23 | 11 | 2017
Учебные материалы
Для преподавателей
Работы студентов
Справочная и техническая литература
Статьи по темам

Особенности технической подготовки ремонтного производства АПК для восстановления деталей машин

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 2.25 (2 Голосов)

ЛЕКЦИЯ №1

Тема: «Особенности технической подготовки ремонтного производства АПК для восстановления деталей машин»

Вопросы:

1.  Задачи и этапы технической подготовки ремонтного производства для восстановления деталей.

2.  Конструкторская и технологическая организация подготовка ремонтного производства.

3.  Организационно-экономическая подготовка ремонтного производства.

4.  Изучение спроса на восстановление деталей (маркетинг).

Литература:

Основная:

1.  Петров С. А., Бисноватый С. И. Ремонт сельскохозяйственных машин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Колос, 1982. – 303 с., ил. – (Учебники и учеб. пособия для подгот. с.-х. кадров массовых профессий).

2.  Мочалов И. И., Костенко С. И., Васильев В. А. Ремонт почвообрабатывающих машин. – М.: Россельхозиздат, 1986. – 142 с., с ил.

Дополнительная:

1.  Ремонт машин/ О. І. Сідашенко, О. А. Науменко, А. Я. Поліський та ін.; За ред. О. І. Сідашенка, А. Я. Поліського. –К.: Урожай, 1994.- 400с.

1. Задачи и этапы технической подготовки ремонтного производства для восстановления деталей.

Совершенствованию ремонтно-обслуживающего производства способствует техническая подготовка, которая предшествует ведению производства.

При организации предприятия необходима подготовка документов согласно типовой схеме (рис. 1).

Типовая схема предприятия

Рис. 1. Типовая схема предприятия

В этом случае производство выступает как этап заранее продуманной и спланированной деятельности, регламентируемой выработанной технической документацией, определяющей все основные производственные функции.

Техническую подготовку производства планируют по соответствующим этапам, и она требует координации действий всех служб предприятия, сосредоточения и целесообразного использования финансовых и материальных ресурсов, планирования технического развития предприятия, внедрения новой техники и прогрессивной технологии производства, а также научной организации труда и управления на производстве.

В основу технической подготовки входит: разработка нормативов затрат труда, запасных частей, ремонтных материалов, энергоресурсов. Используя общие нормативы, их уточняют в зависимости от специфики производственных процессов на конкретном предприятии.

Техническая подготовка ремонтно-обслуживающего производства включает: обоснование экономической целесообразности и эффективности ремонта машин и восстановления деталей в пределах оптимального послеремонтного ресурса, разработку технической документации на ремонт, предусматривает разработку и совершенствование технологии, создание технических нормативов, отладку производственного процесса.

Основная задача технической подготовки производства — обеспечение непрерывного технического прогресса; на предприятиях по ремонту машин – это выражается в повышении качества ремонта.

Одна из целей технической подготовки — сокращение сроков освоения новой техники и технологии ремонтно-технического оборудования, полное использование производственной мощности предприятия, улучшение результатов хозяйственной деятельности.

Техническая подготовка ремонтно-обслуживающего производства складывается из конструкторской, организационно-экономической и технологической частей. Выполняют ее непосредственно как на ремонтном предприятии, так и в научно-исследовательских институтах и на машиноиспытательных станциях. Поэтому техническую подготовку разделяют на внезаводскую и внутризаводскую.

Основной этап внезаводской технической подготовки производства — глубокие научные исследования по совершенствованию ремонтного производства и на основании этого разработка технической документации.

Применительно к организации технического сервиса машин к внезаводской технической подготовке относят: изучение основных параметров технико-экономической характеристики новых машин, технический сервис которых планируют организовать; теоретическое обоснование целесообразности ремонта машин; теоретическое обоснование оптимального послеремонтного ресурса машин.

Эти исследования являются основой для разработки технического задания на организацию ремонта машин, технической документации, определения экономической эффективности организации работ.

Внутризаводская техническая подготовка производства является непосредственным продолжением внезаводской подготовки и конкретизирует особенности организации производства на предприятии. Техническая подготовка ремонтно-обслуживающего производства в основном закладывается в процессе проектирования и создания новых машин.

На стадии проектирования и создания новой техники техническая подготовка производства сводится к выполнению требований, обеспечивающих ремонтопригодность машины.

Ремонтопригодность заключается в предупреждении, обнаружении и устранении отказов, обусловливает подготовку технической документации на ремонтные воздействия.

Эффективность ремонтного производства во многом определяется основами технической подготовки, закладываемой при разработке конструкторской документации на новую машину.

Исходные материалы для технической подготовки производства формируют по результатам анализа: конструкторской документации основного производства, характеризующей технико-экономические параметры машины; ведомственных испытаний, учета характерных поломок и износов, выяснения причин, обусловливающих их проявление; государственных испытаний машин на станциях по надежности и долговечности агрегатов и деталей и эксплуатационных испытаний в течение первых двух лет.

