Методические указания
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.75 (2 Голосов)

Методические указания к изучению дисциплины "Допуски, посадки и технические измерения" для студентов заочной формы обучения по специальности «Механизация сельского хозяйства»

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение

1. Общие указания

2. Указания по изучению, вопросы самоконтроля и рекомендуемая литература по разделам курса

2.1. Сущность стандартизации

2.2. Общие принципы взаимозаменяемости

2.3. Точность обработки при изготовлении восстановлении деталей машин

2.4. Основы технических измерений

2.5. Универсальные средства измерений

2.6. Взаимозаменяемость гладких соединений

2.7. Расчёт и выбор посадок и квалитетов гладких цилиндрических соединений

2.8. Селективная сборка

2.9. Допуски и посадки подшипников качения

2.10. Расчёт размерных цепей

2.11. Допуски на угловые размеры. Взаимозаменяемость гладких конических соединений

2.12. Взаимозаменяемость резьбовых соединений

2.13. Взаимозаменяемость шпоночных и шлицевых соединений

2.14. Взаимозаменяемость зубчатых и червячных передач

2.15. Государственная система стандартизации ГСС

2.16. Методические основы стандартизации

2.17. Стандартизация и качество продукции

2.18. Технико-экономическая эффективность стандартизации

Список рекомендуемой литературы

ВВЕДЕНИЕ.

Кооперирование выражается в том, что специализированное предприятие поставляет свои изделия предприятиям, выпускающим конечную продукцию. Например, тракторостроительные заводы получают листовую сталь, изделия из стекла, резины, двигатели внутреннего сгорания, подшипники, электрооборудование, гидроагрегаты от специализированных предприятий,

Специализация и кооперирование основываются на принципе взаимозаменяемости. Взаимозаменяемость выражается в том, что при сборке нет необходимости в подгонке соединяемых деталей и комплектующих изде­лий, а конечная продукция имеет заданные характеристики (показатели качества).

Обязательным условием выпуска высококачественной продукции является соблюдение технологической дисциплины.

Успех выполнения задач по укреплению производственной, технологической дисциплины зависит от соблюдения всеми работниками народного хозяйства страны требований стандартов, понимание их роли. В этих условиях неизмеримо возрастает роль стандартизации - плановой деятельности по установлению и применению обязательных правил, норм, требований, выполнение которых обеспечивает высокое качество продукции, Стандартизация - нормативная база качества и взаимозаменяемости.

Важнейшим условием повышения качества машин и обеспечения взаимо - заменяемости является внедрение в производство прогрессивных средств и методов технических измерений, позволяющих повысить точность изго­товления и сборки машин.

Таким образом, взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения (ВСТИ), закладывающие основу производства высококачественной продукции образует единый курс, входящий в подготовку современного инженера.

Основными вопросами курса является влияние геометрической точности деталей и узлов на эксплуатационные параметры машин; достижение требуемой точности типовых соединений машин; методы и средства контроля деталей этих соединении при ремонте машин, а также основные положения Государственной системы стандартизации.

Знания, приобретенные студентами при изучении данной дисциплины, базируются на сведениях, полученных в курсах технология металлов, сопротивления материалов. Физика, высшая математика, теория механизмов и машин и играют важную роль при изучении дисциплины детали машин подъемно-транспортные машины, сельскохозяйственные машины, эксплуатация машинно-тракторного парка, ремонт машин и др

I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Курс "Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения" изучается студентами самостоятельно путей проработки соответствующей литературы и выполнения курсовой работы, а также выполнения в период экзаменационной сессии лабораторных работ по техническим измерениям.

Данная дисциплина является трудоемкой и для успешного усвоения требует систематической и напряженной работы.

Изучая разделы курса, надо, в первую очередь, четко усвоить физический смысл каждого рассматриваемого параметра или понятия.

При изучении допусков и посадок надо обязательно знакомиться с соответствующими стандартами для приобретения практических навыков в пользовании ими.

Рекомендуется вести конспект с отметками на полях вопросов для консультации с преподавателем,

Работу над учебным материалом рекомендуется вести в соответствии с программой курса и данными указаниями.

Изучая теоретические разделы, рекомендуется отвечать на вопросы самоконтроля, помещенные в указаниях в конце каждого раздела. Ответы следует составлять в краткой форме и включать в конспект учебного материала.

В случае затруднений, которые могут встретиться при изучении дисциплины и выполнении курсовой работы, следует обратиться за письменной консультацией к преподавателю или явиться на консультацию в университет

2. УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ. ВОПРОСЫ САМОКОНТРОЛЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ литература По разделам курса.

