Конструкторские разработки
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 2.75 (2 Голосов)

Конструкторская разработка - Стенд для ремонта кабины

Ремонт кабин предусматривает многократное ее кантование, что является довольно трудоемким процессом.

Обзор литературы, патентной документации, научно-технических и информационных материалов показал, что машиностроительной промышленностью Украины оборудование, механизирующее данный вид ремонта серийно не выпускается. Стенды для механизации этого вида работ производятся единичными экземплярами по технической документации, представляемой заказчиком.

Таким образом, для механизации ремонта кабин необходимо разработать конструкцию стенда.

Устройство и работа стенда

Стенд для ремонта кабин представляет собой стационарную установку, основой которой является сварная рама. Рама должна крепиться к полу анкерными болтами. Основной несущей металлоконструкцией стенда является каркас-кантователь. Он образован двумя опорными кольцами, диаметр которых равен 2280 мм и продольными брусьями. Размер колец определен конструктивно из условия размещения в каркасе кабины, различных устройств-креплений и возможности свободного доступа к ремонтируемой кабине для рабочего-ремонтника. Кольца выполнены из швеллера № 200 путем его изгиба. Полки швеллера при этом расположены наружу и образуют реборды. Кольца разнесены на расстояние 2000 мм и соединены между собой четырьмя параллельными брусьями. При этом центры обоих колец должны хорошо совпадать, т. к. через них должна проходить мнимая ось вращения каркаса.

Брусья выполнены из стальной толстостенной трубы диаметром 70 мм и присоединены к кольцам разъемно через проушины. На двух нижних брусьях в поперечном направлении подвижно размещены две балки, предназначенные для установки и закрепления на них ремонтируемой кабины. Балки выполнены из швеллера. Брусья и втулочные узлы крепления балок представляют собой подвижные сопряжения, что позволяет размещать балки соответственно расположению крепежных отверстий кабины. Для неподвижного закрепления относительно брусьев в присоединительных втулках балок имеются резьбовые ручные зажимы.

Установочной поверхностью для кабины у балки является верхняя полка швеллера, а для закрепления кабины на балках в полках выполнены продольные пазы. Крепление кабины к балкам осуществляется четырьмя винтами М 20.

Каркас-кантователь подвижно установлен (опирается) на четырех опорных катках, которые через подшипниковые опоры прикреплены к раме. Каждое кольцо каркаса-кантователя опирается на два катка. Т. о. каркас может свободно вращаться относительно горизонтальной оси. Для приведения каркаса во вращательное движение, т. е. для изменения положения установленной в нем ремонтируемой кабины, один опорный каток из каждой пары является приводным. Они размещены на одном валу, соединенном с электромеханическим приводом стенда.

Передача вращательного движения от приводных опорных катков к кольцам каркаса происходит за счет фрикционного взаимодействия поверхности кольца и катка. Для повышения силы трения и надежности этой передачи обода приводных катков выполнены из высокопрочной износостойкой резины.

Привод стенда состоит из электродвигателя 4А80В6У3 N =1,1 Квт; n=740 об/мин., червячного редуктора с передаточным числом і = 40. Кинематическая схема привода изображена на листе 5 графической части. Как видно, приводные катки расположены на общем приводном валу. Для снижения разрушающего влияния на приводные катки пусковых динамических нагрузок в приводе использованы упругие муфты с повышенными демпфирующими свойствами для соединения валов электродвигателя и редуктора и участков длинного приводного вала.

Работа на стенде выполняется следующим образом: кабина подъемно-транспортным средством помещается внутрь каркаса-кантователя максимально (до нескольких сантиметров) опускается к установочным полкам балок и удерживается на весу. Балки с освобожденными направляющими втулками подвигаются под кабину так, чтобы их крепежные пазы совпали с крепежным отверстиями кабины. В них помещаются соединяющие болты, кабина опускается на балки, соединительные болты затягиваются. После этого ручными резьбовыми зажимами в направляющих втулках балки закрепляются на брусьях. В таком состоянии кабины можно начинать осмотр и ремонт кабины. Для изменения положения кабины до необходимого для выполнения ремонтных действий, включается привод поворота каркаса. Это выполняется с пульта управления нажатием кнопки. Пульт управления имеет две кнопки, соответствующих определенному направлению вращения. С точки зрения безопасности эксплуатации стенда электрическая цепь питания привода размыкается при прекращении воздействия на управляющую кнопку.