Параллельно собирают исходные материалы для технической подготовки ремонтного производства на основе научно-исследовательских работ по анализу ремонтопригодности агрегатов по машинам прототипам, изучению результатов диагностирования отдельных пунктов и прогнозированию их ремонтопригодности, изысканию и апробации новых технологических способов восстановления работоспособности машины.

Характерная особенность подготовки ремонтно-обслуживающего производства — использование результатов технической подготовки основного производства (технические требования к точности и шероховатости поверхности после обработки, режимы сборки, обкатки и т. п.). Поэтому некоторое технологическое оборудование может быть таким же, как в основном производстве.

Рекомендации по технической подготовке ремонтного производства новых марок разрабатывают с учетом технической подготовки прежних выпусков и осуществляют технические отделы или технические службы.

2. Конструкторская и технологическая организация подготовки ремонтного производства.

При конструкторской подготовке ремонтно-обслуживающего производства разрабатывают требования по надежности, долговечности, экономичности и другим показателям к машинам вторичного производства, а также обеспечению ремонтных предприятий необходимой конструкторской документацией. Основной объем работ по конструкторской подготовке производства выполняют вне ремонтного предприятия.

Научно-исследовательские институты, проблемные лаборатории организуют конструкторскую подготовку ремонтного производства применительно к сложным машинам в таком порядке: разрабатывают техническое задание на ремонт, в котором указывают отклонения от основных технико-экономических параметров новых машин; определяют ориентировочную себестоимость ремонта; устанавливают целесообразность и эффективность ремонта; выбирают технологические способы восстановления деталей; подготавливают рабочие чертежи.

При конструкторской подготовке ремонтно-обслуживающего производства может быть представлена следующая основная документация: основного производства машин на заводах-изготовителях, эксплуатационная и ремонтная.

В общем комплексе работ по технической подготовке ремонтного производства технологическая подготовка включает разработку технологических операций, технологических и проектно-технологических документов, контрольную документацию по обеспечению и соблюдению дисциплины, изготовлению оснастки и вспомогательного оборудования.

Технологическая подготовка производства (ГОСТ 14.004—74) — это совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих технологическую готовность предприятий (или предприятия) к выпуску изделий заданного качества при установленных сроках, объеме выпуска и затратах. Для этого используют данные типовых технологических карт, результаты научно-исследовательских работ, опыт промышленных предприятий.

Организация технологической подготовки производства — формирование или совершенствование структуры служб технологической подготовки производства и подготовки информационного, математического и технического обеспечения, необходимого для выполнения функций технологической подготовки производства.

Разработку новой технологии, как правило, начинают с изучения технологии изготовления. Важным этапом в технологической подготовке производства является конструирование оснастки, приспособлений и других средств.

При технологической подготовке производства определяют трудоемкость на транспортирование, разрабатывают нестандартное оборудование, конструируют и изготовляют приспособления, повышающие производительность труда.

При ремонте тракторов одной марки целесообразно применять специальное оборудование, при ремонте тракторов нескольких марок — универсальное.

Технологическая оснастка значительно повышает производительность труда. Однако ее разработка и изготовление трудоемки и длительны. Документацию на технологическую оснастку и нестандартное оборудование готовят централизованно в научно-исследовательских институтах (альбомы нестандартного оборудования ГОСНИТИ). Эта часть технологической подготовки тесно переплетается с конструкторской.

Оформлению документации на технологическую оснастку и нестандартное оборудование предшествуют следующие этапы: проектирование, изготовление опытной партии, проверка на производстве, внесение изменений по результатам проверки.

Мероприятия по повышению качества ремонта машин требуют систематического соблюдения технологической дисциплины. Мероприятия технологической подготовки производства составляют основу организации и функционирования службы технического контроля.

При разработке технологических процессов восстановления деталей необходимо проведение следующих основных этапов: анализ исходных данных для разработки технологического процесса; выбор действующего типового группового технологического процесса или поиск аналога единичного процесса, а также исходной заготовки и метода ее изготовления и технологических баз; составление технологического маршрута обработки; разработка технологических операций; нормирование технологического процесса; определение требований техники безопасности; расчет экономической эффективности технологических процессов; оформление технологических процессов.

3. Организационно-экономическая подготовка ремонтного производства.

Организационно-экономическая подготовка ремонтно-обслуживающего производства — необходимая и неотъемлемая часть технической подготовки, которая включает три основных этапа: 1 — предварительное экономическое проектирование основных направлений развития предприятия в связи с изменением его производственной деятельности; 2 — экономическое обоснование решений на стадиях конструкторской и технологической подготовки; 3 — расчет итоговой показательной производственно-хозяйственной деятельности предприятия в связи с внедрением новой техники, прогрессивной технологии и организации производства по плану технологической подготовки производства.