2.1. Сущность стандартизации

2.1.1. Указания по изучению раздела

При работе над этим разделом необходимо разобрать и усвоить основные понятия, термины и определения в области стандартизации. Необходимо знать категории и виды стандартов в зависимости от сферы действия, а также, какие объекты стандартизации установлены для разных категорий стандартов.

2.1.2. вопросы для самоконтроля

1. Что такое стандартизация и на чем она основывается?

2. Что такое стандарт, объект стандартизации, показатели стандартов? Приведите

примеры.

3. Краткая теория развития советской стандартизации.

4. Какие основные цели стандартизации?

5. Какие решаются в практической работе по стандартизации конкретные задачи,

направленные на достижение этих целей?

6. Какие установлены категории стандартов, и при каких условиях применяют

стандарты каждой категории?

7, На какую продукцию, нормы, правила, разрабатывают стандарты:

а) государственные, б) отраслевые, в) республиканские, г) предприятия?

8. Какие виды стандартов устанавливают на продукцию? Приведите примеры.

Литература: [ I; 2, с.5.,.12; 4,с.5..13]; ГОСТ 1.0-68; 1.1-68.

2.2. Общие принципы взаимозаменяемости.

2.2.1. Указания по изучению раздела.

При изучении этого раздела надо обратить внимание на условия, необходимые для обеспечения взаимозаменяемости. Уяснить понятие функциональной взаимозаменяемости и взаимозаменяемости по геометрическим параметрам. Обратить особое внимание на значение экономическую эффективность взаимозаменяемости в сельскохозяйственном производстве и связь взаимозаменяемости с эксплуатационными требованиями и ремонтом машин.

Необходимо уяснить физический смысл каждого понятия и термина, используемого при геометрической взаимозаменяемости. Знать понятия предельных размеров, натягов или зазоров надо научиться строить схемы полей допусков в сопряжении и анализировать их, определяя на них характер сопряжения, величины размеров деталей, а также величины зазоров или натягов в сопряжении.

Особое внимание здесь надо уделять простановке размеров с предельными отклонениями на чертежах деталей и сопряжения.

2.2.2. Вопросы для самоконтроля

1. Что такое взаимозаменяемость?

2. Какие условия необходимо выполнять для обеспечения взаимо­заменяемости?

3. В чем сущность полной, неполной, внешней и внутренней взаимозаменяемости?

4. В чем сущность функциональной взаимозаменяемости?

5. Значение взаимозаменяемости на стадии проектирования, изготовления, эксплуатации и ремонта машин. Её экономическая эффек­тивность.

6. Какие детали называются сопрягаемыми?

7. Что называется номинальным размером детали и сопряжения?

8. Что такое действительный размер?

9. Что называется предельными разборами и предельными отклонениями? Их виды.

10. Для чего служит стандартизация размеров?

11. Как задаются предельные размеры на чертежах?

12.Что такое допуск размера и поле допуска?

13. Дайте определение посадки, зазора, и натяга.

14. Как выражаются величины наибольшего, среднего и наименьшего зазоров и натягов через величины предельных размеров или отклонений сопрягаемых деталей?

15. Что такое допуск посадки; его связь с допусками отверстия и вала?

16. Перечислите группы посадок по взаимному расположению полей допусков.

17. Основные правила простановки предельных отклонений на чертежах.

Литература: [ I; 2,с.35..41; 3,с.8…9; 14…19; 4,с.69...76]; ГОСТ 2.307-68

2.3. Точность обработки при изготовлении

и восстановлении деалей машин.

2.3.1. Указания по изучению раздела

При изучении этого раздела надо проанализировать причины, влияющие на величину погрешностей размеров и формы деталей при обработке; иметь понятие о вероятности и законах распределения вероятностей случайных величин. Необходимо знать свойства закона нормального распределения (Гаусса) и применение таблиц функции Лапласа для анализа точности технологических процессов.

Требуется уяснить принципы нормирования отклонений формы цилиндрических и плоских поверхностей, допусков и отклонений распо­ложения поверхностей. Следует усвоить основные обозначения отклонений формы и расположения поверхностей, понятия волнистости и шероховатости поверхностей, характеризующие их параметры и обозначения в технической документации, а также средства их измерений. Нужно разобраться в производственных причинах появления погрешностей формы и расположения, волнистости и шероховатости поверхностей деталей.

2.3.2. Вопросы для самоконтроля

1.Что понимают под точностью обработки? Какие параметры характеризуют точность обработки?

2. Какие причины вызывают систематические, случайные и грубые погрешности?

