Сстроения электродвигателя. Подготовка их к работе, включение в сеть, пуск и реверсирование электродвигателя при помощи магнитного пускателя.
Для привода из всех электрических двигателей наиболее широкое распространение получил трехфазный асинхронный двигатель. В сельском хозяйстве почти все стационарные машины приводятся в действие от этих двигателей. Они просты по конструкции, надежны в работе и удобны в обслуживании. Действие асинхронного двигателя основано на использовании кругового вращающегося магнитного поля, получаемою в трехфазных цепях переменного тока при помощи трех катушек, сдвинутых в пространстве одна относительно другой на 120°. На
рисунке показаны три катушки, расположенные в пространстве со сдвигом осей на 120°. Если эти катушки подсоединить «звездой» в трехфазную цепь, то по обмоткам катушек будет протекать трехфазный ток. Примем за положительное направление тока в катушках направление от начала к концу обмотки. Магнитный поток каждой катушки будем изображать в виде вектора, направленного вдоль ее оси. Для определения направления магнитного потока катушки будем пользоваться изученым правилом буравчика (если вращать рукоятку буравчика в направлении тока в витках катушки, то поступательное движение буравчика укажет направление поля). Магнитные потоки, возникающие в катушках, будут пропорциональны токам.
Направление результирующего магнитного потока для других моментов времени периода определяется аналогичным образом. Сравнивая картину магнитных полей в последовательные моменты времени, видим, что результирующий магнитный поток, оставаясь неизменным по величине, вращается в пространстве с угловой скоростью, равной круговой частоте тока, и в данном случае за один период делает один оборот.
Таким образом, вращающееся магнитное поле образуется в результате взаимодействия магнитных полей, создаваемых тремя катушками, расположенными в пространстве со сдвигом одна относительно другой на 120°, обмотки которых питаются трехфазным током. Направление вращения поля зависит от порядка подключения питающих проводов в сеть. Для изменения направления вращения поля нужно изменить порядок чередования фаз, то есть поменять местами два любых провода из трех, которыми обмотка присоединена к сети.
Рассмотрим принцип действия асинхронного двигателя. Принцип действия асинхронного двигателя основан на взаимодействии вращающегося магнитного поля и индуцированного им тока в роторе.
Если во вращающееся магнитное поле поместить металлическую рамку на осях так, чтобы ось вращения рамки совместилась с осью вращения магнитного поля, то магнитные силовые линии вращающегося поля будут пересекать горизонтально расположенные стороны рамки, в результате чего в рамке будет индуцироваться ЭДС, которая вызовет в замкнутой рамке индуцированный ток. Направление этого тока определится правилом «правой руки», причем необходимо учесть, что вращение магнитного поля относительно горизонтальных сторон рамки равносильно обратному вращению рамки. На проводник с током, находящийся в магнитном поле, действует электромагнитная сила.
В данном случае на каждую горизонтальную сторону рамки будут действовать силы, равные между собой по величине и противоположные по направлению. Направление сил можно определить по правилу «левой руки». Под действием этой пары сил рамка будет вращаться в направлении вращения магнитного поля. При этом частота вращения рамки всегда будет меньше частоты вращения магнитного поля. Чем больше разность этих частот, тем больше будут сила тока, индуцированного в рамке, и вращающий момент, действующий на нее. Следовательно, рамка всегда будет вращаться асинхронно (от греческого слова «асинхронос» — неодновременно) по отношению к вращающемуся магнитному полю. По этой причине двигатель называется асинхронным (металлическая рамка во вращающемся магнитном поле является простейшим вариантом асинхронного двигателя).
Тормозящий момент, создаваемый силами сопротивления, всегда стремится уменьшить частоту вращения рамки. Эта частота будет уменьшаться до тех пор, пока не наступит равенство вращающего и тормозящего моментов, после этого она станет постоянной. Чем больше тормозящий момент, действующий на рамку (ротор), тем медленнее она вращается.
Относительное отставание рамки (ротора) от вращающегося магнитного поля характеризуется величиной, называемой скольжением.
Номинальное скольжение асинхронного двигателя находится в пределах 1 ... 6 %.
Асинхронный двигатель состоит из двух основных частей: неподвижной — статора и вращающейся — ротора. Статор состоит из корпуса, сердечника и обмотки. Корпус статора служит для крепления сердечника с обмоткой и подшипниковых щитов. Корпус отлит из чугуна или алюминиевых сплавов, а сердечник набирается из тонких листов электротехнической стали.
Выводы обмоток статора (начала и концы обмоток) подключают к зажимам щитка двигателя по схеме «звезда» или «треугольник» в зависимости от напряжения сети.
