Узлы и детали
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.42 (6 Голосов)

Бункер для зерна

Бункеры комбайнов «Нива» и «Колос» имеют вместимость 3 м. куб., рассчитанную на заполнение кузова автомобиля грузоподъемностью 5 т из двух комбайнов. Это повышает производительность автотран­спорта на отвозке зерна от комбайнов, работающих групповым спо­собом.

Бункера оборудованы выгрузной  системой» рассчитанной на выгрузку зерна на ходу комбайна. Исключение простоев при выгрузке позволяет повысить сменную производительность комбайнов на 15— 20%.

Сигнальное устройство контролирует заполнение бункера.

Выгрузная система комбайнов рассчитана на выгрузку зерна из бункера при влажности до 15% в течение 1,5—2 мин. С увеличе­нием влажности зерна продолжительность выгрузки увеличивается в значительной степени.

На комбайнах «Нива» и «Колос», выпускаемых с апреля 1974 г., число оборотов выгрузных шнеков увеличено до 422 в минуту вместо 288 в прежней конструкции. Соответственно производительность вы­грузных шнеков увеличена, до 1920 кг в минуту вместо 1440 кг.

В нормальных условиях уборки это позволяет выгрузить из бун­кера 2500 кг зерна, за 1,3 мин.

Опыт эксплуатации комбайнов в зонах повышенного увлажнения показывает, что при влажности зерна свыше 25% и тем более при содержании в нем. значительного количества частиц соломы и сорных трав в бункере образуются своды, исключающие возможность выгруз­ки обычными выгрузными системами. Образование сводов зависит также и от конструкции бункера и главным образом от его размеров я угла наклона дна.

В комбайне «Нива» дно бункера имеет наклон 40º. При таком на­клоне зерно нормально выгружается из бункера при его влажности до 20—25%.

В бункере комбайна «Колос» дно расположено под углом 30°, такой же наклон имеет скат его передней стенки. При угле наклона 30° нормальная выгрузка зерна возможна при влажности до 20%.

Таким образом, предусмотренные конструкцией бункеров углы наклона дна удовлетворяют требованиям нормальной выгрузки зерна в большинстве случаев уборки урожая.

Для улучшения выгрузки влажного зерна в бункерах комбайнов «Нива» и «Колос» установлены вибропобудители. Под действием колебаний, сообщаемых гидропульсатором, граничный слой зерна вибрирует и вследствие этого течет по наклонной плоскости выгрузному шнеку.

Исследования выгрузной системы с таким вибропобудителем показали, что даже при влажности 35% уплотненное в бункере комбайна слежавшееся зерно, засоренное мелкими соломистыми частицами, выгружается нормально.

Бункеры комбайнов «Нива» и «Колос» отличаются общей компоновкой, определяющей главным образом различие в конструкции корпусов бункеров.

Приводные механизмы, наклонный выгрузной шнек и способ установки его в транспортное положение в обоих комбайнах унифи­цированы.

Бункер комбайна «Нива»

Общее устройство бункера и его выгрузной, системы показано на рисунках.

Корпус бункера бескаркасной сварной конструкции образован из боковин и обшивки, профилированных из листовой стали. В местах крепления механизмов монтируемых в бункере, корпус усилен плоскими или профилированными накладками.

В полости бункера 1 (рис. ) установлен кожух 2, образующий канал, в который входит зерновой элеватор. Головка 5 элеватора и цепной привод распределительного шнека герметично изолированы в отсеке 3 бункера и закрыты крышкой 4, шарнирно закреплённый на корпусе.

На левой боковине корпуса бункера расположено смотровое окно 26, через которое водитель наблюдает за наполнением бункера зерном.

Для доступа внутрь бункера, необходимого при монтаже механиз­мов и техническом обслуживании, в крыше корпуса сделан люк, закрытый крышкой 24.

Распределительный шнек служит для заполнения бункера зерном.

Вал шнека вращается в шарикоподшипниках разовой смазки. Корпус правого подшипника закреплен на стенке приёмной камеры кожуха шнека, а корпус левого подшипника — на стенке бункера.

Вал распределительного шнека имеет три секции спирали: правая, приваренная к валу секция 8 и две регулируемые, закреплённые на валу болтами секции 10, состоящие из одного витка каждая.