После окончания ремонта кабины каркас-кантователь возвращают в исходное положение, т. е. брусьями и балками крепления вниз. Болты, крепившие кабину, отвинчивают и удаляют, а кабина подъемно-транспортным средством выносится из каркаса.

Расчеты, подтверждающие работоспособность стенда.

Работоспособность, надежность и безопасность эксплуатации стенда определяется прочностью и конструктивными параметрами детали основных его узлов. К ним относятся электродвигатель, редуктор, приводной вал с опорами, соединительные муфты, фрикционная передача, металлоконструкция. Наиболее ответственные детали этих узлов рассчитаны на прочность и работоспособность.

Кинематический расчет.

Исходным параметром в данном кинематическом расчете является скорость движения (вращения) каркаса стенда. Для данного вида ремонтных работ по нормам ГОСГОРтехнадзора она должна быть не более 0,25 м/сек Тогда частота вращения каркаса должна быть равной:

image001_1_9e5d4e5a0a48a454d72058ba4c670e1b Стенд для ремонта кабины об/мин

где image002_1_b59c27a87394712d297f048615d3e6ec Стенд для ремонта кабины мм – конструктивный размер опорных колец каркаса;

При принятой кинематической схеме привода стенда (лист 6) передаточные числа передающих механизмов определяются следующим образом:

Передаточное число передачи «каток – кольцо каркаса»

image003_1_dda6721df7a5255948a5efc8835ace78 Стенд для ремонта кабины;

где image004_1_79ed5e2e0f1521e37a07d392157fd57f Стенд для ремонта кабины- коэффициент проскальзывания.

Передаточное число редуктора

image005_1_f210e28b7f0f3c1aac51606d7603d123 Стенд для ремонта кабины

Передаточное число привода

image006_1_6ba4a59aed031fd75f10bc90336ce7ab Стенд для ремонта кабины

Определение рабочих нагрузок.

Основной рабочей нагрузкой в стенде является вращающий момент, создаваемый за счет смещения центра тяжести установленной кабины относительно оси вращения каркаса.

Нагрузочный вращающий момент определяется как:

image007_1_1b122935d26406c882cf14acd016d60d Стенд для ремонта кабины нм;

Сила веса, действующая в центре тяжести:

image008_1_2ec2d7e2e68f91c7fbc85919c780baf7 Стенд для ремонта кабинын.;

где е=700 мм – смещение общего центра тяжести ремонтируемой кабины и крепежной оснастки;

image009_1_1c135fb416ea9e3c6296a2aba2aa370c Стенд для ремонта кабины н – сила веса кабины;

image010_1_33d3e17c3c801e9c948e3cfed4634f7b Стенд для ремонта кабинын – сила веса крепежной оснастки.

Общая сила веса кантователя:

image011_1_64f5890876f461b291fa72b6ca3ce6c7 Стенд для ремонта кабинын.

Все кольца:

image012_1_0c2050c5cfbcea9279d7a7d087994e65 Стенд для ремонта кабины н

где q=126 н – сила веса одного метра швеллера № 10

Расчет и выбор электродвигателя, редуктора

Мощность, необходимая для вращения каркаса кантователя, когда в нем установлена кабина, определяется как:

image013_1_733a955ae7337032daa45c36ff7eb294 Стенд для ремонта кабины Квт

Мощность электродвигателя привода расчетная

image014_1_6fa196cb5bd9b8ad724124c9730a575f Стенд для ремонта кабины Квт

Коэффициент полезного действия привода:

image015_1_ed23ebaee1a9bd560cfff05d30198764 Стенд для ремонта кабины

где image016_1_8d380bc171ae34a5c202f21c7b0e2b25 Стенд для ремонта кабины - к. п.д. червячного редуктора;

image017_1_4e5b1b31e4aad038e1e0de85580048fa Стенд для ремонта кабины - к. п.д. упругой муфты;

image018_1_1e428f69d8a636194593b34068bb04ae Стенд для ремонта кабины - к. п.д. катка опорного;

image019_1_e9200f2f883a36ae312b7b959c980392 Стенд для ремонта кабины - к. п.д. фрикционной передачи «каток-кольцо».