Ротор асинхронного двигателя состоит из стального вала и закрепленного на валу сердечника с обмоткой. Вал ротора вращается в подшипниках, закрепленных в подшипниковых щитах. Щиты к корпусу двигателя крепят болтами. На один конец вала ротора насаживают шкив или муфту для передачи движения рабочим машинам. По конструкции ротора асинхронные двигатели разделяются на два типа: двигатели с короткозамкнутым ротором и двигатели с фазным ротором, или, как их называют, двигатели с контактными кольцами.
Короткозамкнутый ротор двигателя — цилиндр и, как сердечник статора, собран из отдельных листов электротехнической стали. В его пазы закладывают медные или алюминиевые стержни, соединенные с обеих торцевых сторон ротора электрически замыкающими их кольцами. Стержни, соединенные кольцами, служат обмоткой ротора. Эта обмотка по внешнему виду напоминает «беличье колесо». В двигателях мощностью до 100 кВт обмотку такого типа делают путем заливки расплавленного алюминия в пазы сердечника ротора, причем замыкающие кольца и лопасти вентилятора представляют собой одну отливку. Положительные качества двигателя с короткозамкнутым ротором — простота конструкции и надежность в эксплуатации, отрицательное — большой пусковой ток, превышающий номинальный в 6...7 раз.
Все электродвигатели имеют паспортную табличку, в которой приведены их основные технические данные: тип; заводской номер; номинальные напряжения; номинальные токи; номинальная мощность; частота вращения ротора при номинальной нагрузке; номинальный коэффициент мощности, коэффициент полезного действия, частота переменного тока; год выпуска; масса; ГОСТ, в соответствии с которым изготовлен двигатель.
Кроме этих типов двигателей общего применения, промышленность выпускает ряд двигателей специального назначения. Например, для сельского хозяйства выпускают электродвигатели АО2 с индексом ВМС — влаго - и морозостойкого исполнения. Эти двигатели предназначены для работы на открытом воздухе, во всех сельскохозяйственных помещениях при температуре окружающей среды от —40 до ₊40°C, относительной влажности воздуха до 95%.
Включение и пуск асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором.
Выводы обмоток статора (начала и концы) у асинхронных трехфазных двигателей обозначены:
Начала Концы
1-я фаза CI С4
2-я » С2 С5
3-я » СЗ С6
Начала и концы обмоток обозначаются (окрашены) также следующими цветами:
Начала Концы
1-я фаза Желтый Желтый с черным
2-я » Зеленый Зеленый » »
3-я » Красный Красный » »
В зависимости от линейного напряжения сети и номинального фазного напряжения обмотки статора двигателя выбирают способ соединения обмоток «звездой» или «треугольником».
При соединении статорных обмоток «звездой» все концы С4, С5, С6 соединяют в общую точку и изолируют, а начала С1, С2, СЗ подключают к сети. Можно начала CI, С2, СЗ соединять в общую точку, а концы С4, С5, С6 подключить к сети. В паспорте электродвигателя указывают обычно два напряжения. Если в паспорте указано 220/380В и стоит обозначение то это значит, что при линейном напряжении в сети 220В статорные обмотки двигателя нужно соединить в «треугольник», а при линейном напряжении 380В — «в звезду».
Пуск асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором. Применяют два способа пуска в ход асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором: непосредственное включение его в сеть (прямой пуск) и пуск в ход при пониженном напряжении на его зажимах. При непосредственном включении двигателя в сеть в момент пуска электродвигатель потребляет из сети ток (пусковой ток) в 5—7 раз больше номинального, что приводит к резкому понижению напряжения в сети. Особенно при пуске мощных двигателей напряжение снижается значительно, что вредно отражается на работе других потребителей. Поэтому прямой пуск применим для двигателей малой мощности, до 30 кВт.
Пуск при пониженном напряжении применяют в асинхронных двигателях большой мощности, а также для двигателей средней мощности при маломощных электрических сетях. В этом случае применяют пуск с переключением обмоток статора со «звезды» на «треугольник». При этом в момент пуска обмотки подключают к сети «звездой», а когда частота вращения ротора достигнет номинальной, обмотки быстро переключают на «треугольник». Этот способ применим для электродвигателей, нормально работающих при соединении статорных обмоток в «треугольник». Нагрузка на двигатель при таком способе пуска должна быть не более одной трети номинальной. Понижения напряжения можно также достичь включением в цепь обмотки статора на период пуска добавочных активных или реактивных сопротивлений или подключением двигателя к сети через понижающий автотрансформатор.
Реверсирования асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором достигают путем изменения направления вращения магнитного поля статора. Для этого достаточно поменять местами два любых линейных провода, подводящих ток к обмотке статора.
Для пуска, управления и защиты электроустановок служит специальная аппаратура: рубильники, переключатели, пакетные выключатели, контакторы, магнитные пускатели, реостаты, электрические реле, предохранители, автоматические выключатели, тепловые реле и др.