3. Охарактеризуйте методику статистической обработки резуль­татов измерения партии деталей, не менее 50 штук, обработанных на металлорежущем станке.

4. Какими свойствами характеризуется рассеяние размеров деталей по закону Гаусса?

5. Что выражает площадь, ограниченная кривой нормального распределения, осью абсцисс и двумя ординатами?

6. Какой величины принимают диапазон рассеяния размеров деталей по закону Гаусса?

7. Для каких расчетов применяется таблица, составленная по функциям Лапласа?

8. Что такое коэффициент риска?

9. Экономическая и достижимая точность обработки?

10. Дайте определение прилегающим поверхностям и профилям.

11. Перечислите основные погрешности формы взаимного расположения осей и поверхностей деталей. Дайте их схематическое изображение.

12. Вследствие каких причин возникают овальность, огранка, конусообразность, седлообразность, изогнутость цилиндрических деталей, а также отклонение от соосности поверхностей вращения, радиальное и торцевое биение?

13. Степени точности отклонений формы и расположение поверхностей.

14. Дайте определение шероховатости и волнистости. Каковы стандартные критерии оценки шероховатости?

15. Основные правила обозначения шероховатости на чертежах?

16. Каково влияние изменения размеров, формы и взаимного расположения и шероховатости поверхностей деталей в процессе эксплуатации на качество работы машин?

Литература: [2,с.60...70; 3,с.9...13; 19...20; 4,с.77…104 ], СТ СЭВ 301-76; 6З6-76; З68-76;

38-77; 1632-79

2.4.Основы технических ИЗМерений

2.4.1.Указания по изучению материала.

В результате изучения этого раздела необходимо уяснить значение технических измерений в обеспечении качества машин. Нужно знать определение таких понятий: «измерение», «единство измерений», «точность измерений», «контроль», «средство измерения», «метод измерения», «эталон единицы измерения». Нужно иметь понятие о классификации средств и методов измерений, погрешности измерений, а также о Государственной системе обеспечения единства измерений, о схеме передачи размеров от эталона к рабочим средствам измерений.

2.4.2. Вопросы для самоконтроля

1.С какой целью используется измерительная техника в машиностроении и ремонтном производстве?

2. Приведите уравнение измерения.

З. Для чего необходимо обеспечивать единство и точность измере­ний?

4. Что такое контроль?

5. Приведите классификацию средств измерений;

а) по характеру использования в технологическом процессе;

б) в зависимости от отсчётных устройств;

в) по принципу действия и конструктивным признакам.

6. Приведите классификацию методов измерений

а) по настройке инструментов;

б) по отсчету;

в) по контакту с измеряемой деталью;

7. Приведите классификацию погрешностей измерений.

8. Что такое Государственная система обеспечения единства измерений. Функции органов государственной метрологической службы.

9. Как подразделяются средства измерения в соответствии с

системой передачи размеров и методами поверки.

Литература: [2,с.78...83; 4,с.105…111], ГОСТ 1.25-76; 8.057-80; 8-417-81

2.5.Универсальные средства измерений.

2.5.1. Указания по изучению раздела.

Изучив этот раздел, надо знать основные метрологические характеристики и принципы устройства различных универсальных средств измерений (механических, оптических, пневматических). Нужно уметь выбирать измерительные средства с определением погрешности измерения детали, точность, которой задана.

2.5.2. Вопросы для самоконтроля.

1.Чем объясняется широкое использование универсальных средств измерения при ремонте машин?

2. Что называют ценой деления, интервалом деления, диапазоном показания, диапазоном измерения?

З. Что понимают под точностью измерения?

4. Изложите основные сведения о концевых мерах длины.

5. Правило составления блока мер.

6. Назовите основные типы и области применения: штангенинструментов; микрометрических инструментов, измерительных головок; оптико-механических, оптических и пневматических приборов.

7. В чем преимущества активного метода контроля перед пассивным?

6. Как влияет погрешность измерения на величину производственного и гарантированного допусков?

9. На чем основывается выбор точности измерительного средства в зависимости от допуска?

10. Методика выбора измерительного средства.

11. Как производится суммирование погрешностей для оценки точности измерения?

Литература: [2,с.83...116; 4,с.121-170; 90…193]; СТ СЭВ 303-76

2.6. Взаимозаменяемость гладких соединений.

2.6.1.Указания по изучению раздела

При изучении этого раздела надо уяснить основные принципы построения единой системы допусков и посадок ЕСДП. Необходимо разобраться в причинах принятия посадок в системе отверстия и в системе вала; усвоить обозначение посадок и полей допусков на чертежах.