Ориентируясь на значение расчетной мощности электродвигателя, из каталога выбираю электродвигатель для привода: 4А80В6У3 – трехфазный, асинхронный, рабочее напряжение 380 V, мощность 1,1 Квт, частота вращения вала 740 об/мин.

Редуктор для привода выбираю унифицированный, ориентируясь на рассчитанное необходимое передаточное число. По этому критерию и из условия компактности привода наиболее подходит редуктор червячный

4-125-40-2-1,5. Его характеристики: передаточное число image020_1_68a4fe9825a37a31776a8c0279e90e12 Стенд для ремонта кабины; допускаемая мощность 1,5 Квт.

Проверка работоспособности фрикционной передачи.

Фрикционную передачу в приводе образуют опорный приводной каток и кольцо каркаса, опирающееся на каток.

Определяю достаточность силы прижатия кольца каркаса к приводному катку.

Условие достаточности силы прижатия:

image021_1_fcc08aa222add44b27fcfa1066bdaec8 Стенд для ремонта кабины

Необходимая сила прижатия определяется как [ ]:

image022_1_7a68313b473271dd7541377c91b91380 Стенд для ремонта кабины;

где C=1,25 – запас сцепления;

f=0,45 – коэффициент трения между поверхностью катка (резина) и поверхностью кольца (сталь).

Окружное полезное усилие общее:

image023_1_9df4c615b0d3dcea49c1d071720a7b3b Стенд для ремонта кабины н

Окружное усилие для одного приводного катка:

image024_1_94dccc6419fcd62c6a12682b68a14181 Стенд для ремонта кабины/2=2642 / 2=1321 н

тогда

image025_1_5950221e742d8d384609d6cc687b11c9 Стенд для ремонта кабины н

Действительная сила прижатия кольца каркаса кантователя к катку:

image026_1_86dac462320205f019a4cd2f1b83e792 Стенд для ремонта кабины н

Расчет прочности деталей приводного катка

Проверка контактной прочности фрикционной передачи. Условие контактной прочности:

image027_1_5622d121f7e1bfdd9a84053f728b44d0 Стенд для ремонта кабины

image028_1_4b6833338afb9f14708b342bf63e4d62 Стенд для ремонта кабины - допускаемое контактное напряжение резины [ ]

Действительное контактное напряжение для фрикционной передачи с линейным контактом:

image029_1_396eb46bd0d9dedbb63f20f77a1a18e8 Стенд для ремонта кабины Мпа

где image030_1_dcb3ddc9667b500f0894f9ef35503609 Стенд для ремонта кабины мм; image031_1_39a3cd3739143d64e54bae7f41c11dd7 Стенд для ремонта кабины мм – ширина катка;

Приведенный модуль упругости:

image032_1_b1e0ab91868c52d4e63c7f9fa6408cce Стенд для ремонта кабины Мпа

image033_1_0bc6f63dee6f25e653b65d56e643fd75 Стенд для ремонта кабиныН/мм2 – модуль упругости материала кольца (сталь);

image034_1_015ba18aa384b91982baf17b0ca19b9a Стенд для ремонта кабины Н/мм2 – модуль упругости материала катка (резина);

image035_1_b96104b895c77ececaedfbaf72133d6f Стенд для ремонта кабины нм

Условие контактной прочности выполняется:

10 Мпа=image036_1_fa7f7cc6233ca064ad4630e130aa8994 Стенд для ремонта кабины Мпа

Расчет диаметра приводного вала

Приводной вал приводных катков из-за его повышенной длины целесообразно выполнить полым при соотношении внутреннего и наружного диаметров вала image037_1_b0bbd3c763e6081db6caff9a314179a0 Стенд для ремонта кабины.

Наружный диаметр вала определяю по формуле [черн]

image038_1_2f89a09c46ec75e6f9b9fd440ef8c5f0 Стенд для ремонта кабинымм

Допускаемое касательное напряжение определяется:

image039_1_d541dacc66080bfffb47738f75abacab Стенд для ремонта кабины Мпа

где image040_1_0f610da549a587d2a624bb54a2b3dff7 Стенд для ремонта кабины Мпа – допускаемое напряжение изгиба для стали 20.

