30 | 03 | 2017
Учебные материалы
Для преподавателей
Работы студентов
Справочная и техническая литература
Статьи по темам

Система смазки в тракторных дизилях

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.63 (4 Голосов)

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ И ДЕФЕКТОВ СИСТЕМ СМАЗКИ ДВС.

1.1.Основные сведения о системах смазки.

1.2.Характеристика основных дефектов деталей масляного насоса.

Основные функции системы смазки:

- создавать жидкостное трение,вводя между деталями слой смазки;

- удалять из сопряжений продукты изнашивания;

- отводить от деталей излишки теплоты;

- создавать уплотнения в сопряжениях деталей;

- размягчать образовавшийся кокс;

- предохранять детали от коррозии.

 

Основные составные элементы систем смазки ДВС:

* масляный насос, * маслопроводы

* система клапанов, * радиатор,

* фильтры, * приборы контроля.

 

комбинированная смазочная система СМД - 60

Моторные масла.

Основное требование к качеству: высокая стабильность свойств в условиях работы, характеризующихся высокими давлением, температурой, скоростью движения деталей.

Присадки для улучшения свойств моторных масел:

- противоокислительные, препятствующие образованию смолистых отложений;

- противокоррозионные, образующие пленку, которая защищает металл от окисления;

- моющие, смывающие с поверхности деталей смолистые вещества и предотвращающие отложения лаковых веществ;

- депрессорные, понижающие на 20...30°С температуру застывания;

- вязкостные, повышающие вязкость масла при высоких темпера-турах и уменьшающие ее при низких температурах;

- маслянистые, увеличивающие прочность масляной пленки, умень-шающие трение в сопряженных деталях и препятствующие спеканию трущихся частей;

- противопенные, делающие пену малостойкой;

- и другие.

Таблица 1 Масла, рекомендованные для применения в тракторных дизелях

Дизель

Марка масла

летнее

(+ 5...50°С)

зимнее

(+ 5...- 40°С)

Среднефорсированные

А-41 и А-01М

Высокофорсированные

Д-240, СМД-60, СМД – 62, ЯМЗ-240Б,

Д-21А

М-10В2, М-10В2С,

М-12Ву

М-10Г2, М-10Г2К

М-8В2, М-6з/10В

(ДВ-АсЗп-ЮВ)

М-8Г2, М-8Г2К

         

Масляные насосы

Шестеренные масляные насосы - непрерывная подача масла к трущимся деталям в необходимом количестве, обеспечивая двух-трехкратную циркуляцию масла за 1 мин.

Циркуляция масла в системе смазки ДВС.

Односекционны.

Двухсекционные.

 

 

Насосы предпусковой прокачки масла

 

 

Масляные фильтры.

Основные функции - сохранение свойств масла путем очистки его от нагара, лаковых и смолистых отложений, механических включений, предохранение деталей двигателя от интенсивного изнашивания.

Фильтры подразделяют в зависимости от назначения и принципа действия на следующие группы:

- грубой и тонкой очистки масла;

- включаемые в систему параллельно или последовательно;

- контактной очистки или центрифуги.

Масляные радиаторы

Радиатор(охладитель) - рассеивает теплоту и, снижая температуру масла на 10...15°, предотвращает недопустимое уменьшение его вязкости и окисление.

Клапаны

Основная функция - поддержание заданного давления масла.

Редукционные клапаны - предотвращают чрезмерное повышение давления масла после насоса, особенно холодного масла в период пуска двигателя, чем предохраняют магистраль (радиатор) от разрушения.

Перепускные (предохранительные) клапаны - устанавливают параллельно фильтрам. Они перепускают неочищенное масло в магистраль при полном засорении фильтра, предохраняя двигатель от аварии.

Клапан радиаторов - служит для ограничения циркуляции масла через радиатор, когда масло недостаточно прогрето и его вязкость и давление высокие.

Сливной клапан - поддерживает заданное давление масла в магистрали.

Таблица 2 Основные технические показатели систем смазки.

Показатель и приборы контроля

Дизель

СМД-60,

СМД-62

А-41

Д-240/Д-65Н

Вместимость системы смазки, л Подача основной секции масляного насоса, л/мин

Нормальная температура

масла, °С

Давление масла в системе, МПа:

- на номинальной частоте

вращения коленчатого вала

- на минимальной частоте

вращения коленчатого вала

Давление открытия редукционного клапана, МПа:

- основной секции

- радиаторной секции

- насоса предпусковой прокачки

Давление открытия клапанов,

МПа:

- сливного

- перепускного

20

70

80...100

0,3...0,5

0,1

0,90…0,95

0,05...0,25

0,1...0,13

0,45...0,57

0,65…0,75

22

105

80...100

0,2...0,4

0,1

0,90...0,95

0,25...0,32

0,30...0,50

0,52…0,57

15/16

35/36

80...100

0,2...0,3

0,1

0,65...0,70

----

----

0,15...0,30

0,25...0,30

 

Характеристика дефектов деталей систем смазки.

Рабоспособность системы смазки определяется техническим состоянием основных ее узлов и агрегатов: масляного насоса и фильтров.

Масляные насосы.

Масляные насосы дизельных двигателей имеют похожее устройство. Основным отличием является количество секций.