Рекомендуется непосредственно по нескольким рабочим (деталировочным) и сборочным чертежам, разработанным в соответствии с требованиями ЕСДП, проследить обозначение допусков и посадок и сопоставить с таблицами предельных отклонений по ЕСДП.

При изучении методов и средств контроля гладких цилиндрических соединений нужно разобраться в назначении предельных калибров и в схемах расположения их полей допусков для отверстий и валов разных квалитетов.

2.6.2. Вопросы для самоконтроля

1. Что называется системой допусков и посадок? Ее назначение.

2. Какими причинами вызван перевод отечественной промышленности на ЕСДП?

З. Изложите принципы построения ЕСДП.

4. Что характеризуют единицы допусков и как их вычисляют?

5. Что называют квалитетом и как их обозначают?

6. Для чего все размеры в диапазоне от 1 до 500мм разбиты на интервалы?

7. Что называется основными отклонениями, как они обозначаются и какова связь между основными отклонениями валов и отверстий в ЕСДП?

8. Каковы предпосылки выбора основания системы? Приведите приме применения системы отверстия и вала в типовых соединениях тракто­ров и сельхозмашин,

9. Как образуются поля допусков в ЕСДП? В чем экономическая целесообразность использования полей допусков предпочтительного применения?

10. Какие поля допусков применяют в ЕСДП для образования посадок с зазорами, натягами, переходных?

11. Как образуются посадки в ЕСДП и как они обозначаются?

12. Как определить по условному обозначению, к какой системе (отверстия или вала) относится посадка?

13. Что понимается под «свободным размером»? Как устанавливаются и обозначаются на чертежах предельные отклонения на эти размеры?

14. Что такое нормальный температурный режим и как вычисляют температурную погрешность измерения?

15. Принцип проверки деталей предельными калибрами. По каким причинам предельные калибры не применяют в квалитетах высокой точности?

16. Какие размеры являются номинальными для предельных калибров?

17. Какие размеры калибров пробок и скоб называются исполнительными? Как располагаются допуски этих размеров?

Литература: [2, с.42...47; 151...161; 3, с.37...79; 4, с.171...193] ;

Ст СЭВ 144-75, с.145-75; 157-75; 1155-78; 1919-79.

2.7. Расчет и выбор посадок и квалитетов гладких цилиндрических соединений

2.7.1. Указания по изучению раздела

В этом разделе необходимо обратить внимание на общие принципы выбора посадок с гарантированным зазором, натягом и переходных, а также на влияние шероховатости поверхностей сопрягаемых деталей на ресурс работы соединений. Рассмотреть примеры применения стандарт­ных посадок в автотракторном и сельскохозяйственном машиностроении. Знать зависимость между точностью размера и стоимостью обработки деталей. Уметь выбирать квалитеты исходя из требований эксплуатации и технологических возможностей. Уяснить структуру функциональных допусков и понятие коэффициента точности,

2.7.2. Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные особенности и условия применения посадок с зазором, натягом и переходных,

2. На каком принципе основан подбор посадок методом аналогии?

3. Каковы достоинства расчетного метода подбора посадок?

Какие параметры определяются при подборе посадок с зазором и натягом расчетным методом?

4. Методика расчета и выбора посадок с зазором для подшипников скольжения?

5. Методика выбора переходных посадок.

6. Методика расчета и выбора посадок с натягом.

7. Приведите примеры применения подвижных, неподвижных и переходных посадок, а также различных квалитетов в типовых соединениях тракторов и сельхозмашин.

8. Нужно ли стремиться к обработке деталей с наивысшей точностью. В какой зависимости находятся точность размеров и стоимость обработки деталей?

9. Какие допуски называются функциональными и какую они имеют структуру?

10. Что такое коэффициент запаса точности и как он вычисляется?

Литература:[ 2,с.162...180; 3, с.272... 350]

2.8. Селективная оборка

2.8.1. Указания по изучению раздела

Изучая этот раздел надо уяснить сущность селективной сборки, возможности и области ее применения, а также методику расчета числа групп сортировки для подвижных и неподвижных соединений.

2.6.2. Вопросы для самоконтроля

1.В каких случаях прибегают к селективной сборке?

2.Что такое групповые зазоры и натяги?

3.Чем ограничено наибольшее количество групп сортировки?

4.Каковы преимущества и недостатки селективной сборки?

5.Приведите примеры применения селективной сборки в автотракторной промышленности.