Зерно из приемной камеры кожуха подается в бункер первой секцией спиралей. Сначала в нагнетании участвует секция 8 спирали шнека; по мере повышения уровня зерна в бункере вступает в дейст­вие вторая, а затем и третья секция шнека. Такая конструкция распределительного шнека позволяет заполнить объем бункера с меньшей затратой мощности.

Установку второй и третьей, секций на валу распределительного шнека регулируют в зависимости от биологических особенностей убираемой культуры так, чтобы процесс заполнения протекал нормально и достигалось достаточное заполнение бункера.

Бункер  с выгружным снеком комбайна �Нива�

Горизонтальный выгрузной шнек. В центре радиального желоба, образованного наклонными стенками дна корпуса бункера, установлен горизонтальный шнек 18, транспортирующий зерно к наклонному выгрузному шнеку. Горизонтальный шнек перекрыт цилиндрическим козырьком 19, образующим кожух с двумя продольными щелями, дозирующими поступление зерна из бункера к шнеку. Величину дозирующих щелей регулируют щитками 23, закрепленными на козырьке 19.

Шнек вращается в двух шарикоподшипниках разовой смазки.

Корпус правого подшипника установлен на конусном фланце, соединённом с правой стенкой бункера. Левый подшипник установлен в кронштейне 15, закрепленном во внешнем цилиндрическом ко­жухе 14.

Предохранительная муфта и кулачковая муфта включения выгрузного шнека. На правой цапфе 2 (рис.) трубчатого вала 1 шнека установлена приводная звездочка 12 с предохранительной муфтой и кулачковая муфта включения выгрузного шнека, имеющие следующее устройство.

Звездочка закреплена заклепками на корпусе 9 роликоподшипни­ка 15. В осевом направлении звездочка фиксирована упором втулки 7 во внутреннее кольцо шарикоподшипника 6 и упором в торец втулки 19, которая закреплена на цапфе вала шпонкой 20 и болтом. Долевой зазор комплекта деталей, фиксирующих звездочку 12, устанавливают в пределах 1—1,5 мм шайбами 8 и 23. Совмещение звездочки с плоскостью цепной передачи регулируют соответствующей перестановкой этих шайб с одной стороны на другую.

На корпус 9 свободно посажен ведущий диск 16 предохранительной муфты, имеющий два кулачка на внешнем торце, фрикционные кольца 13, расположенные с обеих сторон этого диска, и нажимной диск 14. Фрикционные кольца центрированы в проточках звездочки и нажимного диска.

Ведущий диск и фрикционные кольца зажаты между звездочкой 12 и нажимным диском 14 стяжными болтами 10 через пружины 11.

На втулке 19 закреплена шпонкой 22 кулачковая муфта 17, которая может перемещаться вдоль втулки при помощи разъемного хомута 18, связанного с вилкой механизма включения выгрузного шнека. Поверхности скольжения хомута и кулачковой муфты смазывают через пресс-масленку по радиальным и кольцевым каналам хомута и муфты.

Осевое давление, создаваемое шнеком при выгрузке зерна, передается на шарикоподшипник 6 буртиком цапфы 2, опирающимся на внутреннее, кольцо подшипника.

Механизм включения выгрузного шнека действует следующим образом. В выключенном положении звездочка 12 с ведущим диском 16 свободно вращается на цапфе 2 вала выгрузного шнека, опираясь на роликоподшипник 15. При включении кулачковой муфты 17 вра­щение звездочки передается через фрикционную и кулачковую муфты валу шнека. В начальный момент включения, когда усилие, необ­ходимое для сдвига выгрузного шнека, заполненного зерном, на полных оборотах шнека превышает величину крутящего момента, пере­даваемого предохранительной муфтой, ведущий диск 16 частично пробуксовывает относительно звездочки. По мере нарастания скоро­сти выгрузного шнека до нормальной частоты вращения ведущего диска и звездочки выравнивается.

Бункер комбайна �Нива�

Рис. 140. Бункер комбайна «Нива»:

1 – бункер; 2 – кожух; 3- отсек бункера; 4 – крышка; 5 – головка зернового элеватора; 6 – приёмная камера кожуха распределительного шнека; 7- кожух шнека; 8 – секция спирали шнека; 9 – вал распределительного шнека; 10 – регулируемые секции спиралей шнека; 11 – датчик спирального устройства; 12 – растяжка; 13 – стойка рамки; 14 – кожух шнека; 15 – кронштейн с подшипником; 16 – фланец кожуха шнека; 17 – универсальный шарнир; 18 – горизонтальный шнек; 19 – козырёк шнека; 20 – промежуточная опора крепления козырька; 21 – приводная звёздочка с предохранительной муфтой; 22 – кулачковая муфта шнека; 23 – регулируемые щитки; 24 – крышка люка; 25 – зерновой элеватор; 26 – смотровое окно.