Детали насосов изготовлены из различных материалов:

- корпус - чугун СЧ 18-36;

- шестерни привода - Сталь 40Х;

- шестерни ведомые и ведущие - Сталь 40Х;

- проставка - Сталь 65Г;

- корпус клапанов - Сталь 35;

- клапан - Сталь 40Х;

- втулки - Бронза Бр ОЦС4-4-2,5.

Основное воздействие на детали насосов в процессе работы -гидроабразивное трение.

Основные дефекты (износы):

* износ корпуса насоса в местах соединения с торцами и вершинами зубьев шестерен;

* износ стенок корпуса около всасывающих отверстий;

* износ плоскостей крышек (проставок);

* износ торцевой поверхности шестерен;

* износ зубьев шестерен по толщине и высоте

* износ поверхностей валиков, осей и втулок;

* потеря герметичности клапанов;

* срыв резьб;

* износ шлицев валиков.

Перечисленные дефекты могут быть причиной:

* снижения производительности

а) увеличение торцевого зазора,

б) увеличение зазоров в подшипниках,

в) увеличение зазора между вершинами зубьев и гнездом корпуса,

г) износ зубьев шестерен по толщине,

д) потеря герметичности клапанов;

*отказа насоса

а) износ шлицев ведущих валиков,

б) излом кронштейнов крепления и др.

Основной причиной снижения производительности масляных насосов является увеличение торцевого зазора "а" (рис.1) между шестернями и крышками (проставками) который изначально устанавливается:

для двигателей А-41, А-01А, СМД-60 и СМД-62 в пределах 0,07 ... 0,22 мм,

для остальных дизелей — 0,06 ... 0,17 мм.

Допускаемый без ремонта зазор в первом случае равен 0,30 мм, а в остальных — 0,25 мм.

 

Износы корпуса шестерен и плиты (проставки) насоса

Рис. 1 Износы корпуса шестерен и плиты (проставки) насоса:

1 — втулка ведущего валика; 2корпус; 3ведущая шестерня; 4плита; 5 — ведомая шестерня; 6ось ведомой шестерни; а— зазор между торцами шестерен и плитой; врадиальный зазор между вершиной зуба и корпусом насоса.

Зазор "в" между вершинами зубьев шестерен и стенками корпуса составляет:

нормальный 0,1 – 0,2 мм,

допустимый без ремонта – 0,4 мм.

Зазор между валиком и втулками составляет:

нормальный 0,05 – 0,10 мм,

допустимый без ремонта – 0,15 – 0,20 мм.

Допустимый износ зубьев шестерен по толщине равен 0,2 мм.

Допустимый износ крышки (проставки) по глубине в местах контакта с

шестернями до 0,05 мм.

Допустимый износ шпоночного паза по ширине до 0,5 мм.

Масляные фильтры

Основные дефекты масляных фильтров

 

В масляных центрифугах техническими требованиями ограничивается износ посадочных поверхностей оси и корпуса ротора:

А – верхняя шейка оси ротора,

Б – отверстие корпуса или втулки ротора,

В - нижняя шейка оси ротора,

Г - отверстие корпуса или втулки ротора.

 

 

Характеристика сопряжений "ось ротора – корпус ротора" приведена в таблицах 3 и 4.

Таблица 3 Сопряжения верхней шейки оси ротора масляной центрифуги и отверстия корпуса или втулки ротора

Марка двигателя

Диаметр верхнего отверстия корпуса или отверстия втулки ротора, мм

Диаметр верхней шейки оси ротора,

мм

Зазор в верхнем подшипнике ротора, мм

нормальный

допустимый

нормальный

допустимый

нормальный

допустимый

ЯМЗ-238НБ,

А-41, А-01М

16+0,019*

16,04*

16- 0,035

- 0,055

15,92

0,035 –

- 0,074

0,12

СМД-60,

СМД-62,

СМД-64

23,1+0,033

23,15

23,1- 0,040

- 0,070

23,00

0,040 –

- 0,103

0,15

Д-240, Д-240Л

18+0,019

18,03

18-0,030

- 0,055

17,93

0,030 —

- 0,074

0,10

Д-65М, Д-65Н

18+0,027

18,05

18 - 0,040

- 0,070

17,91

0,040—

- 0,097

0,14

* Диаметр отверстия втулки ротора.

Таблица 4 Сопряжения верхней шейки оси ротора масляной центрифуги и отверстия корпуса или втулки ротора

Марка двигателя

Диаметр нижнего отверстия корпуса или отверстия втулки ротора, мм

Диаметр нижней шейки оси ротора, мм

Зазор в нижнем подшипнике ротора, мм

нормаль-ный

допус-тимый

нормаль-ный

допусти-мый

нормальный

допусти-мый

ЯМЗ-238НБ

А-41, А-01М

16 +0,019

16,04

16-0,035

-0,055

15,92

0,035—

- 0,074

0,12

СМД-60,

СМД-62,

СМД-64

24 +0,033

24,05

24—0,040

— 0,070

23,90

0,040—

- 0,103

0,15

Д-240,

Д-240Л

19+0,023

19,04

-0,040

19- 0,070

18,92

0,040 —

- 0,093

0,12

Д-65М,

Д-65Н

19+0,0

19,05

- 0,040

19 - 0,070

18,91

0,040—

- 0,097

0,14


Система смазки в тракторных дизилях - 4.5 out of 5 based on 4 votes

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить