объединений автотехобслуживания, методы управления, формы работы, техника, технология. Они и продолжают меняться в связи с новыми задачами. Однако остались неизменными огромные колебания спроса на ТО и ТР. Спрос меняется в зависимости от времени года, а также весьма ощутимо по неделям месяца, дням недели и даже часам работы СТО. Спрос зависит от множества различных причин, в том числе от погоды, наличие запасных частей и т. д.

Для обеспечения работы СТО решаются и другие задачи, направленные на удовлетворения социально культурных и бытовых потребностей заказчиков и работников предприятий автотехобслуживания. Выполняются работы по предпродажной подготовке и обслуживания автомобилей по гарантийным условиям заводов изготовителей. Однако полностью проблема обеспечения автомобилей ТО и ТР пока нерешена. Спрос на некоторые виды ремонта и на ТО, особенно в весенне-летнее время, превышает предложения. Это связано в первую очередь с недостатком производственных мощностей и запасных частей.

Планы развития сети автотехобслуживания строятся с учётом надёжности транспортных средств и, в первую очередь, их срока службы. Стабильность конструкции автомобилей, нормативно-технической эксплуатации, дорожных условий, производственно-технической базы, продолжительный срок службы предопределили и длительную эксплуатацию многих моделей автомобилей. На личном автомобильном транспорте сложилась практика замедленного списания автомобилей, имеющих большой пробег с начала эксплуатации и, как следствие, значительную продолжительность нахождения в эксплуатации определённых моделей автомобилей, достигающую — 28-35 лет.

Подержание транспортных средств, принадлежащим гражданам, в технически исправном состоянии - главная цель деятельности СТО. Она предусматривает комплексный характер услуг, включающий и процессы, связанные и с продажей автомобилей, запасных частей и принадлежностей.

1.1.2 Культура обслуживания заказчиков СТО.

Работники СТО, контактирующие с заказчиками, должны обладать психологическими качествами, направленными на создание нормальной атмосферы во взаимоотношениях заказчика и исполнителя. Это облегчаете проведение первоначального диагностирования автомобиля, правильное заполнение заявки на производство работ и заказа наряда, а также установление действительных неисправностей среди всех, в том числе и мнимых, о которых сообщает владелец. Рассмотрим некоторые принципы, какими руководствуются работники СТО в работе с заказчиками.

Непременными условиями, составляющими деловые качества работников СТО, должны быть добросовестность и ответственность перед заказчиком и коллективом СТО за выполняемую работу.

Культура взаимоотношений заказчиков и работников СТО строится на основе определённых психологических и нравственных установок: тактичность, уравновешенность, самообладание, умение предупреждать и преодолевать стрессовые ситуации, правдивость, справедливость, готовность помочь заказчику. Сочетание этих свойств способствует быстрому нахождению индивидуальной взаимоприемлемой формы общения с заказчиком. Работник СТО должен быть разговорчивым в разговоре с заказчиком, адаптировать свою речь в зависимости от устойчивых индивидуальных психологических черт заказчика, быть простым и естественным в общении, объективно подходить к оценке технического состояния автомобиля до и после ремонта. Очень важно дать почувствовать владельцу, что к его индивидуальным просьбам отнеслись внимательно и с пониманием. Эти элементы культуры обслуживания создают атмосферу, позволяющий исключить мелочный контроль заказчика за работой слесарей, жестянщиков, маляров и других работников, избежать помех в работе предприятия и обеспечить высокое качество ремонта автомобиля.

Нравственно-психологическая атмосфера взаимоотношений заказчика и работника СТО определяет духовное состояние заказчика. Считается доказанным, что способность наладить взаимопонимание с заказчиком, готовность разобраться в мотивах его действий, помноженное на совестливость, весьма благоприятствует повышению эффективности предприятия. Неспособность наладить с заказчиком взаимоотношений нередко перекрывает и сводит на нет усилие сторон, поражает на СТО нежелательный социально-психологический климат и ухудшает стиль работы.

Заказчикам нравится приёмщик стола заказов или мастер, склонный к совместному (коллективному) принятию решений, воспринимающий с пониманием пожелания заказчика, не проявляющий высокомерия и бюрократизма, справедливо оценивающий результаты совместного труда исполнителей и заказчика по определению и устранению неисправностей автомобиля. Важно, чтоб приёмщик заказов был скромен и сдержанно уверен в себе, а его действия питались бы верой заказчика в необходимость проведения работ, названных по результатам рассмотрения технического состояния автомобиля.

Чтобы предугадать, как заказчик станет реагировать на те или иные воздействия, работнику СТО надо распознать мотивы его поведения, а для этого нужно уметь представить себя самого в положении заказчика, хотя бы частично идентифицироваться с ним, проникнуться его образом мышления и заботами. Если приёмщик стола заказов в чём-либо не согласен с заказчиком, то следует постараться найти точку соприкосновения с ним и убедить его в обоснованности своей позиции. Без достаточно глубокого внимания его внутренних переживаний практически невозможно предвидеть поведения и предвосхитить намерения заказчика. Между тем имеют место случаи, когда реакция заказчика на ту или иную ситуацию оказывается совершенно не такой, как ожидалось работниками станции технического обслуживания.

В ответственных ситуациях только тот работник СТО достигнет успеха, который умеет сохранять спокойствие и не теряет способность принимать разумные решения по существу ремонта автомобиля. Форсирование событий вместо вдумчивого подхода к делу неизбежно приводит к негативным последствиям: грубости, недопониманию, ухудшению ситуации во взаимоотношениях, неполному выполнению заявленных работ и, как следствие, появление обоснованной жалобы заказчика на плохое качество работ и низкую культуру обслуживания. Неуравновешенность работника СТО, являющаяся зачастую следствием несогласованности целей и средств их достижения, вызывает у заказчика эмоциональные перегрузки. Спокойствие и трезвое восприятие работником СТО ситуации передается заказчику, давая ему уверенность в её разрешимости и в своих силах.

 

 

1.2. Технико – экономическое обоснование проекта.

По результатам маркетинговых исследований рынка продажи легковых автомобилей и сервисного обслуживания их руководство предприятия пришло к выводу, что в настоящее время наиболее целесообразно развивать как основной вид деятельности именно техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей, в том числе и иностранного производства.

В настоящее время наиболее актуально встал вопрос о проведении диагностических работ, особенно для современных легковых автомобилей, оснащенных электронными системами управления работой двигателя (системы впрыска топлива, системы зажигания, системы регулирования фаз газораспределения и т. д.), трансмиссии ( автоматические коробки перемены передач, противобуксовочные системы, системы изменения крутящего момента ведущих мостов полноприводных автомобилей и т. д.), тормозной системой( антиблокировочные системы), ходовой части ( активная подвеска), системы управления микроклиматом салона автомобиля и т. д. Так по Симферополю и Симферопольскому району практически только одна СТОА предприятия «Светофор» имеет современную линию для диагностики ходовой части, тормозной системы и углов установки управляемых колес. Современные мотор-тестеры, способные диагностировать бортовые компьютеры, системы впрыска топлива и т. д. имеются на трёх станциях, очень мало для региона насыщенного современными автомобилями. Помимо этого современное диагностическое оборудование не только даёт повышение производительности труда участков технического обслуживания и текущего ремонта и улучшение качества выполненных работ, но и является мощным фактором для привлечения клиентов.