Литература: [2,с.211…21З; 4,с.24б...251]

2.9. Допуски и посадки подшипников качения

2.9.1. Указания по изучению раздела

Изучая этот раздел надо обратить внимание на точность подшипников качения и зазоры в них, разобраться в специфике расположения поля допуска присоединительного размера внутреннего кольца, и как она влияет на характер соединения. Разобраться в выборе посадки вращающегося и неподвижного колец подшипников в зависимости от условий работы и видов нагрузки на кольцах. Важно усвоить обозначение посадок подшипников качения на чертежах.

2.9.2. Вопросы для самоконтроля

1. Какие факторы влияют на долговечность работы подшипников качения?

2. Классы точности подшипников качения. В зависимости от точности каких элементов установлены классы точности подшипников качения?

3. Какие разновидности зазоров имеются в подшипниках?

4.В какой системе выполняют посадки внутреннего и наружного колец подшипников?

5.Как расположено поле допуска посадочной поверхности внутреннего кольца подшипника?

6. Назовите и дайте характеристику видов нагрузки колец под­шипников?

7. Рассмотрите методику выбора посадок для колец подшипников качения, испытывающих циркуляционную нагрузку.

8. Как влияет на долговечность подшипников качения наличие зазора в соединении с местно нагруженными кольцами и натяга в соединении с циркуляционно нагруженными кольцами?

9. Каким требованиям по точности формы, расположения и шероховатости должны отвечать поверхности деталей, сопрягаемые с подшипни­ками качения?

10. Каковы особенности обозначения посадок подшипников качения на сборочных чертежах,

Литература: [2.с.18Л…190; 3,с.805...824, 4,с.212...217] Ст СЭВ 773-77; 774-77.

2.10 Расчет размерных цепей

2.10.1. Указания по изучению раздела

Обратить внимание на термины и определения в размерных цепях, в первую очередь надо разобраться с размерным анализом, уяснить последовательность выявления и составления размерных цепей, знать предметы решения прямой и обратной задач размерного анализа. Нужно освоить решение прямой и обратной задач методами полной взаимоза­меняемости и вероятностным методом, а также ознакомиться с другими методами (конструктивными и технологическими) достижения точности замыкающего звена сборочной размерной цепи. Изучить методы определения допусков размеров, координирующих положение отверстий.

2.10.2. Вопросы для самоконтроля

1.Что называется размерной цепью? Приведите классификацию и дайте характеристику видов размерных цепей.2. Что называется звеном размерной цепи? Их виды и обозначения.

3. Какие две основные задачи встречаются при расчете размерных цепей? Области применения этих задач.

4. Изложите методику выявления и составления размерных цепей.

5. Сущность и отличие методов расчета размерных цепей на «max-min» и вероятностного. Достоинства, недостатки и область применяя этих методов расчета.

6. Напишите основное уравнение размерной цепи. На каком принципе оно основано?

7. Рассмотрите суть расчета размерных цепей способом:

а) допусков одного квалитета;

б) равных допусков.

8. лак используются стандартные поля допусков при назначении предельных

отклонений на составляющие звенья размерной цепи?

9. Какое звено называется корректирующим, и как определяют допуск этого звена

при расчете размерных цепей?

10. Каковы особенности расчета размерных цепей имеющих звенья с заданными отклонениями?

11. Изложите порядок проектного и проверочного расчетов размерных цепей

а) на полную взаимозаменяемость;

б) по вероятностному методу.

Приведите формулы для этих расчетов.

12, Рассмотрите сущность, достоинства, недостатки и условия применения методов компенсации:

а) регулирования;

б) пригонки.

13. Расчет допусков на расстояние между осями двух или нескольких отверстий расположенных в ряд, как частный случай расчета размерных цепей.

14. Приведите примеры использования размерного анализа при ремонте машин.

Литература: [2, с. 197.,. 216; 3,с.510…591; 4,с.219…258 ] ГОСТ 16319-81; 1б320-81.

2.11. Допуски на угловые размеры. Взаимозаменяемость гладких конических соединений.

2.11.1. Указания по изучению раздела.

При и учении этого раздела следует обратить внимание на виды угловых размеров и допуски углов и конусов в угловых и линейных еди­ницах, а также степени точности углов и назначение различны» степеней точности.

Необходимо знать виды и геометрические параметры конических соединений, их связь между собой, варианты расположения допусков на диаметры наружных и внутренних конусов и их влияние на базорасстояние соединений. Необходимо изучить методы и средства контроля углов и конусов,

2.11.2. Вопросы для самоконтроля.

1.Сколько рядов нормальных углов принято по стандарту, и какой из них предпочтителен для применения?

2.Какие виды допусков установлены на углы призматических элементов деталей и конусов?

