Устройство и регулировки составных единиц дизельного двигателя
Схема системы питания Д-240
1— Глушитель; 2— топливный бак; 3—Кран; 4, 6, 8, 10—Топливопроводы; 5 — Фильтр грубой очистки; 7— топливоподкачивающий насос; 9 — Фильтр тонкой очистки; 11—Регулятор скорости; 12 — Топливный насос; 13 — Топливопровод высокого давления; 14 — Камера сгорания; 15 — Сливной топливопровод; 16 — Форсунка; 17 — Выпускной трубопровод; 18— Воздухоочиститель; 19— Впускной трубопровод; 20 — Электрофакельный подогреватель.
Система питания дизеля предназначена для подачи жидкого топлива (под давлением) и воздуха в цилиндры. Схемы системы питания тракторных дизелей мало отличаются друг от друга.
Топливо, заливаемое в бак 2, Проходит сквозь фильтр бака и при открытом кране 3 засасывается топливоподкачивающим насосом 7 через топливопровод 4, Фильтр грубой очистки 5, топливопровод 6 И подается под давлением по топливопроводу 8 К фильтру 9 Тонкой очистки. В фильтре 5 топливо очищается от крупных механических частиц, а в фильтре 9 — от оставшихся примесей. По топливопроводу 10 Топливо поступает в насос 12, Из которого под большим давлением подается но топливопроводам 13 Высокого давления к форсункам 16. Форсунки впрыскивают топливо в камеры 14 Сгорания.
Топливо, просачивающееся через зазоры сопрягаемых деталей форсунок, по трубкам 15 Отводится в бак 2. Излишки топлива из насоса по топливопроводу попадают обратно в топливоподкачивающий насос 7.
Воздух в цилиндры дизеля поступает через воздухоочиститель 18 И впускной трубопровод 19. Отработавшие газы из цилиндров выпускаются в атмосферу через трубопровод 17 И глушитель 1.
Топливные баки
Топливные баки изготовляют из листовой стали. Емкость бака рассчитана на непрерывную работу двигателя с полной нагрузкой в течение не менее 10 ч.
Бак состоит из двух половин, сваренных между собой. Для повышения жесткости бака и уменьшения колебания топлива в нем внутри каждой половины бака приварены две перегородки, имеющие отверстия в нижней части. В наливную горловину вставлены сетчатый фильтр и линейка для замера уровня топлива. Горловина закрывается пробкой, Отверстие которой сообщает полость бака с атмосферой.
Топливные фильтры
Для очистки топлива от механических примесей и воды в системе питания предусмотрены фильтры.
У дизелей применяется двойная очистка топлива: последовательно в фильтрах грубой и тонкой очистки
Фильтр грубой очистки служит для удаления из топлива крупных механических примесей и мельчайших частиц воды, а фильтр тонкой очистки — для удаления мелких твердых частиц.
Топливоподкачивающий насос
В дизелях для преодоления сопротивления фильтров и топливопроводов при прохождении топлива из бака к топливному насосу в систему питания включен специальный насос, называемый подкачивающим.
Типы камер сгорания.
Камеры сгорания современных дизелей по конструкции делятся на два типа: разделенные и неразделенные.
Разделенные камеры сгорания состоят из двух частей:
Основной камеры 7 (рис. ,а), ограниченной днищем поршня 1 и поверхностью головки 3 цилиндров, и дополнительной (вихревой) камеры
5, расположенной в головке цилиндров. Основная и дополнительная камеры сообщаются между собой одним 6 Или несколькими каналами. Канал 6 Располагается по касательной к вихревой камере 5. Вихревая камера чаще всего имеет форму шара (Д-50 и СМД-14). Объем вихревой камеры составляет 60—70% всего объема камеры сгорания.
Неразделенные камеры сгорания дизелей Д-21А1 и Д-37Е (рис. , б), ЯМЗ, А-41, А-01М и СМД-60 (рис. , В), Д-240
И Д-160 (рис. , г) и др. представляют собой единый объем, ограниченный днищем поршня и поверхностями головки и стенок цилиндра.
В этот объем через форсунку впрыскивается топливо в виде одной или нескольких струй, и в нем происходят процессы смесеобразования и сгорания. Для лучшего использования воздушного заряда форму неразделенной камеры сгорания приспосабливают к форме топливных факелов. Она должна помогать созданию интенсивного вихревого движения воздуха. Основными преимуществами дизелей с неразделенными камерами сгорания (с непосредственным впрыском топлива) по сравнению с дизелями с разделенными камерами сгорания являются лучшая экономичность (ge=230—240 г/кВт-ч) и сравнительно легкий пуск.
1. Проверка форсунки на герметичность и качество распыла.
При проверке форсунки на герметичность затянуть регулировочным винтом пружину форсунки до давления 230мн/ м должно в пределах 6-20 секунд. Протекание топлива по уплотняющему конусу и капли на торце распылителя не допускаются. Качество распыла проверяется при давлении впрыска 130+2,5мн/м и периодичности впрысков 60-80 в минуту.
2. Конструктивное отличие фильтров грубой очистки топлива от тонкой.
Фильтр грубой очистки топлива
Фильтр тонкой очистки топлива
Рис Фильтр тонкой очистки топлива дизеля А-01М:
А — фильтр тонкой очистки топлива; б—положение трехходоиого крана при промывке секций первой ступени очистки: 1-пробка; 2 - шарик; 3-резиновый сальник; 4- фильтрующий элемент: 5 - Стержень; 6,11 И 17-Топливопроводы; 7 — войлочное кольцо: 8 — Крышка фильтра; 9— Гайка: 10 — Трехходовой кран; 12 — Пружина; 13 — Штуцер; 14—Корпус секции фильтра; 15 — Сливная трубка; 16 — Рукоятка вентиля.
Схема и устройство турбокомпрессора.
Схема работы турбокомпрессора дизеля.
1 — воздушный трубопровод; 2. 4 —Трубопроводы отработавших газов;3 — сопловой аппарат; 5 — компрессор (центробежный нагнетатель); 6 — газовая турбина; 7-вал; 8 — цилиндр.
Турбокомпрессор действует следующим образом. Отработавшие газы, пройдя по выпускному трубопроводу 2, Попадают через сопловой аппарат 3 на лопатки рабочего колеса турбины 6, Вращая его вместе с валом 7, а затем по трубопроводу 4 Отводятся в атмосферу. Рабочее колесо турбины 6 Закреплено на одном валу 7 с рабочим колесом центробежного нагнетателя 5. Вращаясь, колесо нагнетателя засасывает воздух из атмосферы через воздухоочиститель и под избыточным давлением нагнетает его по трубопроводу 1 в цилиндры 8 Дизеля, увеличивая их наполнение воздухом.