Всвязи с этим было принято решение о проектировании участка диагностики и оснащении его современным оборудованием и высококлассными специалистами.

1.3. Характеристика проектируемой станции технического обслуживания.

 

Станция технического обслуживания легковых автомобилей, именуемая в дальнейшем «СТОА», создаётся как акционерное общество, основанное на личной собственности его акционеров с правом найма рабочей силы.

СТОА действует на основании законов Украины «О предприятиях в Украине» и «О предпринимательстве», других действующих законодательных актов, на принципах полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.

СТОА самостоятельно разрабатывает и утверждает целевую программу и планы производственно-хозяйственной деятельности.

В соответствии с основными целями СТОА осуществляет следующие виды деятельности:

Ø  Продажа легковых автомобилей;

Ø  Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации;

Ø  Реставрация и ремонт деталей автомобилей, восстановительный ремонт кузовов и капитальный ремонт агрегатов;

Ø  Продажа запасных частей и ремонтных материалов.

 


 

 

2. Технологический раздел.

2.1. Исходные данные.

Таблица № 1

П/п

НАИМЕНОВАНИЕ

исходных данных

Условное

Обозначение

Числовое

Значение

1

Число дней с положительной

темературой в году, дней

Дпт

265

2

Количество легковых автомобилей

Обслуживаемых СТОА в год:

- особо малого класса, шт.

- малого класса, шт.

- среднего класса, шт

А1

А2

А3

200

5200

100

3

Количество дней работы

СТОА в году, дней

Друг

305

 

 

2.2. Нормативные данные.

Нормативные данные для проектирования СТОА выбираются на основании Приложения 1 Методического пособия для выполнения курсового и дипломного проекта по специализации - механик автосервиса.

Таблица № 2

П/п

НАИМЕНОВАНИЕ

нормативных данных

Условное

Обозначение

Числовое

Значение

1

Удельная трудоемкость ТО и ТР

Для легковых автомобилей :

- особо малого класса, чел. ч/1000

- малого класса, чел. ч/1000

- среднего класса, чел. ч/1000

T1Н

T2Н

T3Н

 

 

 

2.2

2.6

3.0

2

Коэффициент корректирования норм

Трудоемкости в зависимости от:

- количества постов

- климатических условий

К1

К2

 

 

0.8

0.9

3

Процент постовых работ, %

Пп

100

4

Среднегодовой пробег одного

Автомобиля, Км.

L

11000

2.3. Расчет годовой производственной программы СТОА.

2.3.1. Определение удельной откорректированной трудоемкости Работ по классам автомобилей.

ti = tiн ´ К1 ´ К2 , чел. ч/1000

где: tiн - удельная нормативная трудоемкость ТО и ТР Автомобилей Данного класса на одну тысячу километров пробега автомобиля.

t1 = 2.2 ´ 0.8 ´ 0.9 = 1.58 чел. ч/1000

t2 = 2.6 ´ 0.8 ´ 0.9 = 1.87 чел. ч/1000

t3 = 3.0 ´ 0.8 ´ 0.9 = 2.16 чел. ч/1000

2.3.2. Определение общего годового пробега по классам автомобилей.

Li = Аi ´ L, км

Где: Аi - количество легковых автомобилей данного класса, обслуживаемых на СТОА;

L - среднегодовой пробег одного автомобиля.

L1 = 200 ´ 11000 = 2200000 км.

L2 = 5200 ´ 11000 = 57200000 км.

L3 = 100 ´ 11000 = 1100000 км.

2.4. Определение общей годовой трудоемкости работ СТОА.

 

Определение общей трудоемкости работ по всем обслуживаемым автомобилям за год.

L1 ´ t1 L2 ´ t2 L3 ´ t3

Ттор = ———— + ———— + ———— , чел. ч

1000 1000 1000

2200000 ´ 1.58 57200000 ´ 1.87 1100000 ´ 2.16

Ттор = ——————— + ———————— + ———————— =

1000 1000 1000

= 3476 + 106964 + 2376 = 112816 чел. ч

2.5. Определение годовой трудоемкости участка.

Находим процент работ приходящихся на участок.

Распределение трудоемкости ТО и ТР по видам выполняемых работ в процентах согласно ОНТП-АТП-СТО-86 производится исходя из следующих данных:

Таблица № 3

П /п

Наименование работ

Количество постов

Свыше 10 до 15

Свыше 15 до 25

Свыше 25

1

Диагностические

4

4

4

2

Техническое обслуживание

в полном объеме

15

10

8

3

Смазочные работы

3

2

2

4

Регулировка углов установ-

Ки управляемых колес

4

4

3

5

Техническое обслуживание и

Ремонт тормозной системы

3

3

3

6

Техническое обслуживание и

Ремонт системы питания и

Электрооборудования

5

4

4

7

Техническое обслуживание и

Ремонт агрегатов и узлов

15

12

10

8

Шиномонтажные работы

2

1

1

9

Кузовные и медницкие работы

25

30

35

10

Малярные работы

20

25

25

11

Обойные и арматурные

работы

4

5

5

Исходя из условия, что на проектируемой СТОА более 25 постов, из таблицы №3 принимаем процент работ выполняемых на участке диагностики:

Диагностические работы — 4%

Регулировка углов установки управляемых колес — 3%

Итого: — 7%

Общую годовую трудоемкость работ на участке определяем по формуле:

Ттор ´ Пуч 112816 ´ 7

Туч = —————— = ————— = 7897 чел. ч

100 100

2.6. Расчет количества производственных рабочих участка.

 

2.6.1. Технологически необходимое ( явочное ) количество рабочих определяется по формуле:

Ря = Туч / Фр. м / 4 - 394 - 15.26 /

где: Фр. м - годовой фонд времени рабочего места или

Технологического необходимого рабочего.

Годовой фонд рабочего места при шестидневной рабочей неделе ( согласно задания Друг = 305 дней ) определяется по формуле:

Фр. м' = ( Дкдг – Дв – Дп ) ´ 7 – Дпп ´ 1 , ч. / 4 - 394 - 15.27 /

где: Дкдг - число календарных дней в году;

Дв - число выходных дней в году;

Дп - число праздничных дней в году;

Дпп - число субботних и предпраздничных дней (сокращение рабочего дня на один час ).

Фр. м' = ( 365 – 51 – 10 ) ´ 7 – 61 ´ 1 = 2067 ч.

Так как на территории Украины по трудовому законодательству принята рабочая неделя - 40 часов, а расчет производился для рабочей недели в 41 час, то необходимо ввести переводной коэффициент:

Кпр = 40 / 41 = 0.976

Фр. м = Фр. м' ´ Кпр = 2067 ´ 0.976 = 2017 ч.

Ря = 7897 / 2017 = 3.92 Принимаем Ря = 4 чел.

2.6.2. Штатное количество производственных рабочих определяется из следующего соотношения:

Рш = Туч / Фш / 4 - 394 - 15.28 /

Где: Фш - годовой фонд времени штатного Рабочего.

Годовые фонды рабочего времени, согласно Государственным нормам технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ( ОНТП-АТП-СТО-80 ) и при условии, что согласно законодательства на территории Украины принята 40-ка часовая рабочая неделя:

— Для слесарей по Техническому Обслуживанию и Ремонту автомобилей Фш = 1789 ч.

