Технология ремонта коленчатых валов
Краткая характеристика деталей коленчатых валов.
Коленчатые валы изготавливаются ковкой или штамповкой из углеродистой хромистой, хромоникелевой стали или отливкой из специального модифицированного чугуна с тщательной последующей механической и термической обработкой с допустимой овальностью и конусностью шеек не более 0,015 мм и с закалкой шеек токами высокой частоты на глубину 1,5 … 5 мм.
Шатунные и коренные подшипники изготавливаются в виде взаимозаменяемых вкладышей из стальной ленты, внутренняя часть которой покрыта слоем антифрикционного материала (толщиной 0,4…0,7мм), представляющего собой сплав алюминия с добавками сурьмы и магния (АСМ) или с добавками олова и меди (АО-20).
Вкладыши покрывают тонким слоем олова, что ускоряет их приработку и улучшает прилегание к постели внешней поверхности. Для ускорения приработки вкладыши устанавливаются в головку шатуна или в постель коренного подшипника с натягом.
Основные показатели технической характеристики кривошипно-шатунных механизмов.
Показатель |
Марка двигателя |
|||
Д-65М, Д-65Н |
Д-240 |
А-41 |
СМД-60 |
|
Число коренных опор Зазор в коренных подшипниках, мм Нормальный Зазор в шатунных подшипниках Нормальный осевой зазор нижней головки шатуна, мм Антифрикционный сплав вкладышей коренных подшипников Способ ограничения осевого смещения коленчатого вала Осевое смещение коленчатого вала, мм. |
5 0,070..0,135 0,065..0,120 0,25…0,47 АСМ Опорными буртами 5-го коренного подшипника. 0,15…0,31 |
5 0,070..0,134 0,065..0,123 0,25..0,47 АСМ Опорными буртами 5-го коренного подшипника. 0,15…0,31 |
5 0,116..0,180 0,096..0,160 0,15…0,54 АСМ Полукольцами, залитыми свинцовистой бронзой и установленными у 5-го коренного подшипника 0,095…0,335 |
4 0,100..0,156 0,090..0,146 0,35…0,66 АСМ Полукольцами, залитыми АСМ и установленными у 4-го коренного подшипника 0,125…0,345 |
Дефектовка.
Контролируемые параметры коленчатых валов и применяемые контрольно-измерительные приборы и приспособления.
Контролируемый параметр и дефект |
Допустимые без ремонта значения параметров |
Приспособления, приборы. |
|||||
Марка двигателя |
|||||||
Д-65Н |
Д-240 |
А-41 |
СМД-60 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
Диаметры коренных и шатунных шеек; Овальность и конусообразность шеек; 1 |
В соответствии с нормальным или ремонтным размером (см.раздел«Восстановление») |
Микрометр МК-100-1 МК-125-1 МК-150-1 6 |
|||||
0,015 2 |
0,010 3 |
0,020 4 |
0,015 5 |
||||
Диаметр посадоч-ного места: под распределительную шестерню, под шкив, под шестерню привода масляного насоса. |
48,00 44,89 --- |
38,00 34,89 37,93 |
59,92 59,88 59,92 |
71,00 1,5* 70,00 |
Микрометр МК-100-1 МК-125-1 МК-150-1 |
||
Диаметр фланца под маховик |
144,94 |
99,96 |
139,90 |
106,00 |
Микрометр МК-100-1 МК-125-1 МК-150-1 |
||
Диаметр отверстия под подшипник вала муфты сцепления |
--- |
--- |
52,05 |
52,05 |
Нутромер индикаторный модель 109, модель 154 |
||
Длина установочной коренной шейки |
60+0,10 5-я шейка |
45+0,10 5-я шейка |
--- |
50+0,10 4-я шейка |
Нутромер индикаторный модель 154 |
||
Ширина шпоночных пазов |
8,02 6,02 |
6,02 |
--- |
10,02 8,02 5,02 |
Шаблоны шпоночные 8154-0069 ПШ 8154-0073 ПШ |
||
Диаметр отверстий под штифты крепления маховика |
14,03 |
13,98 |
15,98 |
12,02 |
Нутромеры индикаторные модель 105 модель 109 |
||
Биение относительно общей оси: коренных шеек; поверхности под шкив, торца фланца на крайних точках |
0,06 0,04 --- |
0,06 0,04 0,04 |
0,04 0,03 --- |
0,03 --- 0,02 |
Приспособление индикаторное для контроля в центрах 70-8735-1022 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Биение относительно оси: крайних коренных шеек: средних коренных шеек, поверхности под шестерню, поверхности под шкив, поверхности фланца под маховик, торца фланца на крайних точках |
0,03 0,03 0,04 --- --- |
0,03 --- 0,04 0,04 0,04 |
0,02 0,03 0,03 --- --- |
0,02 0,03 --- --- 0,02 |
Приспособление индикаторное для комплексного контроля на призмах 70-8735-1021 |
Радиус кривошипа |
65±0,10,3 |
62,5± ±0,04 |
70±0,05 |
57,50,06 |
Приспособление индикаторное 70-8734-1010 |
Примечание: * Утопание торца конуса коленчатого вала при замере калибром.
Восстановление.
Диаметры коренных шеек коленчатого вала, мм.
Марка двигателя |
Производственные размеры |
Ремонтные размеры |
||||||||
Маркировка |
||||||||||
1Н |
2Н |
Д1 |
Р1 |
Д2 |
Р2 |
Д3 |
Р3 |
Д4 |
Р4 |
|
СМД-60 А-41 Д-240Л Д-65М |
92,25 105 75,25 85,25 |
92-0,015 104,75 75-0,095 85-0,100 |
91,75 --- 74,75 84,75 |
91,50 104,5 74,50 84,50 |
91,25 --- 74,25 84,25 |
91,0 104,2 74,00 84,00 |
90,75 --- 73,75 83,75 |
90, 104, 0 73,50 83,50 |
90,25 --- 73,25 83,25 |
90,0 103, 7 73,00 83,00 |
Д1, Д2, Д3, Д4 – первый, второй, третий, четвертый промежуточные размеры, установленные технической документацией на ремонт. Под шейки
этих размеров ремонтное предприятие изготавливает вкладыши путем переточки вкладышей, бывших в эксплуатации.
Р1, Р2, Р3, Р4 - первый, второй, третий, четвертый ремонтные размеры, установленные зводом-изготовителем. Под шейки этих размеров завод поставляет вкладыши ремонтных размеров.
Диаметры шатунных шеек коленчатого вала, мм.
Марка двигателя |
Произв. размеры |
Ремонтные размеры |
||||
маркировка |
||||||
1Н |
2Н |
Р1 |
Р2 |
Р3 |
Р4 |
|
СМД-60 А-41 Д-240Л Д-65М |
85,25 85,00 68,25 75,25 |
85-0,015 84,75 68-0,090 75-0,095 |
84,50 84,50 67,50 74,25 |
84,00 84,25 67,00 73,50 |
83,50 84,00 66,50 72,75 |
83,00 83,75 66,00 72,00 |
Для шатунных шеек, так же как и для коренных, существуют промежуточные ремонтные размеры.
Рис. 1. Контроль вкладыша |
Вкладыши по толщине дефектуют многопозиционной скобой — гребенкой. Проходные пояски позволяют определить размерную группу вкладыша, а непроходные — пригодность вкладыша к дальнейшей работе.