Лекция №4. Восстановление деталей и повышение их прочности.
1. Методы восстановления деталей при ремонте.
Износ деталей связан с изменением геометрической формы и номинальных размеров. В большинстве случаев такие детали могут быть восстановлены.
Восстанавливают тремя основными способами:
1. Способ индивидуальной подгонки: заключается в том, что из двух сопряженных деталей одна деталь подвергается механической обработке, другая заменяется на новую, или на ее поверхности наращивается слой метала, который обрабатывается потом под размеры первой части. Метод дорогостоящий и применятся в редких случаях.
2. Способ стандрт. ремонтир. размеров: предусматривает механическую обработку дорогостоящие детали под определенный установленный размер. При этом более дешевая деталь изготавливается заново под этот же установленный размер, а затем без подгонки устанавливается в сопряжении. В данном способе существуют несколько ремонтных размеров. Последний ремонтный размер устанавливают из расчета прочности дорогой детали.
3. Способ восстановления первоначальных размеров: метод позволяет восстанавливать первоначальные размеры без замены самих деталей. Достигается это следующими способами:
- наращивание метала электролитическим способом;
- наплавление метала газопламенными или электродуговыми аппаратами;
- пластической деформацией материалов деталей.
2. Ремонт деталей своркой, пайкой, наплавкой.
Ремонт сваркой.
Сварка – главным качеством при восстановлении деталей сваркой является то, чтобы шов и около шовная зона были по своим свойствам не ниже свойств основного материала.
Подготовка к сварке.
Зону шва тщательно обрабатывают, защищая от коррозии и других загрязнений. На кромках в местах, где должен располагаться шов, снимают фаску.
Низкоуглеродистые стали можно сваривать газовой и электродуговой сваркой.
Среднеуглеродистые стали – сваривают преимущественно электродуговой сваркой.
Марганцовистые и низколегированные стали – свариваются по особой технологии с применением специальных покрытий электродных материалов.
Сварка чугунная – в основном чугун сваривают с предварительным подогревом деталей.
Сварка алюминия и его сплавов – электродуговым способом в среде защитных газов (аргон)
Ремонт наплавкой.
1) твердым сплавом;
2) металлизация – на поверхность изношенных деталей наплавляется тонким слоем расплавленный метал при помощи аппарата метализатора. С помощью металлизации до 10 и более слоев подряд, общей толщиной до 10мм. После металлизации деталь можно подвергать механической обработке.
Ремонт напайкой.
Используется в основном при восстановлении или ремонте тонкостенных деталей, деталей из разнородных материалов, устранение дефектов сварных швов и сборке схем электрооборудования.
Технология процесса:
- механическая очистка поверхности;
- нагрев места пайки до температуры плавления припая;
- удаление окислов и различных других химических включений;
- введение припоя;
- остывание и обработка шва.
Припой в зависимости от технических требования используется:
- легкоплавкий;
- тугоплавкий.
Пайка алюминия.
Перед пайкой удаляется оксидная пленка любым заостренным элементом (хим. обработкой)
Если алюминий надо припаять к меди, стали или их сплавам, то алюминий предварительно обрабатывают чистым цинком. Затем швы обрабатываются и промываются горячей, а затем холодной водой.