Рш = 7897 / 1789 = 4.41 Принимаем Рш = 4 чел.

2.7. Расчет количества рабочих постов участка.

2.7.1. Количество рабочих постов определяется по формуле:

Туч ´ Кн

Х = —————————————

Друг ´ n ´ Тсм ´ Рср ´ Ки

где: Кн - коэффициент неравномерности загрузки постов ( принимается 1.1...1.25);

Друг - дни работы СТОА в году;

Тсм - продолжительность смены;

Рср - среднее количество рабочих, работаю -

щих на одном посту;

Ки - коэффициент использования рабочего

времени поста (принимается равным для постов диагностики 0.85...0.95);

n - количество смен в сутки.

7897 ´ 1.15 9081.55

Х = ———————————— = ———— = 3.01

305 ´ 1.3 ´ 8 ´ 1 ´ 0.95 3013.4

Окончательно принимаем для участка Х = 3 поста.

2.7.2. Распределение постов по видам выполняемых работ.

В нашем случае количество постов Х = 3, поэтому целесообразно следующее распределение постов по видам выполняемых работ:

Пост №1 – общая диагностика Д-1;

Пост №2 – поэлементная диагностика Д-2;

Пост №3 – регулировка углов установки управляемых колес.

2.8 Назначение и состав работ проектируемого участка. Схема организации технологического процесса.

Основными задачами диагностирования, как совокупности технологических операций, в условиях СТОА являются:

Ø Выявление перед техническим обслуживанием неисправностей, для устранения которых необходимы трудоемкие ремонтные или регулировочные работы на участке текущего ремонта;

Ø Проверка работоспособности автомобиля и уточнение выявленных в процессе эксплуатации скрытых неисправностей;

Ø Поиск неисправностей и определение характера, причин и объёмов работ по устранению неисправностей;

Ø Выявление автомобилей, техническое состояние которых не соответствует требованиям безопасности движения и охраны окружающей среды;

Ø Выдача информации для планирования, подготовки и оперативного управления производством ТО и ремонта на СТОА;

Ø Сбор данных для прогнозирования безотказной работы автомобилей в межконтрольный период ( до следующего обслуживания);

Ø Заключительный и выборочный контроль качества выполненных работ технического обслуживания и ремонта;

Ø Измерение диагностических параметров при сопутствующих регулировочных работах.

Для реализации поставленных задач диагностирование должно быть оптимально включено в производственные процессы ТО и ремонта. По назначению, периодичности, трудоемкости и перечню выполняемых работ диагностирование на проектируемом участке делится на Д-1, Д-2 И Регулировочные работы.

 

Д-1 — контрольно-диагностические работы, предназначенные для определения технического состояния агрегатов, узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения (тормоза, механизмы управления, углы установки передних колес, приборы освещения и т. д.), уровень токсичности отработавших газов и его топливную экономичность.

В общее диагностирование Д-1 входят следующие виды диагностирования:

Þ  диагностирование при приемке автомобиля на СТОА с целью проверки узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

Þ  контрольное диагностирование с целью проверки качества выполненных на СТОА работ по ТО и ремонту автомобиля.

 

Д-2 — Контрольно-диагностические работы, предназначенные для определения технического состояния автомобиля в целом по тягово-экономическим показателям и его отдельных агрегатов и систем, уточнения перечня и объема работ по устранению выявленных неисправностей и отказов, а также с целью контроля качества выполненных работ по ТО и ремонту.

Поэлементная диагностика Д-2 Включает следующие виды диагностирования:

Þ  диагностирование при приемке автомобиля для уточнения необходимого объема работ и причины возникновения конкретной неисправности;

Þ  заявочное диагностирование, получившее на СТОА наибольшее распространение, которое проводится по заявке владельца автомобиля выборочно по указанным агрегатам;

Þ  диагностирование при выполнении работ по ТО и ремонту в основном для проведения контрольно-регулировочных работ, уточнения дополнительных объемов работ, предусмотренных талонами сервисных книжек ( по ТО ) или обнаруженных неисправностей в процессе проведения работ по ТО и ремонту.

 

Регулировочные работы заключаются в восстановлении без замены деталей и механизмов параметров технического состояния объекта до установленных технической документацией норм, величин зазоров, люфтов, свободных ходов, приводных усилий. Проводят их по результатам диагностирования.

СХЕМА ВКЛЮЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СТОА

СХЕМА ВКЛЮЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СТОА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

image002_32 СТОА и диагностический участок - все старницыОсновные маршруты

image003_28 СТОА и диагностический участок - все старницы Возможные маршруты

 

 

СХЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ОБЩЕЙ ДИАГНОСТИКИ Д-1

 

Зона приемки

 

Участок ТО

 

Участок ТР

 

 

 

 

image004_31 СТОА и диагностический участок - все старницыimage005_32 СТОА и диагностический участок - все старницыimage006_27 СТОА и диагностический участок - все старницы

СХЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПОЭЛЕМЕНТНОЙ ДИАГНОСТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СХЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПОЭЛЕМЕНТНОЙ ДИАГНОСТИКИ Д-2

image008_24 СТОА и диагностический участок - все старницы image009_22 СТОА и диагностический участок - все старницы
image010_19 СТОА и диагностический участок - все старницы

 

 

 

 

 

 

 

image011_19 СТОА и диагностический участок - все старницы

 

2.10. Выбор технологического оборудования участка.

 

Технологическое оборудование и организационная оснастка выбирается на основании технологии выполняемых работ и метода организации производства согласно «табеля» гаражного оборудования и сводится в таблицу №4.

Таблица №4

П/п

Наименование

Оборудования

Тип,

Марка

Количество

Габаритные

Размеры, мм

Площадь

В плане, м2

Стоимость единицы, грн.

Общая

стоимость, грн.

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Стенд для диагностиро-вания тяговых качеств легковых автомобилей

Модель 4817

1

4000/2200/1500

8.8

16500

16500

6.5 кВт

2

Линия диагностики по измерению угла схождения, испытанию ходовой части и тормозов легковых автомобилей.

Beissbarth

Screen-testline 7000

Германия

1

2700/3400/1510

9.18

72000

72000

7 кВт

3

Стенд для проверки и регулировки углов установки управляемых колес

Beissbarth Microline 3000

1

4500/3000/1900

13.5

44000

44000

5.2

КВт

4

Стенд (мотор-тестер) для испытания карбюраторных двигателей

Elcon

S-300 Венгрия

1

920/1400/1850

1.29

18500

18500

0.8 кВт

5

Прибор для проверки и регулировки света фар

Novator Германия

1

825/700/1350

0.58

2800

2800

 

6

Прибор для диагностики дизелей

Модель Д-302

1

500/360/115

0.18

1500

1500

12 V

7

Установка для проверки аппаратуры газобаллонных автомобилей

Модель К-263

1

1390/620/1370

0.86

1250

1250

5 кВт

8

Газоанализатор для проверки токсичности отработавших газов карбюраторных двигателей

Инфралит Германия

1

560/380/310

0.21

3600

3600

0.2 кВт

9

Верстак слесарный однотумбовый, с тисками

Чертеж

Ф 527СБ

2

1570/780/1080

2.44

430

860

 

10

Шкаф для инструмента и приспособлений

Чертеж

Ф 503СБ

2

1000/520/1825

1.04

320

640

 

11

Ларь для ветоши

Чертеж

Ф 932 СБ

1

407/320/570

0.13

90

——

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

12

Ларь для отходов

Чертеж

Ф 932 СБ

1

407/320/570

0.13

90

——

 

13

Умывальник

Завод

1

500/500/1300

0.25

120

——

 

14

Стул полумягкий

ГосНИИ

2

340/340/800

0,24

40

———

 

15

Огнетушитель

ОХП-10

2

———

125

——

 

16

Огнетушитель

ОУ-5

2

———

80

——

 

 

Общая площадь оборудования в плане: FОб = 38.83 м2.

