Ремонт машин и оборудования
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 2.88 (4 Голосов)

ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

На рабочем месте по обкатке, испытанию и контрольному осмотру двига­теля должно быть:

-  стенды электротормозные для обкатки и испытания автотракторных и пус­ковых двигателей (КИ-1363, СЗ-4, 5-1500).

-  Рычаг и грузы для тарировки электротормозного стенда.

-  Схватки для подъема двигателя (ПИМ-483-1006).

-  рукоятка для проворачивания коленчатого вала.

-  Гайковерт пневматический ГГГМ-14.

-  Шнур пусковой для пускового двигателя.

-  Молоток слесарный 800г. (ГОСТ 2310-34).

-  Молоток с медными бойками 500 г. (ПИМ-1468-17-370).

-  Набор слесарно - монтажного инструмента.

-  Ключи динамометрические до 400 КГМ (ПТ-484-20).

-  Рычаг Г-образный.

-  Масленка емкостью 0,5 л.

-  шприц штоковый для смазки с самосмазывающейся головкой (А49-С11).

-Мениск или приспособление для проверки угла операции начала впрыска, топлива в цилиндр.

-Тахометр (эталонный) или суммарной отсчетчик оборотов. - Стетоскоп (КИ-1154).

-  Часы с секундомером.

-  Щуп, набор № 5 (ГОСТ-77-60).

-  Лампа переносная электрическая.

-  Индикаторы часового типа (ГОСТ-577-60)

-  Штатив универсальный для индикатора (12-СМ)

-  Основной двигатель СМД-14 и пусковой двигатель ПД-10

-  Альбом технологических карт, плакаты, литература.

2 ПОДГОТОВКА И ТАРИРОВКА ЭЛЕКТРОТОРМОЗНОГО СТЕНДА

При подготовке электротормозного стенда для обкатки и испытания отре­монтированных двигателей необходимо проверить работу его весового меха­низма, т. е. протарировать шкалу весового механизма. Для этого, покачивая электродвигатель, проверяют чувствительность весового механизма. После снятия каждого приложенного усилия стрелка должна возвращаться на нуль. Если стрелка останавливается в другом положении (не на 0) необходимо снять малую шестерню и стрелку установить в нулевое положение. Затем осторожно надеть малую шестерню, заведя ее в зацепление с большой. Окончательно ус­танавливают стрелку на нуль смещением конца стрелки.

У После выполнения этих предварительных операций приступают к тарировке или проверке соответствия показаний по циферблату весового механизма дей­ствительной нагрузке.

Для этого к статору электродвигателя крепят тарировочный рычаг, предва­рительно подвесив к нему две тяги с опорными дисками. На опорный диск сле­дует поставить тарировочную гирю и качнуть статор электродвигателя. После того как маятник перестанет качаться, стрелка должна остановиться против де­ления шкалы, соответствующего весу гири. Шкалу циферблата следует прове­рять через каждые 5 кг до отметки максимальной нагрузки в обе стороны от нулевого показания.

За результаты тарирования принимают арифметические величины, полу­ченные от трех измерений при нагружении и разгружении.

Если отклонения будут значительными, необходимо нанести новую шкалу или построить тарировочный график. При построении тарировочного графика на горизонтальной оси откладывается вес груза в кгс, а на вертикальной - показания шкалы стенда в кгс. Аналогично по электронному тахометру произ­водится тарировка электрического тахометра стенда и строится для него тари­ровочный график. Координаты для построения этого графика: по оси абсцисс-показаний эталонного тахометра; по оси ординат - показания электрического тахометра.

Необходимо проверить наличие и качество электролита (1-1,5% р-ра) в баке регулировочного реостата стенда. Уровень электролита должен быть не ниже 100 мм рт верхней кромки бака.

ПОДГОТОВКА ДВИГАТЕЛЯ К ОБКАТКЕ И ИСПЫТАНИЮ.

Подготовку двигателя к обкатке и испытанию производят в следующей по­следовательности :

1. Осмотреть двигатель и проверить его комплектность.

Обкатку и испытание производить только с теми агрегатами и, узлами, ко­торыми он будет работать в процессе эксплуатации.