Бункер комбайна �Нива� - 2

Предохранительная фрикционная муфта и кулачковая муфта включение выгрузного шнека

Рис.  Предохранительная фрикционная муфта и кулачковая муфта включение выгрузного шнека:

1—трубчатый вам шнека; 2— цапфа вала; 3 — спираль выгрузного шнека; 4 — конический фланец; 5 и 9 — корпуса подшипников; 6 — шарикоподшипник разовой смазки; 7 — распорная втулка; 8 и 23 — регулировочные шайбы;. 10 — болт; 11 — пружина; 12 — звездочка привода шнека; 13 — фрикционные кольца; 14 — нажимной диск; 15 — роликоподшипник; 16 — веду­щий диск фрикционной муфты; 17 — кулачковая муфта включения шнека; 18 — хомут; 19 — втулка; 20 — шпонка втулки; 21— замковое кольцо; 22 - шпонка кулачковой муфты; 24— ко­зырек; 25 - защитная шайба.

При сопротивлении шнека, превышающем крутящий момент, передаваемый предохранительной муфтой, ведущий диск 16 пробуксовывает относительно звездочки, которая вместе с диском 14 продолжает вращаться на роликоподшипнике с постоянной скоростью.

Если при включении выгрузного шнека зерно не выгружается из бункера или выгружается недостаточно быстро, нужно включить шнек и устранить причину, мешающую его нормальному вращению.

Предохранительную муфту выгрузного шнека регулируют на передачу крутящего момента 200 Н∙м (20 кгс∙м) достаточно для выгрузки зерна различных культур, убираемых комбайном.

Величину крутящего момента, передаваемого муфтой, регулируют натяжением пружин 11 болтами 10.

Промежуточный патрубок выгрузного шнека. На кожухе горизонтального шнека 1 (рис. ) закреплен кронштейн 2, в котором расположен левый опорный шарикоподшипник. На цапфе трубчатого вала шнека закреплена шпонкой вилка универсального шарнира16, установленная до упора в буртик цапфы. Вторая вилка универсаль­ного шарнира приварена, к промежуточному валику 12, который опирается на шарикоподшипник кронштейна 14 на патрубке 5.

К вилке универсального шарнира валика 12 приварена промежуточная спираль 15 шнека.

Внутренним цилиндрическим фланцем 4 патрубок 5 закреплен на фланце 3 кожуха горизонтального шнека. С внешним фигурным фланцем 6 патрубка шарнирно соединен и закреплен защелкой ниж­ний такой же фигурный фланец 7 кожуха8 наклонного выгрузного шнека.

Наклонный шнек 9 соединен с промежуточным валиком 12 ку­лачковой муфтой, имеющей следующее устройство. Муфта 13 с двумя кулачками закреплена на промежуточном валике 12 шпонкой. Паль­цы 11, приваренные к втулке 10 трубчатого вала наклонного шнека, входят в зацепление с кулачками муфты.

Промежуточный патрубок выгрузного шнека бункеров комбайнов �Нива� и �Колос�

Рис. 142. Промежуточный патрубок выгрузного шнека бункеров комбайнов «Нива» и «Колос»:

1 - горизонтальный шнек бункера; 2 - опорный кронштейн с подшипником; 3 - фланец кожуха горизонтального шнека; 4 - фланец патрубка; 5 - промежуточный патрубок; 6 - фигурный фланец патрубка; 7 — фигурный фланец кожуха наклонного шнека; 8 - кожух наклонного шнека; 9 - наклонный шнек; 10 - втулка трубчатого вала; 11 - палец; 12 — промежуточный валик; 13 - кулачковая муфта; 14 - опорний кронштейн о подшипником; 15 - промежуточная спираль шнека; 16 — универсальный шарнир; 17 - защелка; 18 — скоба патрубка; 19 — крон­штейн ковша; 20 - ковш; 21 - ручка ковша; 22 - пластина, центрирующая наклонный шнек.