Ориентируясь на расчетное значение, принимаю наружный диаметр полого вала image041_1_dd375c99e1a6887d9020c8c654814697 Стенд для ремонта кабины мм.

Тогда внутренний диаметр полого вала image042_1_633577dbb29397734e5365cfef71018f Стенд для ремонта кабины мм

Проверка прочности болтов

Прочность болтов, соединяющих обод приводного катка с приводным валом определяет надежность и безопасность эксплуатации стенда. Из схемы нагружения этого узла (рис. ) видно, что болты испытывают деформацию среза от вращающего момента и силы веса каркаса кантователя.

Расчет ведем по наиболее опасному условию нагружения болта – когда направление действия сил image043_1_e30d7f5ce0b2afa3c13723fd0fca8a4f Стенд для ремонта кабины и image044_0_67982744b94c86e5deecb7c94b580bfa Стенд для ремонта кабины совпадают с приводным моментом image045_0_e00e7730b23f33f9bafc63254c02a011 Стенд для ремонта кабины, нагружен один приводной каток.

Определяем необходимую силу затяжки болтов из условия отсутствия сдвига стыка и предотвращения среза:

image046_0_058ac3b1f3d9e616ebbfa124efb53409 Стенд для ремонта кабинын

Суммарная сдвигающая сила, действующая на один болт:

image047_0_587639730110e0f75297108d69418daa Стенд для ремонта кабины н

где image048_0_89669d9225053a78d6736f3637bc2cb9 Стенд для ремонта кабины мм – диаметр окружности, по которой размещены болты (конструктивно);

где image049_0_dac40d7858728921e5102ef052abce5e Стенд для ремонта кабины4 – число болтов в соединении;

image050_0_5b5ecaa64bbb7809760c491b0f93989d Стенд для ремонта кабины2 – число стыков.

Условие прочности болта при данной схеме нагружения:

image051_0510ed988b64c47c072b53d4bb483327 Стенд для ремонта кабины

Допускаемое напряжение:

image052_fc7bb990f784f94313058a25048c70a1 Стенд для ремонта кабины Мпа

Эквивалентное напряжение, учитывающее кручение при затяжке:

image053_2169c7f97510b22a8d0c100b3cfd24cb Стенд для ремонта кабины Мпа

где image054_184308c57d7bf096906571696e9a5d1a Стенд для ремонта кабины мм2 – площадь поперечного сечения болта М10 по внутреннему диаметру резьбы;

image055_cd06de5e96ae914a8ee5a5338c8e2706 Стенд для ремонта кабины Мпа – предел текучести материала болта (сталь 45);

image056_1a13b924c084d2daec6b532c54f7ab7b Стенд для ремонта кабины1,6 – коэффициент запаса прочности;

Таким образом, условие прочности болтов, соединяющих обод приводных катков с валом, выполняется:

73 Мпа=image057_ad9101f400f9a5a33d3013b22e7438c6 Стенд для ремонта кабины Мпа.

Расчет прочности вала катка

Прочность вала приводного катка требует проверочного расчета, т. к. по сравнению с приводным передающим валом он имеет конструктивные особенности, влияющие на прочность, а также отличается характером нагружения. Расчетная схема приведена на рисунке. Из схемы видно, что вал испытывает сложную деформацию – изгиб с кручением.

Расчет выполняю из условия опасного варианта нагружения приводного катка, когда вращающий момент image045_0_e00e7730b23f33f9bafc63254c02a011 Стенд для ремонта кабины на каркас передается одним катком (второй по каким-то причинам проскальзывает).

Реакции в подшипниковых опорах вала от радиального усилия image058_2cc1abd662314fe2748bbbd50fcb4155 Стенд для ремонта кабины:

image059_108e059e1339099664ea7caf6bee0135 Стенд для ремонта кабины н.

Максимальный изгибающий момент:

image060_994caa21b0ebd699a395714afbf184d9 Стенд для ремонта кабины н мм;

Изгибающие моменты в опасных сечениях вала.