2.  Проверить и отрегулировать зазоры между бойками коромысел и горцами стержней клапанов, которые должны составлять при холодном двигателе для всасывающих клапанов-0,40 мм, а для выхлопных клапанов - 0,45 мм.

3.  Установить двигатель кронштейнами на стойки электростенда а пе­редней опорой на перекладину стенда.

4.  Закрепить двигатель на стенде.

5.  Установить и соединить контрольные приборы электростенда с двигателем:

-  переключатель масляного фильтра в положение "3" (Зима);

-  датчик дистанционного термометра воды (верхний водяной пат­рубок);

-  датчик дистанционного термометра масла (в корпус маслофильтра).

6.  Подсоединить патрубок водяного насоса к водопроводной системе.

7.  Навернуть на нипель маслофильтра штуцер контрольного ма­нометра.

8.  Соединить топливопровод фильтра отстойника топлива с баком электро­стенда и заполнить систему питания топливом, удалив из системы воздух.

9.  Соединить трубопровод отработанных газов с трубой выхлопного коллектора.

10.  Заправить картеры двигателя дизельным маслом ДП-8 или ДП-11 по ГОСТу 5304-54 с присадкой ЦИАТИМ-339 масляный картер регулято­ра топливного насоса 0,37 л.

11.  Проверить правильность установки топливного насоса по углу опереже­ния начала топлива. Для чего следует отсоединить топливопровод высокого давления от проверяемой секции и на штуцер секции привернуть моментоскоп (мениск). Рычаг подачи топлива установить в положение максимальной подачи. Прокачиванием топлива удалить воздух из секции и наполнить стеклянную трубку моментоскопа да определенного уровня топливом. Затем специальной рукояткой поворачивают коленчатый вал двигателя, наблюдая за уровнем топ­лива в трубке. Момент начала повышения уровня топлива в трубке соответст­вует началу подачи топлива секцией в насос.

Затем, при этом положении следует определить какому углу поворота ко­ленчатого вала соответствует начало подачи топлива.

Для двигателя СМД-14 угол опережения начала подачи топлива должен быть равен 18-20°. Проверку величины угла опережения подачи топлива следует производить по секции, подающей топливо в 1-й цилиндр двигателя, по­скольку конструкцией картера маховика и обода маховика предусмотрены спе­циальные отверстия совпадение которых соответствует положению поршня в первом цилиндре в ВМТ. Если угол опережения начала подачи топлива не со­ответствует ТУ, следует повернуть шлицевую шайбу вместе с кулачковым ва­лом насоса до положения, обеспечивающий требуемый угол опережения начала подали топлива.

12. Проверить фазы газораспределителя. Фазы газораспределения опреде­ляются по началу открытия выпускного клапана. Начало открытия выпускного клапана определяется по защемлению тонкого щупа или папиросной бумаги положенной между бойком коромысла и торцом стержня клапана или по пока­занию индикатора, установленного ножкой на стержень клапана.

У двигателя СМД - начало открытия выпускного клапана должно происхо­дить за 10° до ВМТ.

 

3. ХОЛОДНАЯ ОБКАТКА ДВИГАТЕЛЯ.

Холодная обкатка двигателя производится по режимам, приведенным в таблице I.

Таблица 1

Режим холодной обкатки двигателя СМД-14.

№ п/п

Число оборотов в минуту(об/мин)

Время, мин.

Примечание

1.

2. 3.

1.

 

Без компрессии 500-600

700-800

900-1000

С компрессией 900-1000

 

15

15

20

20

 

ПРИМЕЧАНИЕ: При обкатке двигателя без компрессии рычаг механизма декомпрессии должен быть установлен против надписи "Прогрев" а при обкат­ке с компрессией - против надписи "Работа".

В процессе холодной обкатки двигателя давление масла в магистрали долж­но быть не менее 1 кгс2; подтекание масла, топлива и воды в местах соединений не допускается; трущиеся детали не должны перегреваться; нагрев деталей проверяют на ощупь; температура воды в системе не должна быть более 80° С.

Резкие стуки и шумы не допускаются.

Если работа двигателя не удовлетворяет указанным требованиям, не­обходимо прекратить обкатку и устраните неисправность.