Верхняя го�ловка наклонного вы�грузного шнека комбай�нов �Нива� и �Колос�

Рис. Верхняя го­ловка наклонного вы­грузного шнека комбай­нов «Нива» и «Колос»:

1 — кожух шнека; 2 - шнек; 3 - коническое до­нышко; 4 — фланцевый корпус подшипника; 5 - шарикоподшипник разовой смазки; 6 — гайка; 7 - замковое кольцо; 8 — цап­фа вала шнека; 9 — лоток выгрузного шнека.

Для лучшего сопряжения пальцев с кулачковой муфтой при установке наклонного шнека в рабочее положение внешний конец валика 12, концы пальцев 11 и торцы кулачков муфты 13 выполнены коническими.

К патрубку5 приварена скоба 18 с пазом, в который входит кронштейн 19 ковша 20, фиксируемый пружинной защелкой 17. В этом ковше собирается зерно, высыпающееся из кожуха шнека при повороте его в транспортное положение. По мере наполнения зерном ковш снимают и высыпают зерно в бункер.

Наклонный выгрузной шнек. Отличительная особенность наклонного выгрузного шнека заключается главным образом в том, что при одинаковом диаметре шаг его спирали увеличен до 250 мм вместо 200 мм у горизонтального шнека. Увеличение шага спирали сделано для того, чтобы исключить возможность образования пробок в переходной зоне, так как при одинаковых размерах спиралей шнек, установленный наклонно, имеет меньшую производительность, чем в горизонтальном положении.

Верхний конец наклонного шнека2 (рис.) опирается на шарикоподшипник5 со сферической внешней обоймой, установленной в корпусе 4, который закреплен на коническом донышке3 кожуха шнека.

Цапфа 8 вала шнека закреплена в подшипнике 5 гайкой с упором в замковое кольцо 7. Таким образом, осевое усилие, создаваемое наклонным шнеком при выгрузке зерна, воспринимается подшипником 5.

На кожухе шнека шарнирно закреплен наклонный лоток 9, по которому зерно стекает в кузов автомобиля.

На комбайне «Нива» кожух наклонного выгрузного шнека под­вешен при помощи тяги 8 (см. рис. 139) к стойке рамки 13. Вторая стойка этой рамки связана с корпусом 1 бункера, усиленным внутрен­ней растяжкой 12 (см. рис. 140). Такая схема подвески сделана, для удобства входа в кабину.

На комбайне «Колос» кожух шнека подвешен при помощи растяжки непосредственно к корпусу левой секции бункера.

Устойчивость шнека в горизонтальной, плоскости достигается поста­новкой распорной трубки 11 (рис. ), которая передним концом с помощью крючка соединена с ушком, приваренным к обойме 9, усили­вающей кожух шнека в месте подвески, а задним концом прикреплена крючком к ушку 15 на переходной площадке.

В транспортном положении наклонный выгрузной шнек отклоняет­ся назад, поворачиваясь вокруг оси 29 шарнирного соединения фланца кожуха шнека с промежуточным патрубком 6 и оси ушка крепления тяги 8, и запирается на опорной скобе 18 защелкой 16. Скоба прикреп­лена болтами к пластине 19, приваренной к стойке перил переходной площадки. Для установки скобы в требуемое положение на пластине 19 сделаны регулировочные отверстия.

Скоба должна быть закреплена на пластине в положении, при котором для ввода кожуха шнека в скобу требуется, приподнять шнек на 5—10 мм. Такая установка скобы необходима для того, чтобы в транспортном положении шнек опирался на скобу, разгружая тягу 8.

Для поворота шнека в транспортное положение нужно снять с ушка 15 распорную трубу 11, нажатием ноги на педаль 12 рычага 22 отвести защелку 26, запирающую фланец кожуха шнека на промежу­точном патрубке. Затем при помощи распорной трубы 11 повернуть шнек и закрепить его на скобе, а распорную трубу уложить в скобу, приваренную к кожуху шнека для этой цели.

Механизмы привода выгрузного шнека и включения кулачковой муфты комбайнов «Нива» и «Колос». Выгрузной шнек приводится в движение от вала 5 (рис.) отбойного битера через контр приводной вал 11 и цепную передачу.