При установлении ремонтопригодности изделия процесс восстановления детали сводится к выбору технологии восстановления, которая должна обеспечивать ее восстановление в соответствии с техническими условиями при минимально возможных затратах труда и средств в расчете на единицу ресурса изделия.

Для этого необходимы предварительные расчеты. Экономическое проектирование производственной деятельности ремонтного предприятия, предварительный расчет показателей его хозяйственной деятельности должны предшествовать комплексу работ по другим направлениям технической подготовки производства.

Экономическая подготовка ремонтного производства — конечная цель выдачи комплекса рекомендаций, основными из которых являются: экономическое обоснование целесообразности и эффективности восстановления детали, узла, агрегата; оптимального послеремонтного ресурса детали, узла, машины; определение целесообразности производства капитальных ремонтов и других видов ремонтных воздействий, оптимальной программы ремонтного производства и др.

Результаты расчетов по экономическому обоснованию ремонтного производства служат исходным материалом для прогнозирования развития ремонтной базы в направлении концентрации и специализации производства.

Показателем критерия является равенство удельных расходов на единицу ресурса нового и ремонтируемого изделия при следующих исходных данных — показатели испытания отремонтированной техники и то же в доремонтный период.

При экономическом обосновании технической подготовки про­изводства проводят сравнительный анализ трудоемкости и себестоимости изготовления изделия. Организационно-экономическая подготовка ремонтно-обслуживающего производства включает работы непосредственно по организации труда и управления.

В каждое из перечисленных направлений входит комплектование ремонтного фонда в соответствии с техническими условиями на сдачу машины в ремонт, организацию работ по дефектации узлов, деталей ремонтного фонда, расчет основных параметров ремонтного производства.

Ремонтный фонд создают из машин, подлежащих ремонту и отвечающих требованиям, предъявляемым к их техническому состоянию.

В организационную подготовку производства включают расчет основных параметров ремонтного производства: ритм, фонд време­ни, продолжительность нахождения машины в ремонте, фронт ремонта и др. Организация производства предусматривает проектирование производственной структуры, конструкторских и технологических служб, ремонтно-обслуживающих подразделений и других хозяйств. Подготовка ремонтного производства в направлении организации труда предусматривает разработку документации, регламентирующей деятельность инженерно-технического персонала и рабочих.

Проекты рабочих мест формируют на основе учета технических, экономических и энергометрических требований. Разрабатывают порядок оснащения рабочих мест необходимым оборудованием, оснасткой, технологическими картами, другими документами, регламентирующими расход материалов, инструмента, пара, воды, сжатого воздуха. Организационная подготовка ремонтно-обслуживающего производства включает разработку организационной структуры и структуры управления.

4. Изучение спроса на восстановление деталей (маркетинг).

Основные задачи маркетинга при ремонте — это изучение рынка и активное воздействие на потребительский спрос (на технику, запасные части, услуги).

Основные функции маркетинга:

1.  Обменные, связанные с передачей права собственности на товар.

2.  Материальные, связанные с изменением формы и места нахождения товара (хранение, транспортирование и переработка).

3.  Стандартизация установления и поддержания единого требования к продукции.

4.  Финансирование, использование денег для обеспечения опе­раций в системе маркетинга.

5.  Принятие риска — принятие возможных убытков при марке­тинге продуктов.

6.  Изучение рынка — сбор, анализ и распространение разнооб­разной информации.

Эффективный технический сервис за счет маркетинга возможен не столько за счет проведения ремонта и ТО, сколько за счет реализации запасных частей и услуг. Как правило, владелец техники готов хорошо оплатить услуги технического сервиса, но он вправе требовать быстрого и качественного обслуживания, а это зависит от технического оснащения и квалификации специалистов.

Для осуществления технического сервиса необходимо знать потенциальных клиентов, а также иметь специалистов по маркетингу, знать влияние сроков обслуживания техники, располагать демонстрационным залом и складом запчастей, иметь передвижные мастерские, пользоваться рекламой, использовать информацию о надежности техники.

В условиях Украины основными потребителями техники являются сельские товаропроизводители (акционерные общества, фермерские хозяйства и т. п.). Поэтому во вновь создаваемом дилерском пункте прежде всего необходимо определить направленность его деятельности (рис. 2).

Основными мероприятиями при этом являются:

1. Разбивка рынка на группы в соответствии со спросом на технику и услуги технического сервиса.

Сегментация → Выбор целевых Позиционирование

Рынка → сегментов рынка товара на рынке

Основные направления целевого маркетинга

Рис. 2. Основные направления целевого маркетинга

2.  Оценка и отбор товаропроизводителей, на которых будет направлена деятельность дилерского пункта.