3. Сколько степеней точности на угловые размеры установлены стандартом? Каковы области применения различных степеней?

4. Как располагаются поля допусков углов относительно номи­нального размера?

5. На какие виды подразделяются конические соединения? Приведите примеры применения в тракторах и сельскохозяйственных машинах. Изложите основые требования к коническим соединениям.

6. Какими геометрическими параметрами характеризуются конические соединения?

7. Какова зависимость между расположением допусков наружного и внутреннего конусов и изменением базорасстояния конического соединения?

8. Какие средства и методы применяют при измерении угловых размеров деталей и параметров конического соединения?

Литература: [2,с.218...222; 3,с.634...660; 4,с.27...284];

СТ СЭВ 178-75; 512-77; 513-77; 1779-79: ГОСТ 2848-7.

2.12 bзаимозаменяемость резьбовых соединений

2.12.1. Указания по изучению раздела

При изучении этого раздела необходимо усвоить определения основных параметров резьбовых соединений, разобраться во взаимозависимости между отклонениями шага, половины угла профиля и среднего диаметре резьбы, а также уяснить влияние этих отклонений на изменение приведенных размеров болта и гайки.

Особое внимание следует уделить изучению допусков и посадок крепежных метрических резьб, наиболее распространенных в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении. Нужно удвоить обозначения до­пусков и посадок резьб на чертежах, а также методы и средства контроля резьб.

2.12.2. Вопросы для самоконтроля

1.  Дайте классификацию основных видов резьб, применяемых в машиностроение.

2. Как резьбы подразделяются по эксплуатационному назначению?

3. Какие требования предъявляют к резьбовым соединениям?

4. Назовите геометрические параметры крепежной метрической резьбы.

5. Какие погрешности возникают при изготовлении резьбы?

6. На какие параметры наружной и внутренней резьбы назначают допуски?

7. Чем компенсируются отклонения шага и половины угла профиля?

8. Какие основные отклонения и степени точности метрических резьбовых соединений с зазором, натягом и переходных?

9. Как обозначаются в соответствии со стандартами допуски и посадки резьбовых соединений не чертежах?

10. Какие установлены, чем характеризуются и для каких целей введены классы точности резьбовых соединений?

11. Что называется длиной свинчивания резьбового соединения? Чем она характеризуется и как влияет на характер и работоспособность резьбового соединения?

12. Почему для ответственных резьбовых соединений с натягом применяют селективную сборку?

13. Какие методы и средства применяют для контроля резьбовых соединений?

Литература: [2,с.223...279; 3,с.668...709; 4,с.272...284] СТ СЭВ 180-75; 181-75; 182-75; 837-78; 640-77; 305-76; 306-76.

2.13. Взаимозаменяемость шпоночных и шлицевых соединений.

2.13.1. Указания по изучению раздела.

.Изучая данный раздел необходимо усвоить классификацию шпоночных и шлицевых соединений, эксплуатационные требования к ним и выбор отклонений размеров сопрягаемых поверхностей для обеспечения различ­ных по характеру посадок. Следует разобраться в технологических преимуществах и недостатках методов центрирования шлицевых соединений. Необходимо знать расположение полей допусков на элементы шлицевых соединений при различных методах центрирования и условные обоз­начения этих соединений. Следует изучить методы и средства контроля шпоночных и шлицевых соединений при различных типах производства.

2.13.2. Вопросы для самоконтроля

1.Каким эксплуатационным требованиям должны удовлетворять шпоночные и шлицевые соединения?

2. Какие погрешности влияют на точность, собираемость и работоспособность шпоночных и шлицевых соединений?

3.На какие элементы шпоночного соединения назначают посадки и в какой системе (отверстия или вала)?

4. Чем обосновывается выбор посадок на размер "в" ?

5. Какие поля допусков назначают на непосадочные элементы шпоночного соединения?

6. Какие существуют способы центрирования деталей шлицевых соединений?

7. Какими факторами обосновывается выбор способа центрирования?

8. Посадки какого характера и в какой системе применяют для подвижных и неподвижных шлицевых соединений?

9. Какие поля допусков установлены для нецентрирующих диаметров прямобочных шлицевых соединений при центрировании

а) по наружному иди внутреннему диаметру;

б) по боковым сторонам шлицев?

10. Правила обозначения допусков и посадок соединений (и их деталей).

а) с призматическими шпонками;

б) с прямобочными длинами.

11. Как осуществляется контроль:

а) шпоночных пазов на валах и во втулках;

б) с элементов соединения с прямобочными шлицами?