Общая стоимость оборудования: Соб = 161650 грн.

 

 

2.11. Расчет площади участка.

Участок диагностики включает в себя два поста для проведения работ по диагностированию легковых автомобилей. Поэтому площадь участка определяется по формуле:

Fуч = Fоб ´ Кпл, м2

где: Кпл - коэффициент плотности расстановки оборудования / 1-12-пр2 /;

Fоб - общая площадь оборудования в плане.

Fуч = 38.83 ´ 3.5 = 135.91 м2

Выбирая конструктивную схему здания СТОА, обычно стремятся избежать промежуточных опор и поэтому часто применяют однопролетную схему. Многопролетную же схему увязывают с планировкой так, чтобы колонны не служили помехой для движения и установки автомобилей.

Для станций обслуживания применяют сетки колонн: 12 ´ 6, 18 ´ 6, 24 ´ 6, 18 ´ 12 и 24 ´ 12 м. Наряду со сборными железобетонными конструкциями при строительстве СТОА используются модульные металлоконструкции облегченного типа "Берлин" и ЦНИИСК. Полная высота производственных помещений принимается 4.0 - 5.5 м.

При проектировании производственных участков площадь которых больше 100 м2, разрешается отклонение принятой площади от расчетной не более чем на 10%.

Окончательно принимаем площадь участка с учетом планировочных решений

( сетка колонн 24 ´ 12 метров ) и технологии расстановки оборудования равной:

Fуч = 135 м2


 

3. Организационный раздел.

3.1  Структура управления СТОА и проектируемого участка.

 

Проектируемая СТОА предусматривает выполнение следующих видов работ:

1)  Продажу автомобилей и предпродажную подготовку;

2)  Продажу запасных частей и эксплуатационных материалов;

3)  Техническое обслуживание и текущий ремонт в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации;

4)  Капитальный ремонт агрегатов и восстановительный ремонт автомобилей и кузовов.

Для организации производства предлагается следующая схема управления производством, при которой все производство разделено на два основных комплекса:

Ø  Комплекс проведения работ по ТО и диагностике;

Ø  Комплекс проведения работ по ТР автомобилей.

Функции главного инженера при этой структуре аналогичны остальным СТОА, однако, он осуществляет руководство производством через подчиненных ему начальника производства и начальников отделов.

Руководит работой производственных подразделений начальник производства через подчиненных ему мастеров производственных участков. Непосредственное руководство подразделениями осуществляют мастера подразделений

В структуре управления предусматривается диспетчер управления производством, который осуществляет оперативное управление и непосредственно подчиняется начальнику производства. Наличие в системе управления диспетчера позволяет организовать работы с применением автоматизированных систем управления (АСУ).

3.2 Разделение и кооперация труда.

Процесс разделения труда на предприятии состоит из нескольких форм, которые, как правило, осуществляются последовательно. Важнейшая из них – функциональное разделение труда, в основе которого лежит принцип обособления труда по отношению к орудиям и предметам труда в процессе производства, что и определяет конкретные функции каждого работника. В соответствии с этим принципом все рабочие технологической службы делятся на две группы: основные и вспомогательные.

К основным относятся рабочие, занятые выполнением технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.

К вспомогательным – рабочие, которые непосредственно ТО не производят, но осуществляют обслуживание первой группы рабочих (транспортные, наладочные, и ремонтные работы).

Таким образом, главный момент функционального разделения труда – отделение вспомогательных работ от основных.

Следующая ступень процесса разделения труда – форма обособления его по принципу технологической однородности работ.

Технологическое разделение труда представляет собой разграничение различных видов работ по принципу технологии их выполнения. В соответствии с этим на СТОА формируются технологические группы рабочих. Внутри этих групп производят разделение труда по квалификационному принципу, т. е. распределение однородных работ в зависимости от их сложности среди рабочих соответствующих тарифных разрядов. Эта форма называется профессионально – квалификационным разделением труда.

Последняя форма – пооперационное разделение труда, состоящее в расчленении технологического процесса на отдельные операции, закрепляемые за отдельными рабочими.

Пооперационное разделение труда обеспечивает возможность закрепления за рабочими ограниченного круга работ, что позволяет повышать мастерство, совершенствовать методы и приемы труда и на этой основе повышать его производительность. Таким образом, достигается специализация труда, которая упрощает подготовку рабочих кадров, благоприятствует широкому применению специализированного инструмента, способствует механизации и автоматизации производства.

Рациональное разделение труда является основным в системе НОТ. Неотъемлемая часть процесса разделения труда и один из важнейших резервов экономии труда – совмещение профессий и функций – обеспечивает минимальную длительность производственного цикла.

В масштабах СТОА существует разделение труда по операциям технологического процесса внутри производственных участков или бригад, которое состоит в разделении технологических операций между постами и рабочими. Такое разделение позволяет специализировать рабочих на выполнении определенных операций. При решении вопросов о разделении и кооперации труда необходимо анализировать затраты времени по выполнению различных технологических операций, установленную на предприятии технологию проведения ТО, степень механизации производства и фактическую трудоемкость операций ТО и ТР.

Разделение труда по квалификации работ должно сочетаться с разделением труда по операциям технологического процесса и соответствовать принятой технологии ТО и ТР подвижного состава. Освобождение ремонтных рабочих от вспомогательных работ позволяет сократить время на ТО и ТР, повысить их качество и более рационально использовать оборудование. На СТОА целесообразно создать специализированные бригады для проведения работ. Работу участков целесообразно организовать агрегатно-участковым методом.

3.3. Научная организация труда.

Основными элементами оснащенности рабочего места являются:

ü  Производственное оборудование;

ü  Технологическая оснастка;

ü  Организационно-техническая оснастка.

НОТ на рабочем месте будет обеспечена только в том случае, когда эти три элемента будут решены рационально и наиболее полно. Насыщение рабочего места необходимым оборудованием и инструментом не всегда позволяет получить ожидаемые результаты, если эти элементы не будут рационально размещены относительно рабочего.

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ СТОА

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ СТОА

image013_18 СТОА и диагностический участок - все старницы Административное управление

image014_15 СТОА и диагностический участок - все старницы Оперативное подчинение

При организации рабочего места необходимо учитывать не только физиологические факторы, но и индивидуальные особенности каждого рабочего. Положение рабочего должно быть таким, чтобы он при выполнении операции не наклонялся, не приседал, чтобы работа проходила в естественной удобной позе. Руки должны быть загружены равномерно.