Сечение В-В. Это сечение расположено близко к точке максимального значения изгибающего момента на опоре.

Расчетный диаметр вала для этого сечения:

image061_c1cc6e6007e81bca8f03d0dc2105777a Стенд для ремонта кабины

Эквивалентный момент:

image062_4d30087527fe243a65b2ce63ca7c3dea Стенд для ремонта кабины н мм

image063_53d5f884c56ae10132d62c23cd50c86b Стенд для ремонта кабины н мм

image064_3fc9502639c819b61a741d6c927c6f2a Стенд для ремонта кабины н мм

image065_5ca915fa5e634ad69dacd3cb20468195 Стенд для ремонта кабины Мпа – допускаемое напряжение материала;

image066_23ee0be920c48b72deab5d89c7953416 Стенд для ремонта кабины мм.

Ориентируясь на расчетное значение, принимаю диаметр вала в этом сечении 40 мм.

Сечение А-А является опасным, т. к. в этом месте имеется концентратор напряжения – канавка для выхода шлифовального круга. Для этого сечения определяем запас прочности и сравним его с допускаемым. При этом, должно выполняться условие:

image067_ccd47d5bf253bdb1105c7460514cff7c Стенд для ремонта кабины

где image068_29b1e5f41736f4056fc027608db8e3c4 Стенд для ремонта кабины - требуемый коэффициент запаса прочности [ ].

Действительный коэффициент запаса прочности определяется как:

image069_fe3fc929b8a5d815605f70426a3df7c1 Стенд для ремонта кабины

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:

image070_d5aa0e4405b0685afafc823e743fad2e Стенд для ремонта кабины

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:

image071_b830354d752394e42b547001610bec15 Стенд для ремонта кабины

Предел выносливости материала вала по изгибу:

image072_74faa9ea3090f48a587299e403a8a681 Стенд для ремонта кабины Мпа.

Предел выносливости материала вала по кручению:

image073_0e974c02b9f6d865457a42c2b611d383 Стенд для ремонта кабины Мпа;

где image074_a364e0ebf25a3c96b7b60bb253ed38a8 Стенд для ремонта кабины Мпа – предел прочности стали 45 [ ].

Нормальные напряжения для рассматриваемого сечения:

image075_47c4a86e61e8246d25618fe48d6fa7e0 Стенд для ремонта кабины Мпа.

Изгибающий момент image076_0607cbd43818cf00bc77ee2828d0e3f1 Стенд для ремонта кабины н мм.

Момент сопротивления сечения:

image077_01c5c88f47c0bc4e79370541e3fa8164 Стенд для ремонта кабины мм3.

Касательное напряжение в рассматриваемом сечении:

image078_507906b2ae6f236e01f4e349422a77a8 Стенд для ремонта кабины Мпа.

Момент сопротивления при кручении:

image079_7e23a3a789fc3f0db957b7826d6884bb Стенд для ремонта кабины мм3

Эффективные коэффициенты концентрации напряжений [ ]

image080_f7a96594cd984ff6e3776d8927ba2028 Стенд для ремонта кабины; image081_ac0d8b61a27f4f835f55b823c6a63bd6 Стенд для ремонта кабины;

Масштабные факторы для вала диаметром 37 мм; [ ]

image082_dfca917be870501712c4e3a7d8e78732 Стенд для ремонта кабины; image083_525b1eee35bd2f9a1ef3c4938e7782cb Стенд для ремонта кабины;

Коэффициенты формы цикла нагружения [ ]

image084_ec8689ed129bf93ae20d2efea2d0e7ea Стенд для ремонта кабины; image085_e8fcf248ea8fd959bbf84cabe9f03755 Стенд для ремонта кабины;

Тогда

image086_e343ad45d1e817199798817c465b068c Стенд для ремонта кабины

Т. к. условие прочности выполняется, т. е.

image087_ca071eca9f8c0c0d890882c415258e49 Стенд для ремонта кабины

Считаем, что опора катка приводного надежна и работоспособна.

Выводы. Выполненные кинематические, силовые, прочностные расчеты подтверждают работоспособность, надежность и безопасность разработанной конструкции стенда для ремонта автотракторных кабин.

Стенд для ремонта кабины - 2.5 out of 5 based on 2 votes