ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЙ В СВАРНЫХ ФЛАНГОВЫХ ШВАХ
Опытная установка (рис.) представляет собой рычажное устройство для нагружения сварного соединения рис.
Сварное соединение своими концевыми отверстиями соединяется с рамой установки и коротким плечом нагружающего рычага 2. Гидравлический динамометр (гидравлический цилиндр 3 и манометр 4), установленный на раме с помощью натяжного винта 5 и гайки (маховика 6), соединен с удлиненным плечом нагружающего рычага 2.
В процессе опыта для создания усилия на нагружающий рычаг 2 перемещают натяжной винт 5 гайкой (маховиком б).
Усилие, создаваемое винтом 5, контролируется манометром 4 гидравлического динамометра.
Усилия, действующие в сварном соединении, контролируются семью активными и одним компенсационным тензометрическими датчиками, которые включены в смежные плечи электрического моста (рис.).
Сопротивление каждого датчика 100 Ом. При нагружении активные датчики растягиваются и изменяется их сопротивление. Каждый тензодатчик типа ПКБ представляет собой петлевую решетку из константановой проволоки диаметром 25 мкм, вклеенную между двумя полосками конденсатной бумаги. В качестве вторичного прибора для изменения показаний датчиков используется измеритель деформации ИД-62М.
Компенсационный датчик предназначен для компенсации ошибки при колебаниях температуры в помещениях. Прибор ИД-62М представляет собой тензометрический мост, работающий в равновесном режиме. Балансировка моста производится вручную, питание осуществляется от батарей типа КБСЛ.
Рис. 5.
Рис. 6.
Показания измеряются в условных единицах. Разница между рабочим показанием Сpi датчика (в момент нагружения) и нулевым показанием Сoi (до нагружения) называется измеренным сигналом. Умножив сигнал на цену деления шкалы прибора о, можно узнать нагружающее усилие.
ПАСПОРТ УСТАНОВКИ № I
1. Передаточное отношение рычага £= 4,5.
2. КПД η = 0,8.
3. Диаметр поршня гидроцилиндра D = 40·10-3 м.
4. Диаметр штока гидроцилиндра d = I6·10-3 м.
5. На наружной полосе наклеено 7 активных и один компенсационный тензодатчики типа ПКБ-10-100.
6. Шаг датчиков t = 30·10-3 м.
7. Характеристика испытуемого соединения: материал полос - сталь Ст. 3.
σT = 220 МПа. Сварка выполнена вручную. Катет шва K = 2,5·10-3 м.
Длина шва l = 195·10-3 м.
ПАСПОРТ УСТАНОВКИ № 2
1. Передаточное отношение рычага i = 4,0.
2. КПД η = 0,8.
3. Диаметр поршня гидроцилиндра D = 50·I0-3 м.
4. Диаметр штока гидроцилиндра d = 2210-3 м.
5. На наружной полосе наклеено 7 активных и один компенсационный тензодатчики типа ПКБ-20-100.
6. Шаг датчиков i = 30 м.
7. Характеристика испытуемого соединения: материал полос - сталь Ст. 3.
σT = 220 МПа. Сварка выполнена вручную. Катет шва K = 2,5·10-3 м.
Длина шва l = 195·10-3 м.
Измерительные приборы: мост ИД-62-М, штангенциркуль, линейка.