Планировка рабочих мест должна обеспечивать:

Þ  Рациональное использование производственной площади, оборудования и удобство обслуживания рабочих мест;

Þ  Строгое соблюдение требований ТБ, противопожарной безопасности и охраны труда;

Þ  Наличие санитарно-гигиенических условий труда.

Планировка рабочего места должна способствовать рациональному размещению инструментов, приспособлений, деталей, узлов, агрегатов и обеспечивать малоутомительные движения, снижение наклонов при выполнении операций, поворотов и т. д.

3.4 Требования техники безопасности и санитарно-гигиенические условия труда.

3.4.1. Санитарно-гигиенические условия труда.

В помещении участка диагностики предусматривается система отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации и воздухоснабжения.

Цветовое оформление участка диагностики является важнейшим элементом в создании эстетического интерьера на производстве. Потолки - белая известковая окраска. Панели - керамическая светло-зеленая плитка до высоты 1.8 метра от пола. Стены - белая водоэмульсионная окраска.

Оборудование выкрашено в светло-зеленый и желтый цвет, моечные установки в голубой цвет.

Окраска помещения в указанные цвета увеличивает производительность труда до 5%.

Площадь производственного помещения, приходящаяся на одного работающего, и нормативные значения приведены в таблице №5.

Таблица №5

Параметры

Минимально допустимые значения

По проекту

По СН 245 – 71

Объем на одного работающего в производственном помещении, м3

168.8

15

Площадь на одного работающего в производственном помещении, м2

33.8

4.5

Площадь участка диагностики: FУч =135 м2.

Высота участка диагностики: HУч = 5 м2.

Количество рабочих Ря = 4 чел.

Шум и вибрация в производственных помещениях ухудшают условия труда, снижают его производительность, приводят к профессиональным заболеваниям и являются причиной производственного травматизма.

Для борьбы с шумом применяют целый ряд мероприятий. Основными из которых являются: рациональная планировка, снижение шума в источнике его возникновения, звукопоглащение, звукоизоляция, экранирование.

По степени надежности энергоснабжения все потребители электроэнергии относятся ко второй категории. Электроснабжение осуществляется от местных сетей напряжением 380/220V . Силовые распределительные пункты, применяющиеся в проектируемом участке диагностики серии СПТ65 с защитой линий предохранителями. В качестве пусковой аппаратуры применены магнитные пускатели П6. Распределительные пункты, пусковая аппаратура размещены в специальных силовых щитах. Кнопочные посты управления серии ПКБ со степенью защиты 1р54, установлены около механизмов технологического оборудования. Распределительная сеть выполняется кабелем марки АВВГ на скобах и проводом марки АПВ, проложенным в стальных трубах согласно ГОСТ 3265-75 "Связь".

Для обслуживания технологического оборудования сжатым воздухом на участке диагностики выполнена система воздухоснабжения. Источником ее является существующая на СТОА централизованная компрессорная установка.

Отопление участка диагностики выполнено из условия обеспечения температуры воздуха в помещении в холодный и переходный периоды18...20 грндусов. Отопление централизованное с местными нагревательными приборами. В качестве теплоносителя используется горячая вода с температурой порядка 75...85 градусов. Нагревательные приборы отопления установлены под световыми проемами.

Для обеспечения нормируемых параметров воздушной среды, установленных санитарными и техническими нормами, на участке диагностики установлена приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением. Также предусмотрена возможность аэрации через отворяющиеся створки окон.

Таблица №6

 

 

Подразделение

Холодный период года

Теплый период года

T возд.

0С

Влажн.%

Скор. движ. м/с

T возд.

0С

Влажн.%

Скор. движ. м/с

Участок диагностики

17-19

40-60

0.3

20-22

40-60

0.4

Естественный свет обладает значительной биологической и гигиенической ценностью для человека, поэтому в дневное время для освещения участков необходимо максимально использовать естественный свет. Естественное освещение осуществляется на участке через окна.

Искусственное освещение спроектировано комбинированного типа (к общему освещению добавлено местное освещение рабочих мест ). Согласно СНиП II-4 - 79 используются газоразрядные источники света для общего освещения и для местного освещения используются лампы накаливания.

Норма освещенности для участка диагностики при общем освещении должна быть не ниже 300 лк.; при комбинированном освещении 750 лк.

Все корпуса электродвигателей, распределительных пультов, Пусковой аппаратуры, светильников и т. д. должны быть заземлены. Для этой цели в помещении участка проложен специальный контур из полосовой стали 4 ´ 40 мм., присоединенный К контуру заземления здания главного производственного корпуса.

Таблица № 7

Характеристика помещения по

Условиям среды

Источник света

Освещенность

Тип светильника

Тип проводки

13-LБ

Л-Л

300 лк.

ЛСПОЧ

АВВГ

3.4.2. Охрана труда и техника безопасности.

При выполнении диагностических работ особое внимание следует уделять организации труда, состоянию инструмента и соблюдению правил безопасной работы. На рабочем месте должны быть соответствующее технологическое оборудование, приспособления и инструмент.

Безопасность диагностических работ можно обеспечить только при строгом, обязательном выполнении инструкций по охране труда. При работе электроинструментом следует соблюдать меры электробезопасности. Пневматический инструмент должен соответствовать требованиям безопасности и иметь исправные шланги и рабочие органы.

Из средств индивидуальной защиты автослесарю выдают хлопчатобумажный костюм и комбинированные рукавицы. Для предупреждения заболевания кожи рук слесарям рекомендуется пользоваться такими профилактическими средствами, как пасты "Айро" и "Неведимка". Кожу очищают от производственных загрязнений автоловой мазью, моющим средством для рук "Ралли" и т. д.

3.4.3. Пожарная безопасность.

На участке выполнена пожарная сигнализация в которой используются автоматические тепловые извещатели максимально-дифференциального действия МДПИ-028, которые срабатывают, когда температура окружающего их воздуха достигает критического заданного значения и при определенной скорости нарастания температуры окружающего воздуха ( 30 градусов за 7 секунд ). Подключаются они к приемной станции ТЛО через релейную приставку типа РКИ-2М.

Для целей пожаротушения на участке установлены огнетушители ОУ-5 (углекислотный), которые предназначены для тушения небольших очагов горения различных веществ и материалов, загораний в электроустановках, а также огнетушители типа ОХП-10 (химический пенный), предназначенный для тушения начинающегося пожара твердых горючих материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (бензин, дизтопливо и т. д.).

Также в главном производственном корпусе предусмотрены пожарные краны и пожарные щиты расставленные согласно нормам первичных средств пожаротушения.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТКА ДИАГНОСТИКИ (текст в интернете)

3.5 Охрана окружающей среды.

Для снижения вредного воздействия АТП на окружающую среду при его проектировании, строительстве и эксплуатации должны выполняться природоохранные мероприятия.

Вокруг предприятия должна быть санитарно-защитная зона шириной не менее 50 метров. Эту зону озеленяют и благоустраивают. Зеленые насаждения обогащают воздух кислородом, поглощают углекислый газ, шум, очищают воздух от пыли и регулируют микроклимат.

С целью поддержания чистоты атмосферного воздуха в пределах норм на АТП предусматривают предварительную очистку вентиляционных и технологических выбросов с их последующим рассеиванием в атмосфере.