3.  Позиционирование товара на рынке и разработка детального комплекса маркетинга.

Ремонтно-обслуживающим предприятиям, выполняющим функции дилера, для успешной работы в условиях рынка приходится решать много новых и сложных задач. В отличие от доперестроечного периода теперь они должны сами определять объем и ассортимент выпускаемой продукции, пути ее реализации, решать вопросы организации производства и т. д. В условиях рынка принятие неправильного решения обернется экономическими потерями. Существующие методики определения необходимого объема и ассортимента выпускаемой продукции, разработанные для планового хозяйства, в условиях рынка не всегда могут быть использованы.

Целесообразнее всего обратиться к опыту стран с рыночной экономикой. Так, наибольший интерес представляют идеи, высказан­ные американским ученым Ф. Котлером. По его мнению, «рыночный спрос» выражается в точном количестве товара, которое будет куплено определенной группой покупателей в определенном регионе, в определенный период, на определенных предприятиях при наличии определенной программы маркетинга.

Большинство зарубежных специалистов считают, что доля товаров фирмы в объеме продажи товаров на рынке пропорциональна маркетинговым условиям фирмы.

В связи с тем, что в новых условиях возникает конкуренция между заводами-изготовителями, следует рассмотреть вопросы выбора стратегии охвата рынка.

Рынок определяется рядом факторов: наличием техники, ее разнообразием, ценой, качеством и т. д. Поэтому дилеры завода-изготовителя должны учитывать виды маркетинга: недифференцированный, дифференцированный и концентрированный.

При недифференцированном маркетинге сегментация рынка не проводится, а техника предоставляется всем потребителям рынка.

При дифференцированном маркетинге завод-изготовитель через дилеров проводит сегментацию рынка и выкупает технику для определенной группы потребителей.

При концентрированном маркетинге заводы-изготовители через посредничество дилеров изготавливают технику для узкого круга потребителей (рис. 3).

Все это необходимо учитывать при создании дилерской службы определенного региона. Причем необходимо иметь в сфере технического сервиса как дилеров заводов-изготовителей, так и независимых дилеров, с тем чтобы удовлетворить всех потребителей.

Нужно не просто продавать тракторы. Так, Ф. Котлер говорил, что задача деятеля рынка — выявить скрытые за любым товаром нужды и продавать не свойства этого товара, а выгоды от него, в данном случае — обработка земли.

В условиях сегментации рынка должно произойти деление сфер влияния между дилерами завода-изготовителя и независимыми дилерами. Поскольку заводу — изготовителю сложной техники для выполнения обслуживания и гарантированного ремонта необходимо специальное оборудование, целесообразно брать в компаньоны уже имеющиеся специализированные ремонтные предприятия. В то же время заводам — изготовителям несложной техники целесо­образно распространять свою технику через независимых дилеров, в качестве которых могут выступать мастерские общего назначения, пункты технического обслуживания и т. п.

Недифференцированный маркетинг

Комплекс маркетинга фирмы → Рынок

Дифференцированный маркетинг

Вариант 1

комплекса маркетинга фирмы → Сегмент рынка 1

Вариант 2

комплекса маркетинга фирмы → Сегмент рынка 2

Вариант 3

комплекса маркетинга фирмы → Сегмент рынка 3

Концентрированный маркетинг

Сегмент рынка 1

Комплекс маркетинга фирмы → Сегмент рынка 2

Сегмент рынка 3

Рис. 3. Стратегия охвата рынка технического сервиса

Необходимо определять рациональные размеры партии техники, реализуемой через дилерские пункты. Это объясняется следующими причинами.

Во-первых, заниженная партия техники (тракторов, комбайнов и т. п.), реализуемая и обслуживаемая через дилерский пункт, уменьшит его прибыль. Завышенная партия, приобретаемая дилером у завода-изготовителя и нереализованная потребителям, приведет его к банкротству.

Во-вторых, в условиях рынка определить оптимальный размер партии техники в дилерском предприятии возможно, лишь зная долю рыночного спроса конкретного потребителя в объеме рынка. При определении доли рыночного спроса наряду с другими факторами в условиях Украины особое значение будет иметь качество ремонта машин, что является в условиях рынка основным критерием конкурентоспособности. Если на рынках Запада качество ремонта приравнивают к качеству новой техники (такая же гарантия — 12 мес, внешний вид и т. д.), то в Украине неизбежен переходный период, когда качество ремонта, выполняемого различными предприятиями, будет неодинаковым.

В этих условиях предлагается качество ремонта машин оценивать через трудоемкость изготовления машины и трудоемкость поддержания ее в работоспособном состоянии или через балансовую стоимость и суммарные затраты на поддержание машины в работоспособном состоянии.


Особенности технической подготовки ремонтного производства АПК для восстановления деталей машин - 2.0 out of 5 based on 2 votes

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить