Технический сервис
Тема: «Закономерности изменения технического состояния машин. Предельные состояния машин и оборудования, критерии их определения»
План:
1.Параметры технического состояния машины.
2.Закономерности изменения технического состояния машин и оборудования.
3.Факторы, способствующие изнашиванию и нарушению работоспособности машин.
4.Классификация отказов и износов.
5.Критерии определения технического состояния машины.
6.Методы определения допустимого отклонения параметров технического состояния.
1.Параметры технического состояния машины.
Параметрами технического состояния называются Физические величины (миллиметр, градус и т. п.), определяющие связь и взаимодействие элементов машины, и ее функционирование в целом.
Примеры параметров технического состояния:
Сопряжение «поршень - цилиндр двигателя»
Наружный диаметр юбки поршня, внутренний диаметр гильзы зазор, овальность и т. п.
Марка двигателя |
Номинальные размеры, мм. |
Зазор между стенкой гильзы и юбкой, мм |
|
Внутренний диа-метр гильзы |
Диаметр юбки поршня |
||
ЗМЗ-53 |
+0,084 92,0+0,024 |
+0,048 92,0-0,012 |
0,1 |
S
S = d – D = 92,084 – 91,988 = 0,096 мм
Сопряжение – «вал коробки передач – подшипник»
Диаметр посадочного места на валу, диаметр внутреннего кольца подшипника зазор, овальность и т. п.
КПП трактора ЮМЗ-6
Марка трактора |
Наименова-ние вала |
Размеры, мм |
|||||
Передней шейки вала |
Задней шейки вала |
||||||
Нормаль-ный |
Допустимый в сопряжении с деталями |
Нормальный |
Допустимый в сопряжении с деталями |
||||
Бывши ми в эксплуатации |
Новымы |
Бывшими в эксплуатации |
Новыми |
||||
ЮМЗ-6Л, ЮМЗ-6М |
Промежуточ- Ный Внутренний Вторичный |
+0,023 55+0,003 35-0,017 +0,020 40+0,03 |
54,97 34,95 39,97 |
54,95 34,93 39,95 |
+0,023 60+0,05 -0,050 38-0,085 +0,030 60+0,010 |
59,97 37,88 59,99 |
59,95 37,84 59,97 |
Зазоры в сопряжениях деталей ходовой части трактора Т-150:
Осевой в сопряжении направляющего колеса и полуоси:
0,3…0,5 мм
Показатели технической характеристики двигателя СМД-60
Технический параметр (показатель) |
Ед. изм. |
Значение |
Мощность |
Л. с |
150 |
Номинальная частота вращения коленча-того вала |
Об/мин |
2000 |
Номинальный крутящий момент |
Кгс / м |
53,7 |
Диаметр цилиндра |
Мм |
130 |
Ход поршня |
Мм |
115 |
Степень сжатия |
Раз |
15 |
Удельный расход топлива, не более |
Г/ Э. л. с. ч, |
120 |
Компрессия в цилиндрах дизельных ДВС
· минимальное допустимое давление в цилиндре – 3 МПа;
· допустимая разница давления между цилиндрами - 0,4 МПа.
2.Закономерности изменения технического состояния машин и оборудования.
Срок службы — календарная продолжительность использования новой или капитально отремонтированной машины от ее ввода в эксплуатацию до наступления предельного состояния (износа или разрушения).
Предельное состояние — это состояние, при котором дальнейшее применение объекта по назначению недопустимо или нецелесообразно. Причинами этому может быть невозможность безопасной работы или низкая эффективность эксплуатации, а также значительные затраты на ремонт.
График интенсивности износа деталей (машины):
I II III
I — период приработки трущихся поверхностей в новой машине (обкатка);
II — период нормальной работы машины после приработки деталей;
III — период увеличенного износа машины, вызываемого увеличенными зазорами между деталями;
α – угол, характеризующий изнашивание.
3.Факторы, способствующие изнашиванию и нарушению работоспособ-ности машин.
Изнашивание – Процесс разрушения и отделения материала с поверх-ности твердого тела при трении и (или) увеличении его остаточной деформации, проявляющейся в постепенном изменении размеров и (или) формы тела.
Износ – Результат изнашивания, определяемым в установленных единицах: мм, %.
Способы уменьшения вредного воздействия:…
- Основная причина изнашивания деталей машин
|
· Взаимное скольжение поверхностей деталей.
· Скольжение при отсутствии слоя жидкости между поверхностями -
Сухое трение.
В результате перемещения поверхностей выступ может быть:
- смят – пластическая деформация;
- оторван – разрушение поверхности;
- возвращен в первоначальное положение – упругая деформация.
При качении одного тела по другому в точках контакта происходит деформация поверхностных слоев: упругая или пластическая.
Напряженность в зоне контакта смятие поверхностей в зоне шарикоподшипника контакта
Способы уменьшения вредного воздействия:…