Литература: [2,с.292…300; 3,с.772…804; 4,с.288…295]; ГОСТ 23360-78; СТ СЭВ 187-75; 188-75.

2.14 Взаимозаменяемость зубчатых передач.

2.14.1. Указания по изучению раздела

В этом разделе необходимо уяснить причины возникновения различных погрешностей зацепления зубчатых колес (на примере цилиндрических колес), разобраться в нормах кинематической точности, плавности работы, контакта зубьев передач и видов сопряжении зубьев колес в пе­редаче согласно действующему стандарту. Следует усвоить стандартные условные обозначения точностных параметров зубчатых колес и передач. Необходимо изучить методы и средства контроля правильности изготовления зубчатых колес, обратив особое внимание на показатели, входящие в комплексы контроля зубчатых передач тракторов и сельхозма­шин.

2.14.2. Вопросы для самоконтроля.

1.Приводите классификаций групп зубчатых передач по условиям работы и укажите эксплуатационные требования к ним.

2.Какие три группы норм точности предусмотрены для оценки ка­чества зубчатых колес?

3. Назовите комплексные показатели для трех групп норм точности.

4.Сколько степеней точности предусмотрено для изготовления зубчатых колес и передач? Дайте их характеристику.

5. Какие преимущества и ограничения имеет способ комбинирования степеней точности?

6. Какие виды сопряжения колес в передачах и виды допусков на боковой зазор установлены стандартом и как они обозначаются?

7. Назовите комплексы контроля зубчатых передач тракторов и сельхозмашин.

6. Рассмотрите следующие показатели нормы кинематической точности:

а) колебание измерительного межосевого расстояния;

б) радиальное биение зубчатого венца;

в) колебание длины общей нормали. Как они характеризуются?

9. Рассмотрите следующие показатели плавности зубчатых колес:

а) колебание измерительного межосевого расстояния;

б) отклонение шага (углового). Как они контролируются?

10. Какие параметры влияют на полноту контакта зубьев? Укажите меры повышения контакта зубьев в передаче.

11. По каким причинам требуется и всегда ли необходим боковой зазор в зацеплении зубьев? Напишите и поясните формулу для вычисления гарантированного бокового зазора.

12. Рассмотрите показатели, с помощью которых обеспечивают гарантированный боковой зазор в зацеплении зубчатых передач:

а) дополнительное смещение исходного контура в тело колеса;

б) отклонение толщины зуба;

в) отклонение средней длины общей нормали. Как они контролируются?

13. Как по стандарту условно обозначаются требования к точности зубчатых колес на чертежах?

Литература:[2,с.257…283;3,с.831...904; 4,с.296…316;

ГОСТ 1643-81, (Ст СЭВ 641-71).

2.15. Государственная система стандартизации

Украины.

2.15.1. Указания по изучению раздела

Изучая этот раздел нужно уяснить, что ГСС определяет организационные, методологические и практические основы стандартизации во всех звеньях народного хозяйства. Необходимо знать структуру органов и служб стандартизации в Украине; иметь понятие о порядке разработки, внедрения и пересмотра стандартов, контроля над их внедрением и соблюдением, представлять функции международных организаций по стандартизации и целесообразность участия Украины в работе этих организаций.

2.15.2. Вопросы для самоконтроля

1.Что такое Государственная система стандартизации (ГСС) и с какой целью она введена в Украине?

2.Назовите головные организации и территориальные органы, входящие в систему служб Госстандарта Украины и их функции.

3. Нормоконтроль, его значение и содержание.

4. Приведите общую схему разработки новых стандартов (6 стадий).

5. Как осуществляется надзор за внедрением и соблюдением стан­дартов?

6. Какие виды ответственности установлены за нарушение требований стандартов?

7. Порядок и сроки пересмотра и изменения стандартов.

8. Каково значение участия Украины в работе ИСО?

9. Приведите примеры работ по стандартизации в области машиностроения, выполненных в рамках ИСО.

Литература: [1; 2,с.17… 21;4,с.13…21] ; ГОСТ 1.0-68; 1.1-68; 1.20-69.

2.16. Методические основы стандартизации

2.1б.1. Указания по изучению раздела.

Изучая этот раздел необходимо иметь представление о том, что стандартизация базируется на определенных научно-технических принципах. Первоначальный, но необходимый этап в проведении работ по стандартизации - систематизация, классификация и кодирование, а теоретической базой и основой стандартизации является система предпочтительных чисел, которым подчиняются и параметры машин. Нужно знать методы оценки уровня унификации, а также принципы соз­дания производных рядов машин на базе агрегатирования.