После окончания холодной обкатки следует тщательно осмотреть дви­гатель и подтянуть гайки крепления головки цилиндров.

4. ГОРЯЧАЯ ОБКАТКА ДВИГАТЕЛЯ

Произвести горячую обкатку двигателя по режимам, приведенным в таблице 2.

Таблица 2 Режимы обкатки двигателя СМД-14 без нагрузки и под на­грузкой.

Нагрузка Р в кг.

Число оборотов об/мин.

Время мин.

п/п

     
 

 

   

1.

 

Обкатка без нагрузки

1400

10

2.

Обкатка под нагрузкой

1800

10

1.

15 25 35 38

не ниже 1700

20

В процессе горячей обкатки двигателя без нагрузки давление масла в* магистрали при 1800 об/мин должно быть в пределах 2,5-3,5 кгс/см ; температура воды и масла должна быть 80-95 С.

Двигатель должен иметь минимально устойчивые обороты не более 600 об/мин., а максимальные - не более 1850 об/мин, трущиеся детали не должны нагреваться (перегреваться).

Всасывание воздуха в местах крепления всасывающей трубы и выход га­зов в местах соединения выхлопных труб не допускается.

При обкатке двигателя без нагрузки следует проверить двигатель на от­сутствие стуков и ненормальных шумов в его механизмах.

Стуки прослушиваются с помощью стетоскопа в следующих зонах: в порш­невых пальцах (четкий звонкий стук); в месте соединения головки с блоком в момент изменения числа оборотов двигателя; по высоте цилиндра (четкий стук поршней); в средней части блока при переводе двигателя с малого числа оборо­тов на большое (стук шатунных подшипников, глухие удары и стук коренных подшипников - сильные глухие удары); стуки распределительного вала в под­шипниках. Кроме того выслушиваются стуки в местах крепления маховика при резком изменении числа оборотов двигателя и со стороны передней крышки блока цилиндров (стук распределительных шестерен). Допускается равномер­ный шум распределительных шестерен.

В процессе горячей обкатки двигателя под нагрузкой работа двигателя должна удовлетворять требованиям по обкатке без нагрузки.

Процесс приработки сопряжений поверхностей может быть ускорен подачей электрического тока к парам трения 5 или применением ди­зельного топлива с добавкой элементоорганической присадки АЛП-2.

При обкатке с подачей электрического тока к парам трения техно­логический процесс обкатки состоит из следующих операций:

-  холодная обкатка.

-  холодная обкатка с применением электрического тока в парах трения;

-  обкатка на холостом ходу;

-  обкатка под нагрузкой.

Двигатель с помощью храповика - токосъемника и щеточного устройства присоединяются к установке для подачи электрического тока. Минусовой по­люс установки присоединяется к коленчатому валу плюсовой к блоку двигате­ля. К парам трения подается ток II =0,5-0.8В; 1=0,5 - ЗА.

Ускорение приработки происходит за счет разрушения анодной поверхно­сти при гальваническом процессе, происходящем в парах трения. При введении в дизельное топливо элементоорганической присадки АЛП-2 продолжитель­ность обкатки уменьшается на 30-35% за счет того, что при операции присадки вместе с топливом в цилиндрах двигателя образуют твердые частицы окиси алюминия, размером 2Мкм, которые ускоряют приработку деталей цилиндро - поршневой группы.

5.ИСПЫТАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ

По окончании горячей обкатки, не останавливая двигатель, необходи­мо определить его мощность и удельный расход топлива при нормальном числе оборотов коленчатого вала. Испытание позволяет проверить качест­во ремонта и регулировки механизмов двигателя.

При испытании необходимо установить устойчивый режим работы двигате­ля, проверить по приборам стенда давление и температуру масла в системе, а также температуру воды в системе охлаждения. Выпускные газы должны быть бесцветными. Испытание двигателя начинают только в том случае, если все указанные выше показатели находятся в пределах технических условий, преду­смотренных типовой технологией ремонта.

