ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА
На рабочем месте по обкатке, испытанию и контрольному осмотру двигателя должно быть:
- стенды электротормозные для обкатки и испытания автотракторных и пусковых двигателей (КИ-1363, СЗ-4, 5-1500).
- Рычаг и грузы для тарировки электротормозного стенда.
- Схватки для подъема двигателя (ПИМ-483-1006).
- рукоятка для проворачивания коленчатого вала.
- Гайковерт пневматический ГГГМ-14.
- Шнур пусковой для пускового двигателя.
- Молоток слесарный 800г. (ГОСТ 2310-34).
- Молоток с медными бойками 500 г. (ПИМ-1468-17-370).
- Набор слесарно - монтажного инструмента.
- Ключи динамометрические до 400 КГМ (ПТ-484-20).
- Рычаг Г-образный.
- Масленка емкостью 0,5 л.
- шприц штоковый для смазки с самосмазывающейся головкой (А49-С11).
-Мениск или приспособление для проверки угла операции начала впрыска, топлива в цилиндр.
-Тахометр (эталонный) или суммарной отсчетчик оборотов. - Стетоскоп (КИ-1154).
- Часы с секундомером.
- Щуп, набор № 5 (ГОСТ-77-60).
- Лампа переносная электрическая.
- Индикаторы часового типа (ГОСТ-577-60)
- Штатив универсальный для индикатора (12-СМ)
- Основной двигатель СМД-14 и пусковой двигатель ПД-10
- Альбом технологических карт, плакаты, литература.
2 ПОДГОТОВКА И ТАРИРОВКА ЭЛЕКТРОТОРМОЗНОГО СТЕНДА
При подготовке электротормозного стенда для обкатки и испытания отремонтированных двигателей необходимо проверить работу его весового механизма, т. е. протарировать шкалу весового механизма. Для этого, покачивая электродвигатель, проверяют чувствительность весового механизма. После снятия каждого приложенного усилия стрелка должна возвращаться на нуль. Если стрелка останавливается в другом положении (не на 0) необходимо снять малую шестерню и стрелку установить в нулевое положение. Затем осторожно надеть малую шестерню, заведя ее в зацепление с большой. Окончательно устанавливают стрелку на нуль смещением конца стрелки.
У После выполнения этих предварительных операций приступают к тарировке или проверке соответствия показаний по циферблату весового механизма действительной нагрузке.
Для этого к статору электродвигателя крепят тарировочный рычаг, предварительно подвесив к нему две тяги с опорными дисками. На опорный диск следует поставить тарировочную гирю и качнуть статор электродвигателя. После того как маятник перестанет качаться, стрелка должна остановиться против деления шкалы, соответствующего весу гири. Шкалу циферблата следует проверять через каждые 5 кг до отметки максимальной нагрузки в обе стороны от нулевого показания.
За результаты тарирования принимают арифметические величины, полученные от трех измерений при нагружении и разгружении.
Если отклонения будут значительными, необходимо нанести новую шкалу или построить тарировочный график. При построении тарировочного графика на горизонтальной оси откладывается вес груза в кгс, а на вертикальной - показания шкалы стенда в кгс. Аналогично по электронному тахометру производится тарировка электрического тахометра стенда и строится для него тарировочный график. Координаты для построения этого графика: по оси абсцисс-показаний эталонного тахометра; по оси ординат - показания электрического тахометра.
Необходимо проверить наличие и качество электролита (1-1,5% р-ра) в баке регулировочного реостата стенда. Уровень электролита должен быть не ниже 100 мм рт верхней кромки бака.
ПОДГОТОВКА ДВИГАТЕЛЯ К ОБКАТКЕ И ИСПЫТАНИЮ.
Подготовку двигателя к обкатке и испытанию производят в следующей последовательности :
1. Осмотреть двигатель и проверить его комплектность.
Обкатку и испытание производить только с теми агрегатами и, узлами, которыми он будет работать в процессе эксплуатации.
