Радиоэлектроника
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)

МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ РЕЛЕЙНО-КОНТАКТОРНЫХ СХЕМ С ДВИГАТЕЛЯМИ ПОСТОЯННОГО И ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

В народном хозяйстве имеется много электроприводов переменного и постоянного тока с релейно-контактными системами управления. Такие системы управления, традиционные для 70-х годов 20-го века, до настоящего времени имеют большинство крановых электроприводов, электроприводов трамваев и троллейбусов, канатных дорог, электроприводов других механизмов, работающих в режимах пуска-торможения и с диапазоном регулирования скорости до 10.

Специалисту в области электромеханических систем необходимо уметь быстро разобраться, как работает конкретная релейно-контакторная схема. При отказе в работе схемы надо быстро обнаружить и устранить неисправности. На производстве, как правило, нет описаний работы релейно-контакторных схем, поскольку рабочие со стажем и без описания знают их работу. Однако модернизацию схем, быстрый поиск неисправностей, обучение новичков должны проводить инженеры. Многие пытаются в уме произвести логический анализ, как функционирует принципиальная схема, объяснить на словах работу релейно-контакторных схем, не строя временной последовательности работы. Однако перед незнакомой, впервые увиденной схемой большинство специалистов теряются.

Иногда ставится задача перехода на бесконтактные управляющие логические устройства и программируемые микроконтроллеры. Тогда требуется логический синтез на основе таблиц переходов и включений, карт Карно, циклограмм, с применением операторов алгебры логики состояний и событий и других методов [8]. Данные методы необходимы в проектных организациях. Однако в практических условиях можно обойтись более простым описанием работы релейно-контактных схем.

Чтобы изучить релейно-контакторную схему, обнаружить неисправность, внести улучшения, дополнительные блокировки, необходимо построить временную последовательность работы релейно-контакторной схемы.

Практика позволяет автору рекомендовать методику анализа работы подобных схем, основанную на записи временной последовательности работы релейно-контакторных схем.

Ниже на примере одной из схем предложена методика анализа работы релейно-контакторной схемы.

Теоретически автоматическое управление пуском (поочередное выключение ступеней сопротивления) может быть реализовано [9] в функции:

1) выдержки времени работы на каждой ступени;

2) достижения определенной скорости (ЭДС);

3) достижения током двигателя значения I2.

Наибольшее применение нашел способ пуска в функции времени по следующим основаниям:

- простота, надежность, удобство регулирования уставок реле времени, возможность применения однотипных реле для двигателей различной мощности;

- нет опасности “застревания” на первой ступени из-за чрезмерного начального статического момента (Iст >I2) при регулировании по току;

- время пуска не меняется при изменении Мс, момента инерции, напряжения сети и т. д.

Пуск в функции скорости (ЭДС, частоты ротора) практически не используется. Пуск в функции тока используется при ступенчатом ослаблении потока с помощью реле минимального тока.

При остановке и реверсе чаще всего используют динамическое торможение и торможение противовключением. Управление динамическим торможением при реактивном статическом моменте производят в функции времени, при активном статическом моменте в функции скорости (ЭДС). В последнем случае динамическое торможение прекращается при w » 0. При активном статическом моменте в последнее время используют динамическое торможение с самовозбуждением (характеристики безопасного спуска).

Для уменьшения времени торможения нередко используют торможение противовключением электрической машины в функции скорости (ЭДС).

Рассмотрим работу панели управления общепромышленного применения ПУ6520-03А при пуске двигателя с фазным ротором в две ступени и комбинированным торможением – динамическим и противовключением. Панель управления применяется для механизмов с реактивным статическим моментом и тяжелых режимов работы при частоте включений до 1500 в час. В качестве силовых аппаратов и реле используется аппаратура постоянного тока. Это обеспечивает повышенную надежность работы панели управления. Принципиальная схема панели ПУ6520-03А представлена на рис. 3.1.

 Принципиальная схема панели управления ПУ 6520.

Рис. 3.1. Принципиальная схема панели управления ПУ 6520.

Режим 1. «0» Нулевое положение командоконтролера КК. Рубильники 1Р, 3Р замыкаются. Получают питание цепи и реле (рис. 3.2):

Последовательность работы аппаратов в нулевом положении КК

Рис. 3.2. Последовательность работы аппаратов в нулевом положении КК.

Включается реле нулевой блокировки РН (защита от самозапуска), оно же реле минимального напряжения. При кратковременном изчезновении напряжения сети в каком-либо из положений КК повторное включение возможно лишь через нулевое положение КК.

Режим 2. Переводим КК в крайнее правое положение «0» -- «3В» (пуск «Вперед»). Последовательность работы аппаратов представлена на рис. 3.3.

Последовательность работы аппаратов при пуске из нулевого положения в третье положение КК «Вперед»

Рис. 3.3. Последовательность работы аппаратов при пуске из нулевого положения в третье положение КК «Вперед».

Пуск происходит в функции времени в две ступени. механические характеристики 1,2,3 для данного режима представлены на рис. 3.7.

Режим 3. Переводим КК из положения «3В» в положение «0». Последовательность работы аппаратов представлена на рис. 3.4.

Последовательность работы аппаратов при переводе КК из положения «3В» в положение «0».

Рис. 3.4. Последовательность работы аппаратов при переводе КК из положения «3В» в положение «0».

Анализ рис. 3.1 и 3.4 показывает, что происходит динамическое торможение в три ступени. Получаемые при этом механические характеристики 4, 5, 6 представлены на рис. 3.7.

Режим 4. Переводим КК из третьего положения ''B'' в третье положение ''H''. Начальное положение аппаратов дано на рис. 3.5.

Положение аппаратов перед переключением.

Рис. 3.5. Положение аппаратов перед переключением.

Последовательность изменения состояния цепей панели управления после переключения дана на рис. 3.6. Вначале включается динамическое торможение, но затем реле РБД разрывает цепь реле динамического торможения Д. На статор двигателя подается трехфазное напряжение обратной полярности. ЭДС ротора Ер = Ерн(2- sн) ≈ 2Ерн. Поэтому включается реле противовключения РП и начинается торможение противовключением до момента Ер ≈ 1,1Ерн, т. е. до скорости, близкой к нулевой. Затем происходит пуск в функции времени в обратном направлении.

Механические характеристики при торможении противовключением (кривая 7) и пуске в обратную сторону с выдержкой во времени в три ступени (кривые 8,9,10) представлены на рис 3.7.

Последовательность работы аппаратов при переводе КК из положения «3В» в положение «3Н».

Рис. 3.6. Последовательность работы аппаратов при переводе КК из положения «3В» в положение «3Н».

Все промежуточные положения и переключения могут быть объяснены аналогичным образом.

По временной последовательности работы релейно-контакторной схемы достаточно просто:

- получить информацию о последовательности срабатывания аппаратуры;

- о введенных блокировках, защитах;

- определить место неисправности, о вышедшем из строя реле или его контактах;

- ввести дополнительные реле и блокировки, исходя из требований работы конкретных механизмов и с учетом опыта работы.

Механические характеристики, получаемые при использовании панели управления ПУ6520.

Рис. 3.7. Механические характеристики, получаемые при использовании панели управления ПУ6520.