Воздух, удаляемый из окрасочного отделения с применением пульверизационной окраски, перед выбросом в атмосферу очищают в гидрофильтрах. Очистка в них происходит за счет улавливания загрязняющих воздух веществ водой.

Для очистки воздуха, удаляемого из сушильных камер, применяют дожигание или каталитическое дожигание. В первом случае пары растворителей, содержащиеся в воздухе, сгорают в струе горящего природного газа, во втором случае загрязненный воздух нагревается до температуры 400 градусов и подается на катализатор, где и происходит дожигание вредных примесей.

Очищают воздух от древесной пыли, образующейся в деревообрабатывающих цехах, и от абразивной пыли заточных и шлифовальных станков с помощью циклонов: в них пыль отделяется от запыленного воздуха под действием центробежных сил и тканевых фильтров. Эффективность очистки в циклонах в зависимости от конструкции достигает 0.6...0.99.

Для очистки воздуха от сварочного аэрозоля, выделяемого при сварке, используют мокрые пылеуловители, например барботеры, где загрязненный воздух в виде пузырьков проходит через слой жидкости и очищается.

Благоприятное воздействие на атмосферу оказывают искусственные водоемы, которые поглащают пыль, увлажняют, охлаждают и ионизируют воздух.

Сокращение вредных выбросов двигателями автомобилей достигается, прежде всего поддержанием исправного технического состояния автомобилей. На СТОА двигатели должны регулироваться на токсичность и дымность отработанных газов до показателей установленных ГОСТ 17.272.03-87 и ГОСТ 21393-75.

Очищают производственные сточные воды и ливневые стоки в очистных сооружениях СТОА. Так как в сточных водах в основном преобладают механические частицы и нефтепродукты главным образом применяют механическую ( грязеотстойники, гидроциклоны ) и физико-химическую ( флотационную ) методы очистки.


4. Конструкторский раздел.

 

4.1  Назначение, устройство и принцип работы приспособления.

 

В процессе проведения диагностических работ по двигателю автомобиля ВАЗ-2109 необходимо проверять натяжение ремня привода распределительного вала, так как ремни в процессе эксплуатации вытягиваются.

При ослаблении натяжения ремня привода распределительного вала изменяется установка фаз газораспределения, ремень испытывает значительные нагрузки на растяжение в результате знакопеременных изменений оборотов двигателя, возникает вероятность проскакивания ремня относительно зубчатого шкива коленчатого вала. Это вызывает быстрый износ рабочей поверхности и сокращение срока службы. При чрезмерном натяжении ремня нагружаются подшипники водяного насоса, натяжителя ремня, передние опоры коленчатого и распределительного валов, а также сокращается срок службы ремня из-за чрезмерных нагрузок на растяжение.

Для автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-2110 и их модификаций натяжение ремня привода считается нормальным, если в средней части ветви между шкивами распределительного и коленчатого валов ремень закручивается на 900 усилием 1.5 …2 кгс.

Проектируемое приспособление предназначено для проверки натяжения ремня привода распределительного вала автомобиля ВАЗ-2109. Данное приспособление может использоваться для ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-2110 и их модификаций.

Приспособление состоит из захвата, динамометрического рычага с ручкой, измерительной пластины, стопорного болта и двух стопорных винтов.

Порядок настройки приспособления:

ü  Закрепить захват приспособления в тиски таким образом, чтобы измерительная линейка находилась в вертикальном положении;

ü  Закрепить груз весом в 2 кг на ручке динамометрического рычага;

ü  Отвернуть стопорный болт на ¼ - ½ оборота;

ü  При помощи изменения длины динамометрического рычага произвести грубую настройку ( при уменьшении длины рычага его жесткость возрастает и наоборот) таким образом, чтобы рычаг находился около отметки "2" шкалы измерительной пластины;

ü  Завернуть стопорный болт до упора с усилием 0.5-0.6 кгс· М;

ü  Отвернуть стопорные винты на ¼ - ½ оборота;

ü  При помощи перемещения измерительной пластины относительно захвата произвести точную настройку прибора таким образом, чтобы рычаг находился точно на отметке "2" шкалы;

ü  Завернуть стопорные винты до упора с усилием 0.2-0.3 кгс· М.

Настройка прибора производится по мере необходимости.

 

 

Порядок работы приспособления:

Q  Снять переднюю защитную крышку ремня привода распределительного вала;

Q  Провернуть коленчатый вал по ходу вращения на два оборота;

Q  Установить захват на средней части ветви зубчатого ремня между шкивами распределительного и коленчатого валов;

Q  Прикладывая усилие к ручке приспособления провернуть зубчатый ремень на 900;

Q  Удерживая ручку в таком положении снять показания со шкалы измерительной пластины;

Q  Если усилие не соответствуют техническим условиям необходимо произвести регулировку натяжения ремня привода распределительного вала.


 

5. Экономический раздел.

5.1. Расчет стоимости производственных фондов.

5.1.1. Расчет стоимости основных производственных фондов.

Основные производственные фонды для СТОА состоят из пассивной части. Пассивная часть это производственно-техническая база (совокупность зданий, сооружений, оборудования и оснастки, предназначенных для хранения, технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей, а также создания необходимых условий для высоко-производительного труда персонала.

Расчет стоимости здания участка производим по формуле:

Сзд = F ´ Ц = 135 ´ 300 = 40500 грн.

Где: F - площадь зоны, м2 ;

Ц - стоимость 1 м2 (принимается 150...300 грн).

5.1.2. Стоимость оборудования.

Стоимость оборудования определяется согласно ведомости на оборудование выбранное в технологическом разделе пункт 2.10, таблица №4.

Для устанавливаемого оборудования необходимо учитывать затраты на транспортировку и монтаж в размере 10...15% от его стоимости.

Стоимость оборудования определяем по формуле:

Соб = Св. об ´ Км = 161650 ´ 1.15 = 185897.5 грн.

где: Св. об - стоимость оборудования по ведомости

( смотри таблицу №4 );

Км - коэффициент, учитывающий монтаж

оборудования ( принимается 1,15 ).

5.1.3. Расчет стоимости технологической оснастки и инвентаря.

Стоимость технологической оснастки ( дорогостоящих приборов, инструментов, приспособлений и т. д. ) определяется из расчета 8...12% от стоимости оборудования.

Стех = 0,08 ´ Соб = 0.08 ´ 185897.5 = 14871.8 грн.

5.1.4. Общая стоимость основных производственных фондов определяется по формуле:

Сосн = Сзд + Соб + Стех = 40500 + 185897.5 + 14871.8 = 241269.3 грн.

5.2. Капитальные вложения.

Капитальные вложения в организацию участка складываются из затрат на приобретение и монтаж оборудования, приспособлений, инвентаря и строительные работы.

При строительстве нового участка капитальные вложения равны производственным фондам:

К = Сосн = 241269.3 грн.

5.3. Расчет численности рабочих.

Численность ремонтных рабочих для участка диагностики рассчитана в разделе 2 (смотри пункт 2.6). Их количество составляет 4 человека.

Учитывая сложность и высокую стоимость технологического оборудования, операций связанных с диагностикой и ее влиянием на себестоимость и производительность работ по ТО и ремонту, а также исходя, из квалификационных требований принимаем следующие разряды работ:

— автослесарь 4-го разряда — 2 человека;

— автослесарь 5-го разряда — 2 человека.

