Сборник статей
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)

Шарнирное дышло двухосного тракторного прицепа

 

Тракторные прицепы применяются для загрузки и отвозки листостебельной массы от уборочных машин. На прицепах устанавливают специальные емкости — контейнера для приема убранной массы. Загрузка прицепов осуществляется, главным образом, пневматическими или бросковыми аппаратами уборочных машин по трубопроводам, а сами прицепы устанавливаются обычно соосно продольной оси уборочной машины или трактора, если уборочная машина выполнена навесной. Чтобы обеспечить оптимальное распределение массы при минимуме ее потерь прицеп необходимо расположить соосно выгрузному трубопроводу уборочной машины. При расположении жатки уборочной машины фронтально или сбоку поток массы нужно пропустить под срединой трактора, что требует применения высококлиресного трактора. Можно потоком массы обойти трактор сбоку, а затем частично сзади для расположения выбросной трубы соосно прицепу. Обход трактора сзади усложняет уборочную машину. Но эту задачу — обход сзади можно исключить расположением прицепа с поперечным смещением — соосно выгрузному трубопроводу. В НПФ «ЭЛКОР» разработано шарнирное дышло, обеспечивающее два положения прицепной серьги — транспортное (традиционное) и рабочее (со смещением). При разработке дышла прицеп рассматриваем как прицепную машину.

Новое дышло (рис. 1) для прицепа 2ПТС-4 состоит из промежуточной рамки 1, основной тяги 2, прицепной серьги 3, боковой тяги 4 и пружины уравновешивания 5. Рамка 1 сзади двумя поперечными горизонтальными осями соединяется с прицепом в местах соединения заменяемого серийного дышла. Спереди рамка 1 соединена вертикальными осями с тягами.

Тяги спереди соединены между собой вертикальной осью. Длина боковой тяги 4 изменяется резьбовой вставкой для более точной регулировки двух положений прицепной серьги. Серьга 3 соединена с основной тягой 2 горизонтальной продольной осью с возможностью вращения согласно требованиям техники безопасности. Боковая тяга 4 соединяется с рамкой в двух местах, соответствующих рабочему и транспортному положениям дышла. Перестановки осуществляет тракторист (комбайнер) перед соединением или после рассоединения прицепа с трактором. Пружина уравновешивает дышло и облегчает его перестановку.

Шарнирное дышло тракторного прицепа
Рис. 1. Шарнирное дышло тракторного прицепа. Обозначения в тексте.

Для обеспечения устойчивого движения смещенного прицепа рассчитаем необходимую длину дышла L (расстояние от серьги до передней оси хода прицепа) для случая движения прицепа 2ПТС-4 по междурядьям лаванды с шириной междурядий 1 м и поперечным смещением также 1м. Рассматриваемый прицеп имеет поворотный круг и увеличенную колею 2 м (рис.2). Массу прицепа с грузом обозначим G; примем, что масса прицепа равномерно распределена по четырем колесам. Сопротивление перекатыванию пневматических колес T определим по формулам /1/

T1=Т2 = 0,25fG; T3 = 0,5fG, (1)

Схема расчета устойчивости движения смещенного прицепа


где f — коэффициент перекатывания, равный для свежевспаханного поля 0,16 .

Рис. 2. Схема расчета устойчивости движения смещенного прицепа.

Сопротивление боковому сдвигу колеса определяем по формуле /2/

N1= N2 = 0,25kG , (2)

где k – коэффициент сопротивления сдвига, равный для пневматических колес 0,3 - 0,5.

При устойчивом ходе прицепа сумма моментов всех сил относительно точки О равна нулю. Тогда минимальное расчетное значение

L = (Т1 0 + Т22 + Т31) : (N1 + N2) = 2f/k = 2x0,16/0,3 = 1,07 м. (3)

Для прицепа 2ПТС-4 L = 2,73м, значительно больше расчетного. Опыт применения шарнирного дышла в различных условиях — на равнинных полях и на склонах до 8 градусов подтверждают правильность расчетов и конструктивных решений и позволяют рекомендовать шарнирное дышло к применению. Расположение основной и боковой тяг выбрано таким образом, чтобы не ограничивать повороты трактора. Тем не менее, угол поворота трактора влево больше, чем вправо. Это свойство шарнирного дышла нужно учитывать при выборе схемы движения уборочного агрегата.

Список литературы

1.  Справочник конструктора сельскохозяйственных машин. Под ред. М И. Клецкина. Том 1»Машиностроение». М. 1967, -722 с.

2.  Справочник конструктора сельскохозяйственных машин. Под ред. М.И. Клецкина. Том 2, «Машиностроение». М. 1967, -830 с.

Д. Б. Райхман, доктор технических наук Научно-производственная фирма «ЭЛКОР», г. Симферополь.