Необходимо ознакомиться с перспективными направлениями стандартизации - комплексной и опережающей стандартизацией, а также представлять значение для народного хозяйства таких межотраслевых систем стан­дартов, как ЕСКД, ЕСТД и т. п.

2.16.2. Вопросы для самоконтроля

1.Какое значение имеют систематизации, классификация и кодирование для стандартизации?

2.Назовите основные свойства и условия применения рядов предпочтительных чисел, построенных по:

а) арифметическим прогрессиям;

б) геометрическим прогрессиям,

3. Что называется параметром и параметрическим рядом?

4.Как определяют диапазон параметрического ряда?

5.Что называется градацией параметрического ряда и из каких соображений ее назначают?

6.Что такое унификации и агрегатирование и чем объясняется их широкое применение в машиностроении?

7.Какие существуют методы опенки уровня унификации конечной продукции?

8.Что представляют собой программы комплексной стандартизации и какое значение имеет этот вид стандартизации?

9. Каким образом опережающая стандартизация стимулирует деятельность в повышении качества продукции?

10. С какой целью проводят стандартизацию межотраслевых систем; ЕСКД и ЕСТД?

Литература: [2,с.301…334, 4,с.22…41]

2.17. Стандартизация и качество продукции

2.17.1. Указания по изучению раздела

В результате изучения этого раздела необходимо усвоить терминологию, используемую при характеристике качества продукции» знать классификацию показателей качества, методы их определения. Нужно иметь представление об оценке уровня качества продукции, контроля качества, о Единой Государственной системе управления качеством продукции (ЕСГУКП) и Государственной системе аттестации качества продукции. Нужно также ознакомиться с опытом промышленных предприятий страны по внедрению систем обеспечения качества продукции.

2.17.2. Вопросы для самоконтроля

1.Что называют качеством продукции?

2.В чем состоит современная особенность проблемы качества и каково народно хозяйственное значение качества продукции?

3.Назовите основные показатели качества изделий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.

4.Что такое единичные, комплексные и интегральные показатели качества?

5.Перечислите основные субъективные и объективные методы оценки качества продукции.

6.Что такое уровень качества продукции и как он определяется при дифференциальном и комплексном методе оценки?

7.Что такое контроль качества продукции?

8.Как контролируется качество изделий на стадии проектирования?

9. Что такое технический контроль? Дайте классификацию его видов в зависимости от места организации и в зависимости от объема контролируемой продукции.

10. В чем различие приемочного контроля качества готовой продукции и испытаний продукции? С какой целью проводят испытание?

11. На каких принципах построена Единая система Государственного управления качеством продукции (ЕСГУКП)?

12. Изложите основные сведения об аттестации качества продукции. Назовите категории качества и требования к продукции, аттестованной по отдельным категориям качества.

Литература:[ 2,с.23…32; 4,с.42...58]; ГОСТ 1.9-67, 15467-79.

2.18 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ.

2.18.1. Указания по изучению раздела

Изучая этот раздел, надо, прежде всего, уяснить зависимость между себестоимостью изделия и масштабом выпуска, разобраться в методике технико-экономического обоснования размерного ряда главного параметра и установление оптимального количества типоразмеров унифицируемого изделия. Необходимо знать источники экономического эффекта от стандартизации, а также методы определения экономической эффективности стандартизации.

2.18.2. Вопросы для самоконтроля

1. Какова зависимость между себестоимостью изделия и программой его выпуска?

2. Как влияет увеличение серийности в сфере производства и эксплуатации?

З. Назовите источники экономического эффекта от стандартизации?

4.Каким способом обеспечивают экономию от стандартизации на отдельных циклах создания изделия (проектирование, изготовление, эксплуатация)?

Литература: [2,c334…339; 3,с.59…63];

ГОСТ 20779-75, 20780-75.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.  Якушев А. И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измереня: Учебник-5 е изд.,М.: Машиностроение, 1989.

2.  ДОПУСКИ И ПОСАДКИ: Справочник. В 2-х ч./В. Д. Мягков и др., 6-е изд., Л,:Ленинград. Отделение, 1982.

3.Серый И. С. Взаимозаменяемость, стандартизация и техниче-ские измерения. –М,: Колос, 1981.

Методические указания к изучению дисциплины «Допуск, посадким и технические измерения» для студентов заочной формы обучения по специальности «Механизация сельского хозяйства» составил:, Рутенко В. С.- кандидат технических наук, доцент. Н У Б И П У ЮФ КАТУ. Симферополь, 2007.

Методические указания к изучению дисциплины "Допуски, посадки и технические измерения" - 3.5 out of 5 based on 2 votes