Отремонтированный двигатели не рекомендуется нагружать на полную мощность более 5 минут во избежание задиров недостаточно приработан­ных трущихся поверхностей. Если за это время испытание не закончилось, необходимо перевести двигатель на холостой ход или на работу с малой на­грузкой в течение 5 минут и только после этого вновь загрузить его на пол­ную мощность.

При испытании двигатель плавно нагружают до тех пор, пока число оборо­тов не станет равным номинальному. Для СМД-14 1700 об/мин.

Одновременно с испытанием двигателя на мощность производится также определение часового расхода топлива. Для этого после заполнения сосуда на весах необходимым количеством топлива рукоятку трехходового крана перево­дят из положения "залив" в положение "замер".

При измерении расхода топлива следует поддерживать установленное но­минальное число оборотов коленчатого вала двигателя.

6. При испытании двигателя следует выяснить величины угла начала по­дачи топлива на мощность и удельный расход топлива отремонтированным двигателем при номинальном числе оборотов коленчатого вала. Для чего ус­танавливая угол подачи топлива соответственного равным 21°, 18°, 15°,до ВМТ. Замеряют мощность и удельный расход топлива при фазах газораспре­деления, соответствующих ТУ (рис.1). Результаты испытаний заносят в отчет и по ним строится регулировочная характеристика по углу подачи топлива.

7. Контрольный осмотр двигателя. Контрольному осмотру двигателя подвергают только те двигатели, у кото­рых в процессе обкатки и испытания были обнаружены ненормальные стуки и шумы. Осмотр производят также выборочно 10% от числа отремонтированных двигателей.

При контрольном осмотре с двигателя снимают масляный картер, масляный насос, крышки с вкладышами шатунных и коренных подшипников. Перед этим необходимо вкручивая коленчатый вал, проверить состояние зеркала цилинд­ров. На этих поверхностях допускаются отдельные неприработанные полоса.

На шейках коленчатого вала не должно быть задиров, граненности и цветов побажалости. Допускается на шейках не более трех кольцевых рисок глубиной до 0,20 мм.

Вкладыши должны равномерно прилегать к шейкам вала общей площади не менее 75 % от всей его внутренней поверхности. Трещины и отставания анти­фрикционного сплава от тела вкладыша не допускаются. Рабочие поверхности вкладышей должны быть чистыми, без рисок, задиров, наплывов и металличе­ского налета. На поверхности вкладышей допускаются мелкие риски глубиной дл 0,2 мм, шириной 0,4 количестве не более двух.

При проверке состояния рабочих поверхностей гильз, шеек коленчатых ва­лов, вкладышей шатунных и коренных подшипников рекомендуется пользо­ваться эталонами чистоты поверхности.

При обнаружении царапин и задиров в цилиндре или сомнении в качестве приработки поршневых колец, их залегании или закоксовании допускается снятие головки.

Если при обкатке, испытании или контрольном осмотре двигателя будут обнаружены неисправности, требующие замены гильз и поршней или коленча­того вала с вкладышами, то после устранения неисправностей двигатель дол­жен быть подвергнут повторной обкатке и испытанию полном объеме.

После окончания контрольного осмотра двигатель проверяют на стенде при работе без нагрузки в течение 10 минут. При этом также контролируют работу пускового двигателя и качество запуска основного двигателя от пускового дви­гателя или стартера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Левитский И. С.Практикум по ремонту машин. М."Колос", 1974 г. 2.Альбом технологических карт на ремонт двигателей (по маркам). БТИ-ГОСНИТИ (материалы бытовой технологии ремонта тракторов).

3.  Заводские руководства к обкаточно-тормозным стендам.

4.  Погорелый И. П. Электрические стенды ГОСНИТИ для обкатки и испытания двигателей в ремонтных предприятиях БТИ ГОСНИТИ. 1971 г.

5.  РТМ 70.0001-043-75 Обкатка тракторных и комбайновых двигателей при капитальном ремонте с применением электрического тока в парах трения. М. ГОСНИТИ 1971г.

6.  РТМ 70.0001.025-74 Обкатка тракторных и комбайновых дизелей при капи­тальном ремонте с использованием элементоорганической присадки АЛП к ди­зельному топливу.

Обкатка двигателя СМД 14 - 2.8 out of 5 based on 4 votes