2. Проверить и отрегулировать зазоры между бойками коромысел и горцами стержней клапанов, которые должны составлять при холодном двигателе для всасывающих клапанов-0,40 мм, а для выхлопных клапанов - 0,45 мм.
3. Установить двигатель кронштейнами на стойки электростенда а передней опорой на перекладину стенда.
4. Закрепить двигатель на стенде.
5. Установить и соединить контрольные приборы электростенда с двигателем:
- переключатель масляного фильтра в положение "3" (Зима);
- датчик дистанционного термометра воды (верхний водяной патрубок);
- датчик дистанционного термометра масла (в корпус маслофильтра).
6. Подсоединить патрубок водяного насоса к водопроводной системе.
7. Навернуть на нипель маслофильтра штуцер контрольного манометра.
8. Соединить топливопровод фильтра отстойника топлива с баком электростенда и заполнить систему питания топливом, удалив из системы воздух.
9. Соединить трубопровод отработанных газов с трубой выхлопного коллектора.
10. Заправить картеры двигателя дизельным маслом ДП-8 или ДП-11 по ГОСТу 5304-54 с присадкой ЦИАТИМ-339 масляный картер регулятора топливного насоса 0,37 л.
11. Проверить правильность установки топливного насоса по углу опережения начала топлива. Для чего следует отсоединить топливопровод высокого давления от проверяемой секции и на штуцер секции привернуть моментоскоп (мениск). Рычаг подачи топлива установить в положение максимальной подачи. Прокачиванием топлива удалить воздух из секции и наполнить стеклянную трубку моментоскопа да определенного уровня топливом. Затем специальной рукояткой поворачивают коленчатый вал двигателя, наблюдая за уровнем топлива в трубке. Момент начала повышения уровня топлива в трубке соответствует началу подачи топлива секцией в насос.
Затем, при этом положении следует определить какому углу поворота коленчатого вала соответствует начало подачи топлива.
Для двигателя СМД-14 угол опережения начала подачи топлива должен быть равен 18-20°. Проверку величины угла опережения подачи топлива следует производить по секции, подающей топливо в 1-й цилиндр двигателя, поскольку конструкцией картера маховика и обода маховика предусмотрены специальные отверстия совпадение которых соответствует положению поршня в первом цилиндре в ВМТ. Если угол опережения начала подачи топлива не соответствует ТУ, следует повернуть шлицевую шайбу вместе с кулачковым валом насоса до положения, обеспечивающий требуемый угол опережения начала подали топлива.
12. Проверить фазы газораспределителя. Фазы газораспределения определяются по началу открытия выпускного клапана. Начало открытия выпускного клапана определяется по защемлению тонкого щупа или папиросной бумаги положенной между бойком коромысла и торцом стержня клапана или по показанию индикатора, установленного ножкой на стержень клапана.
У двигателя СМД - начало открытия выпускного клапана должно происходить за 10° до ВМТ.
3. ХОЛОДНАЯ ОБКАТКА ДВИГАТЕЛЯ.
Холодная обкатка двигателя производится по режимам, приведенным в таблице I.
Таблица 1
Режим холодной обкатки двигателя СМД-14.
№ п/п |
Число оборотов в минуту(об/мин) |
Время, мин. |
Примечание |
1. 2. 3. 1. |
Без компрессии 500-600 700-800 900-1000 С компрессией 900-1000 |
15 15 20 20 |
ПРИМЕЧАНИЕ: При обкатке двигателя без компрессии рычаг механизма декомпрессии должен быть установлен против надписи "Прогрев" а при обкатке с компрессией - против надписи "Работа".
В процессе холодной обкатки двигателя давление масла в магистрали должно быть не менее 1 кгс2; подтекание масла, топлива и воды в местах соединений не допускается; трущиеся детали не должны перегреваться; нагрев деталей проверяют на ощупь; температура воды в системе не должна быть более 80° С.
Резкие стуки и шумы не допускаются.
Если работа двигателя не удовлетворяет указанным требованиям, необходимо прекратить обкатку и устраните неисправность.
После окончания холодной обкатки следует тщательно осмотреть двигатель и подтянуть гайки крепления головки цилиндров.
4. ГОРЯЧАЯ ОБКАТКА ДВИГАТЕЛЯ
Произвести горячую обкатку двигателя по режимам, приведенным в таблице 2.
Таблица 2 Режимы обкатки двигателя СМД-14 без нагрузки и под нагрузкой.
№ |
Нагрузка Р в кг. |
Число оборотов об/мин. |
Время мин. |
п/п |
|||
|
|||
1. |
Обкатка без нагрузки |
1400 |
10 |
2. |
Обкатка под нагрузкой |
1800 |
10 |
1. |
15 25 35 38 |
не ниже 1700 |
20 |
В процессе горячей обкатки двигателя без нагрузки давление масла в* магистрали при 1800 об/мин должно быть в пределах 2,5-3,5 кгс/см ; температура воды и масла должна быть 80-95 С.
Двигатель должен иметь минимально устойчивые обороты не более 600 об/мин., а максимальные - не более 1850 об/мин, трущиеся детали не должны нагреваться (перегреваться).
Всасывание воздуха в местах крепления всасывающей трубы и выход газов в местах соединения выхлопных труб не допускается.
При обкатке двигателя без нагрузки следует проверить двигатель на отсутствие стуков и ненормальных шумов в его механизмах.
Стуки прослушиваются с помощью стетоскопа в следующих зонах: в поршневых пальцах (четкий звонкий стук); в месте соединения головки с блоком в момент изменения числа оборотов двигателя; по высоте цилиндра (четкий стук поршней); в средней части блока при переводе двигателя с малого числа оборотов на большое (стук шатунных подшипников, глухие удары и стук коренных подшипников - сильные глухие удары); стуки распределительного вала в подшипниках. Кроме того выслушиваются стуки в местах крепления маховика при резком изменении числа оборотов двигателя и со стороны передней крышки блока цилиндров (стук распределительных шестерен). Допускается равномерный шум распределительных шестерен.
В процессе горячей обкатки двигателя под нагрузкой работа двигателя должна удовлетворять требованиям по обкатке без нагрузки.
Процесс приработки сопряжений поверхностей может быть ускорен подачей электрического тока к парам трения 5 или применением дизельного топлива с добавкой элементоорганической присадки АЛП-2.
При обкатке с подачей электрического тока к парам трения технологический процесс обкатки состоит из следующих операций:
- холодная обкатка.
- холодная обкатка с применением электрического тока в парах трения;
- обкатка на холостом ходу;
- обкатка под нагрузкой.
Двигатель с помощью храповика - токосъемника и щеточного устройства присоединяются к установке для подачи электрического тока. Минусовой полюс установки присоединяется к коленчатому валу плюсовой к блоку двигателя. К парам трения подается ток II =0,5-0.8В; 1=0,5 - ЗА.
Ускорение приработки происходит за счет разрушения анодной поверхности при гальваническом процессе, происходящем в парах трения. При введении в дизельное топливо элементоорганической присадки АЛП-2 продолжительность обкатки уменьшается на 30-35% за счет того, что при операции присадки вместе с топливом в цилиндрах двигателя образуют твердые частицы окиси алюминия, размером 2Мкм, которые ускоряют приработку деталей цилиндро - поршневой группы.
5.ИСПЫТАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ
По окончании горячей обкатки, не останавливая двигатель, необходимо определить его мощность и удельный расход топлива при нормальном числе оборотов коленчатого вала. Испытание позволяет проверить качество ремонта и регулировки механизмов двигателя.
При испытании необходимо установить устойчивый режим работы двигателя, проверить по приборам стенда давление и температуру масла в системе, а также температуру воды в системе охлаждения. Выпускные газы должны быть бесцветными. Испытание двигателя начинают только в том случае, если все указанные выше показатели находятся в пределах технических условий, предусмотренных типовой технологией ремонта.
