Противобуксовочные системы
Как уже упоминалось, АБС работают совместно с противобуксовочными системами (ПБС), которые предназначены для предотвращения пробуксовывания ведущих колёс автомобиля при трогании и во время движения в тяговом режиме. ПБС интенсифицирует процесс разгона и позволяет увеличить проходимость на скользких дорогах и мягких грунтах. Одной из первых ПБС была система, разработанная концерном General Motors. Сейчас разработкой таких систем занят ряд фирм (Bosch, Taves, Volvo, Honda и др.).
Как действует ПБС? Система управления силой тяги с замкнутой обратной связью объединяется с блоком управления АБС для совместного использования компонентов антиблокировочной системы. К этим компонентам относятся датчики частоты вращения колёс и клапаны управления давлением. Такой тип управления состоит из двух контуров: контроля подтормаживания и контроля управления работой двигателя. В случае движения автомобиля по дороге с низким коэффициентом сцепления с дорожным покрытием, или разности значений коэффициента для правого и левого колеса, увеличение подачи топлива в обычных условиях характеризируется пробуксовыванием одного или обоих ведущих колёс. ПБС может автоматически притормаживать буксующее колесо. При этом крутящий момент, подводимый к колесу, идёт не только на создание силы тяги, но и на преодоление создаваемого тормозного момента. Крутящий момент, подводимый к другому колесу, начинает увеличиваться, при этом увеличивая суммарную силу тяги. Автомобиль двигается без пробуксовывания. Этот принцип положен в основу работы контура контроля тормозного усилия.
В случае, когда оба колеса находятся на скользкой поверхности, притормаживать колёса не имеет смысла, так как при этом топливо будет расходоваться на разогрев и изнашивание тормозных механизмов. Поэтому для ПБС предусматривают второй блок-контур контроля управлением работой двигателя. Принцип работы данного контура подразумевает автоматическое уменьшение крутящего момента, развиваемого двигателем, до значения, обеспечивающего оптимальные условия движения. При этом суммарная сила тяги существенно не увеличивается и динамика разгона не улучшается, но обеспечивается экономия топлива и более продолжительный срок службы шин. В более сложных системах управляющее воздействие оказывают и на трансмиссию.
Различают три режима работы системы: трогание с места, низкая скорость движения, высокая скорость движения. При трогании с места система воздействует на буксующее колесо только подтормаживанием. Буксование на низких скоростях предотвращают уменьшением мощности двигателя и подтормаживанием. При движении с высокой скоростью, когда важно сохранить устойчивость и управляемость, используют уменьшение мощности.
Кроме того, чтобы уменьшить влияние температурных нагрузок, система может работать в одном из двух предусмотренных режимов:
- подтормаживание не выполняется при скорости движения более 30 км/час;
- система контролирует степень подтормаживания и частоту вращения колеса с целью оценки температурной нагрузки на тормозные механизмы - если превышается определённый уровень, подтормаживание прекращается.
ПБС создана на базе АБС и отличается дополнительными исполнительными механизмами, обеспечивающими подтормаживание любого ведущего колеса, а также дополнительным программным обеспечением электронного блока управления (ЭБУ).
В гидро-ПБС для автоматического притормаживания ведущих колёс используется насос, электрогидроклапаны и клапаны АБС. Насос создаёт первичное давление тормозной жидкости, а электрогидроклапаны подсоединяют насос к клапанам АБС, которые регулируют давление в тормозных камерах.
В пневмо-ПБС электропневматический клапан, при подаче на него команды от ЭБУ, обеспечивает подвод к модуляторам АБС воздуха от ресивера в обход тормозного крана. При этом тормозные моменты регулируются модуляторами АБС.
Для контроля крутящего момента двигателя применяют как электрические, так и пневматические элементы. Блок управления АБС/ПБС распознаёт сигналы, исходящие от устройств, отслеживающих действия водителя (режимы движения, поворот дроссельной заслонки и др.), а также проскальзывание колеса. Далее следует уменьшение крутящего момента в результате управляющего воздействия на работу двигателя блоком управления. Принцип такого вмешательства использован в электронных системах управления мощностью двигателя (EGAS) и электронного управления работой дизеля (EDS). Названые системы включают все функции управления работой двигателя. Например, контроль маршрута движения, ограничение частоты оборотов коленвала, контроль холостого хода, и способны точно выполнять команды по уменьшению крутящего момента, исходящие от ПБС.
При непосредственном управлении сервоприводом, последний получает команды непосредственно от блока управления АБС/ПБС. Для исключения возможности непреднамеренного ускорения, программа ПБС составлена таким образом, что при воздействии на дроссельную заслонку частоту вращения коленвала двигателя можно только уменьшать.
Современные системы в отличие от рассмотренных выше способны распознавать ситуацию экстренного торможения, и даже если педаль выжата не до конца, тормозное усилие будет оптимальным. Раньше с этой целью использовались усилители АБС. Продолжением противобуксовочных и антиблокировочных систем стали электронные системы торможения (EBS - Electronic Braking System). EBS позволяет сделать взаимосвязанными действия различных систем (рабочей тормозной системы, моторного тормоза, ретардера и др.). Педаль тормоза не связана механически с тормозной системой и её перемещение инициирует управляющие сигналы, которые поступают вместе с другими важными параметрами (углы поворота рулевого колеса и поперечного ускорения, нагрузка, скорость каждого колеса и др.), на центральный вычислительный узел. Данные анализируются, и выдаётся команда исполнительным механизмам, регулирующим давление в тормозных контурах. Все эти операции являются текущими и происходят за сотые доли секунды. В случае выхода из строя электроники подключается дополнительная тормозная система. Такой тип управления называют ещё "управлением по проводам".
Различия в названиях: ABS (Антиблокировочная система) Mersedes-Benz: Brake Assist BMW: DBC (Dynamic Break Control) ASR (Противобуксовочная система) Mersedes-Benz: ASC (Acceleration Skid Control)
Land Rover: ETC (Electronic Traction Control)
Opel, Volvo: TC (Traction Control) и TCS (Traction Control System) EBS (Электронная тормозная система)
Mersedes-Benz: ESP (Electronic Stability Program)
Toyota: VSC (Vehicle Stability Control) Subaru: VDC (Vehicle Dynamics Control)