Определяем средний разряд работ по формуле:

( 2 ´ 4 ) + ( 2 ´ 5 )

Рср = —————————— = 4.5

4

5.4. Расчет расходов на оплату труда.

5.4.1. Определение часовой тарифной ставки.

 

На участке целесообразно применять сдельно-премиальную систему оплаты труда.

Среднечасовая тарифная ставка определяется по формуле:

Сср = [ ( Счб - Счм ) ´ ( Рср - Рм ) + Счм ] ´ Кву =

= [ ( 0.95 - 0.82 ) ´ ( 4.5 - 4 ) + 0.82 ] ´ 1 = 0.89 грн.

где: Счб - часовая тарифная ставка большего разряда от

среднего;

Счм - часовая тарифная ставка меньшего разряда от

среднего;

Рср - средний разряд pабот;

Рм - меньший разряд от среднего;

Кву - коэффициент, учитывающий вредные условия

труда.

Часовая тарифная ставка для автослесарей по диагностике автомобилей составляет в настоящее время по данным большинства СТОА:

— среднечасовая тарифная ставка автослесаря 4-го разряда: Счас4 = 0.82 грн.

— среднечасовая тарифная ставка автослесаря 5-го разряда: Счас5 = 0.95 грн.

5.4.2. Сдельно-премиальная зарплата заработная плата.

ЗПсд = Сср ´ Туч = 0.89 ´ 7897 = 7028.3 грн.

5.4.3. Премия из фонда заработной платы за качественное и своевременное выполнение работ.

%П ´ ЗПсд 70 ´ 7028.3

П = ———————— = ———————— = 4919.8 грн.

100 100

где: %П - процент премии из фонда заработной

платы ( принимается самостоятельно и

составляет для СТОА 30...70% ).

5.4.4. Основной фонд заработной платы.

ОЗП = ЗПсд + П = 7028.3 + 4919.8 = 11948.1 грн.

5.4.5. Дополнительный фонд заработной платы.

image015_13 СТОА и диагностический участок - все старницы image015_13 СТОА и диагностический участок - все старницы

До 24

ДЗП = ————— + 0.011 ´ ОЗП = ————— + 0.011 ´ 11948.1 = 1151.9 грн.

305 – До 305 – 24

где: До - продолжительность отпуска, дней;

0.011 - коэффициент, учитывающий оплату

выполнения государственных и об-

щественных обязанностей, льгот-

ных часов подростков, выходное

пособие уходящим в армию и т. д.

5.4.6. Общий фонд заработной платы.

ФЗП = ОЗП + ДЗП = 11948.1 + 1151.9 = 13100 грн.

 

5.4.7. Расходы на оплату труда.

ФОТ = ФЗП ´ Кфмт = 13100 ´ 1,15 = 15065 грн.

где: Кфмт - коэффициент, учитывающий выплаты

из фонда материального поощрения

( принимается 1,15...1,2 ).

5.4.8. Определяем отчисления, включаемые в себестоимость.

Органам социального страхования - 4% от ФОТ:

Нсоц. стр = 0.04 ´ ФОТ = 0.04 ´ 15065 = 602.6 грн.

Отчисления в пенсионный фонд - 32% от ФОТ:

Фпен = 0.32 ´ ФОТ = 0.32 ´ 15065 = 4820.8 грн.

Страхование на случай безработицы – 1.5% от ФОТ:

Фзан = 0.015 ´ ФОТ = 0.015 ´ 15065 = 226 грн.

Отчисления в фонд Чернобыля - 5% от ФОТ:

Фчерн = 0.05 ´ ФОТ = 0.05 ´ 15065 = 753.3 грн.

Общие отчисления:

Ообщ = Нсоц. стр + Фпен + Фзан + Фчерн =

= 602.6 + 4820.8 + 226 + 753.3 = 6402.7 грн.

5.5. Материальные затраты.

К материальным затратам относятся расходы на запасные части, материалы, силовую электроэнергию, воду для технических целей и др.

Для учебных целей эти расходы можно принять в % от ФОТ в размере 40 ... 60%, тогда:

Змат = 0.4 ´ 15065 = 6026 грн.

5.6. Амортизация основных производственных фондов.

Норма амортизационных отчислений в среднем принимается в размере:

— для 1-й группы ( зданий и сооружений и т. д. ) Нзд = 5%

— для 3-й группы ( оборудования ) Ноб = 15%

—  Для 2-й группы ( дорогостоящей технологической Нтех = 25%

оснастки и инвентаря и т. д. )

Амортизация основных производственных фондов определяется по формуле:

Ав = Нзд ´ Сзд + Ноб ´ Соб + Нтех ´ Стех, грн.

Ав = 0.05 ´ 40500 + 0.15 ´ 185897.5 + 0.25 ´ 14871.8 = 25244.3 грн.

5.7. Прочие расходы.

К прочим расходам относятся общехозяйственные, коммунальные и управленические расходы.

Они определяются по формуле:

Зпр = ( ФОТ + Нсоц. стр. ) ´ Кпр = ( 15065 + 602.6 ) ´ 0.2 = 3133.5 грн.

где: Кпр - коэффициент, учитывающий прочие

расходы ( принимается 0.2 ... 0.4 ).

 

5.8. Калькуляция себестоимости.

5.8.1. Определение общих затpат по статьям себестоимости.

Таблица №7

П/п

Наименование

Статей затрат

Условн.

Обознач.

Сумма

Затрат, грн.

Себестоимость нормо-часа, грн.

Удельный вес, %

1

Фонд оплаты труда

ФОТ

15065

1.9

27

2

Общие отчисления

Ообщ

6402.7

0.8

11.5

3

Материальные

Затраты

Зм

6026

0.8

10.7

4

Амортизация

Основных фондов

Ав

25244.3

3.2

45.2

5

Прочие расходы

Зпр

3133.5

0.4

5.6

 

ИТОГО:

Зобщ

55871.5

7.1

100

5.8.2. Определение себестоимости нормо-часа.

Зобщ 55871.5

S = ———— = ————— = 7.1 гpн.

Туч 7897

5.8.3. Определение удельного веса фонда потребления ремонтных рабочих в общей себестоимости работ.

ФОТ 15065

Ув = ——— ´ 100 = ————— ´ 100 = 27 %

Зобщ 55871.5

5.9. Финансовые показатели проекта.

5.9.1. Определение планово-расчетной цены.

Цпл. рас = S ´ Крен ´ Кндс = 7.1 ´ 1.85 ´ 1.2 = 15.8 гpн.

где: Крен - коэффициент, учитывающий плано-

вую рентабельность предприятия

( принимается равным 1.45 ... 1.85 );

Кндс - коэффициент, учитывающий налог

на добавленную стоимость ( прини-

мается для СТОА 1.2 ).

5.9.2. Доходы от выполнения работ.

Д = Цпл. рас ´ Туч = 15.8 ´ 7897 = 124772.6 грн.

 

5.9.3. Отчисления от доходов предприятия.

Налог на добавленную стоимость – 20% от дохода СТОА:

НДС = Д ´ 0,1667 = 124772.6 ´ 0.1667 = 20799.5 грн.

Отчисления в инновационный фонд - 1% от дохода без НДС:

 

Оин = ( Д – НДС ) ´ 0.01 = ( 124772.6 – 20799.5 ) ´ 0.01 = 1039.7 грн.

Дорожный сбор - 1.2% от дохода без НДС:

Одс = ( Д – НДС ) ´ 0.012 = ( 124772.6 – 20799.5 ) ´ 0.012 = 1247.7 грн.

Общие отчисления от дохода СТОА:

Ообщ. д = НДС + Оин + Одс = 20799.5 + 1039.7 + 1247.7 = 23086.9 грн.

 

 

5.9.4. Балансовая прибыль.

Пбал = Д – Зобщ – Ообщ. д = 124772.6 – 55871.5 – 23086.9 = 45814.2 грн.

 

5.9.5. Определение отчислений в вышестоящие организации и налогов с прибыли СТОА.

О = 30%Пбал = 0.3 ´ 45814.2 = 13744.3 грн.

5.9.6. Определение остаточной прибыли для формирования фондов экономического стимулирования СТОА.

 

Пост = Пбал – О = 45814.2 – 13744.3 = 32069.9 грн.

5.10. Расчет технико-экономических показателей проекта.

5.10.1. Определение фондоотдачи.

Д 124772.6

Фо = ——— = —————— = 0.52 гpн/гpн

Сосн 241269.3

 

5.10.2. Фондоемкость.

Сосн 241269.3

Фе = ——— = —————— = 1.93 гpн/гpн

Д 124772.6

 

5.10.3. Производительность труда в стоимостных показателях.

Д 124772.6

ПТс = ——— = —————— = 31193.2 гpн/раб

Рш 4

где: Рш – штатное количество ремонтных

рабочих, работающих на участке.

5.10.4. Производительность труда в трудовых показателях.

Туч 7897

ПТт = ———— = ———— = 1974.3 чел. час/раб

Рш 4

 

5.10.5 Среднемесячная заработная плата ремонтного рабочего.

ФЗП 13100

ЗПср = ————— = ————— = 273 гpн.

12 ´ Рш 12 ´ 4

5.10.6. Расчет общего уровня рентабельности использования производственных фондов участка.

Пбал ´ 100 45814.2 ´ 100

Rобщ = —————————— = ————————— = 19 %

Сосн 241269.3

5.10.7. Расчет общего уровня рентабельности производства.

Пбал ´ 100 45814.2 ´ 100

Rобщ. пр = ——————— = ———————— = 82 %

Зобщ 55871.5

5.10.8. Определение срока окупаемости капитальных вложений.

К 241269.3

Ток = ———— = —————— = 5.2 года.

Пбал 45814.2

 

5.10.9. Определение коэффициента экономической эффективности.

Пбал 45814.2

Е = ———— = —————— = 0.19

К 241269.3

ТЕХHИКО - ЭКОHОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА

 

Таблица №9

П/п

НАИМЕНОВАНИЕ

Показателей

Единица

Измерения

Условные обозначен.

Величина

Показателей

1

Фондоотдача

Грн/грн

Фо

0.52

2

Фондоемкость

Грн/грн

Фе

1.93

3

Производительность

труда:

—  В стоимостных

Показателях

—  В трудовых

Показателях

Грн/раб

Чел. ч/раб

ПТс

ПТт

31193.2

1974.3

4

Среднемесячная

Заработная плата

Грн

ЗПср

273

5

Себестоимость

Грн

S

7.1

6

Планово-расчетная цена

Грн

Цпл. рас

15.8

7

Срок окупаемости капитальных вложений

Лет

Ток

5.2

8

Общая рентабельность

%

RОбщ

19

9

Рентабельность

Производства

%

RОбщ. пр

82

10

Коэффициент экономи-ческой эффективности проекта

 

Е

0.19

 

 

 


6. Выводы.

В результате выполнения дипломного проекта были рассмотрены вопросы расчета производственной программы СТОА, разработки и проектирования диагностического участка с учетом требований строительных норм и правил, отраслевых стандартов проектирования АТП и СТОА, требований техники безопасности, производственной санитарии, охраны труда, а также технологии выполнения работ по ТО и ремонту и технологической взаимосвязанности между подразделениями.

Большое внимание было уделено проектированию участка. В этом разделе были рассмотрены вопросы расчета трудоемкости работ данного подразделения, расчета количества ремонтных рабочих, выбора необходимого оборудования для нормальной работы участка и рассчитана необходимая площадь участка.

В остальных разделах дипломного проекта были рассмотрены вопросы организационной структуры управления производством, производственной санитарии, техники безопасности при выполнении работ в проектируемом подразделении. В конструкторской части рассмотрены вопросы разработки приспособления. В экономической части был произведен расчет экономической эффективности данного проекта.

Сравнивая полученные показатели с нормативными данными видно, что проектируемое подразделение имеет несколько больший срок окупаемости и более низкий коэффициент экономической эффективности, чем те, которые экономически целесообразны для проектирования нового участка. Это в основном связано с высокой стоимостью оборудования предлагаемого для работы участка.

Необходимо учитывать, что проектируемый участок диагностики дает существенное снижение трудоемкости выполнения ремонтных работ и увеличение качества выполняемых работ, это в свою очередь обеспечивает снижение себестоимости работ данных подразделений. Помимо этого оснащенность СТОА современным диагностическим оборудованием играет немаловажную роль в деле привлечения клиентов, что тоже увеличивает прибыль данной СТОА. При современной конкуренции на рынке сервисного обслуживания легковых автомобилей владельцев транспортных средств может привлечь в первую очередь четыре основные вещи:

ü  Стоимость выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту;

ü  Сроки и качество выполнения работ;

ü  Оснащенность СТОА современным оборудованием, инструментами и приспособлениями;

ü  Квалификация работников СТОА и их взаимоотношения с заказчиками.

Исходя из вышеизложенного видно, что использование капитальных вложений на строительство диагностического участка СТОА — Целесообразно.

7. Список используемой литературы.

1. Методическое пособие по выполнению дипломного проекта для студентов по специальности 5.09021501. Специализация — механик автосервиса. Симферополь: САТТ. 1994.

2. В. П.Карташов " Технологическое проектирование автомобильных предприятий. "М.: Транспорт, 1981.

3. Б. Н.Суханов " Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Пособие по курсовому и дипломному проектированию. " М.: Транспорт, 1985.

4. Г. В.Крамаренко " Техническая эксплуатация автомобилей. " М.: Транспорт, 1983.

5. Л. Н.Давидович " Проектирование предприятий автомобильного транспорта. "М.: Транспорт, 1975.

6. НИИАТ " Типовые проекты рабочих мест на автотранспортных предприятиях. " М.: Транспорт, 1977.

7. Справочные и нормативные материалы для курсового и дипломного проектирования.К.: Транспорт, 1980.

8. Ю. М.Кузнецов " Охрана труда на автотранспортных предприятиях. "М.: Транспорт, 1990.

9. И. Д.Нагаева " Организация и оплата труда на автотранспорте. "М.: Транспорт, 1989.

10. А. П.Анисимов " Экономика, организация и планирование автотранспорта. "М.: Транспорт. 1986.

11. " Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта. " К.: Министерство транспорта, 1998.

12. Методическое пособие по выполнению экономического раздела дипломного проекта по специальности 5.09021501. Симферополь: САТТ, 1997.

СТОА и диагностический участок - 3.1 out of 5 based on 27 votes