Отремонтированный двигатели не рекомендуется нагружать на полную мощность более 5 минут во избежание задиров недостаточно приработанных трущихся поверхностей. Если за это время испытание не закончилось, необходимо перевести двигатель на холостой ход или на работу с малой нагрузкой в течение 5 минут и только после этого вновь загрузить его на полную мощность.
При испытании двигатель плавно нагружают до тех пор, пока число оборотов не станет равным номинальному. Для СМД-14 1700 об/мин.
Одновременно с испытанием двигателя на мощность производится также определение часового расхода топлива. Для этого после заполнения сосуда на весах необходимым количеством топлива рукоятку трехходового крана переводят из положения "залив" в положение "замер".
При измерении расхода топлива следует поддерживать установленное номинальное число оборотов коленчатого вала двигателя.
6. При испытании двигателя следует выяснить величины угла начала подачи топлива на мощность и удельный расход топлива отремонтированным двигателем при номинальном числе оборотов коленчатого вала. Для чего устанавливая угол подачи топлива соответственного равным 21°, 18°, 15°,до ВМТ. Замеряют мощность и удельный расход топлива при фазах газораспределения, соответствующих ТУ (рис.1). Результаты испытаний заносят в отчет и по ним строится регулировочная характеристика по углу подачи топлива.
7. Контрольный осмотр двигателя. Контрольному осмотру двигателя подвергают только те двигатели, у которых в процессе обкатки и испытания были обнаружены ненормальные стуки и шумы. Осмотр производят также выборочно 10% от числа отремонтированных двигателей.
При контрольном осмотре с двигателя снимают масляный картер, масляный насос, крышки с вкладышами шатунных и коренных подшипников. Перед этим необходимо вкручивая коленчатый вал, проверить состояние зеркала цилиндров. На этих поверхностях допускаются отдельные неприработанные полоса.
На шейках коленчатого вала не должно быть задиров, граненности и цветов побажалости. Допускается на шейках не более трех кольцевых рисок глубиной до 0,20 мм.
Вкладыши должны равномерно прилегать к шейкам вала общей площади не менее 75 % от всей его внутренней поверхности. Трещины и отставания антифрикционного сплава от тела вкладыша не допускаются. Рабочие поверхности вкладышей должны быть чистыми, без рисок, задиров, наплывов и металлического налета. На поверхности вкладышей допускаются мелкие риски глубиной дл 0,2 мм, шириной 0,4 количестве не более двух.
При проверке состояния рабочих поверхностей гильз, шеек коленчатых валов, вкладышей шатунных и коренных подшипников рекомендуется пользоваться эталонами чистоты поверхности.
При обнаружении царапин и задиров в цилиндре или сомнении в качестве приработки поршневых колец, их залегании или закоксовании допускается снятие головки.
Если при обкатке, испытании или контрольном осмотре двигателя будут обнаружены неисправности, требующие замены гильз и поршней или коленчатого вала с вкладышами, то после устранения неисправностей двигатель должен быть подвергнут повторной обкатке и испытанию полном объеме.
После окончания контрольного осмотра двигатель проверяют на стенде при работе без нагрузки в течение 10 минут. При этом также контролируют работу пускового двигателя и качество запуска основного двигателя от пускового двигателя или стартера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Левитский И. С.Практикум по ремонту машин. М."Колос", 1974 г. 2.Альбом технологических карт на ремонт двигателей (по маркам). БТИ-ГОСНИТИ (материалы бытовой технологии ремонта тракторов).
3. Заводские руководства к обкаточно-тормозным стендам.
4. Погорелый И. П. Электрические стенды ГОСНИТИ для обкатки и испытания двигателей в ремонтных предприятиях БТИ ГОСНИТИ. 1971 г.
5. РТМ 70.0001-043-75 Обкатка тракторных и комбайновых двигателей при капитальном ремонте с применением электрического тока в парах трения. М. ГОСНИТИ 1971г.
6. РТМ 70.0001.025-74 Обкатка тракторных и комбайновых дизелей при капитальном ремонте с использованием элементоорганической присадки АЛП к дизельному топливу.