На валу битера закреплена стальная ступица 7, к которой прикле­пан двухручьевой литой шкив 6 клиноременной передачи от главного контрприводного вала молотилки. Ступица 7 имеет шлицевой венец, с которым соединена шлицевая втулка 10, приваренная к контрприводному валу 11. Шлицевое соединение закрыто уплотнительным коль­цом 8.

Внешний конец контрприводного вала опирается на шарикоподшипник 12. Корпус 13 подшипника установлен на кронштейне 17, закрепленном болтами на корпусе бункера и подкосом 16 на корпусе молотилки. Соосность контрприводного вала с валом битера регулируют прокладками 15 и смещением корпуса 13 на кронштейне 17 в пределах размеров овальных отверстий в полке кронштейна.

На контрприводном валу клиновой шпонкой закреплена веду­щая звездочка 14 цепного привода выгрузного шнека. Кулачковая муфта 20 включается рычагом 23, шарнирно соединенным с тягой 25 механизма включения выгрузного шнека, установленного в кабине.

Рычаг 23, шарнирно закрепленный на стойке 24, заканчивается вилкой 22 с пазами, в которые входят цапфы хомута 21, установленного на подвижной кулачковой муфте 20.

Механизм привода выгрузного шнека и включения кулачковой муфты

Рис. 144. Механизм привода выгрузного шнека и включения кулачковой муфты:

1 - панель корпуса молотилки; 2 и 17— кронштейны; 3— фланцевый корпус подшипника; 4 - шарикоподшипник разовой смазки; 5 — вал отбойного битера; 6 — приводной шкив; 7— ступица; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — опорное кольцо; 10 — шлицевая втулка; 11— контрприводной вал; 12 — шарикоподшипник; 13 — корпус подшипника; 14 — ведущая звездочка; 15 — регулировочные прокладки; 16 — подкос; 18— натяжная звездочка; 19 — звездочка привода выгрузного шнека; 20 — кулачковая муфта включения выгрузного шнека; 21 — хомут; 22 — вилка включения; 23 — рычаг вилки включения; 24 — стойка; 25 — тяга механизма вклю­чения; 26 — регулировочная вилка тяги.

Контрпривод выгрузного шнека комбайнов �Нива� и �Колос� с двухбарабанным молотильным аппаратом

Рис. Контрпривод выгрузного шнека комбайнов «Нива» и «Колос» с двухбарабанным молотильным аппаратом:

1 - панель корпуса молотилки; 2 — кронштейн; 3 - корпус подшипника; 4 и 8 — шарикоподшипннк; 5 — звездочка привода промежуточного битера; 6 — корпус; 7 — замковое кольцо; 9 — нажиимной диск; 10 — фрикционные кольца предохранительной муфты привода промежуточного битера; 11 — пружина; 12 — диск муфты; 13 — приводной шкив; 14 – контрприводной вал.

В выключенном положении муфты зазор между кулачками дол­жен быть в пределах 4±1 мм. Величину этого зазора регулируют дли­ной тяги 25, имеющей для этой цели регулировочную вилку 26.

На комбайнах «Нива» и «Колос» с двухбарабанным молотильным аппаратом битер смещен относительно оси барабана назад. Поэтому конструкция контрприводного вала соответственно изменена. Вал 14 (рис. 145) опирается на шарикоподшипник 4, установленный в таком же корпусе 3, как и с внешней стороны. Корпус подшипника закреплен на кронштейне 2, приваренном к. панели корпуса молотилки.

Приводной шкив 13 закреплен на валу клиновой шпонкой. На контрпрнводном валу 14 на двух шарикоподшипниках 8 установлен корпус со звездочкой 5. Корпус соединен болтами с диском 12 предохранительной муфты привода битера.

В остальном механизм привода выгрузного шнека и механизм вклю­чения кулачковой муфты не отличаются от описанного выше.

Датчик сигнального устройства. Он установлен в корпусе бункера и сигнализирует о заполнении его зерном. Датчик представляет собой контактный включатель такой же конструкции, как и на предохра­нительных муфтах шнеков.

К внешней удлиненной пластине 2 (рис. ) прикреплен клапан 3, регулируемый по высоте установки на пластине. Датчик установлен в зоне корпуса бункера, заполняемой зерном в последнюю очередь. Под давлением зерна, поступающего в бункер, клапан отклоняется и замыкает контакт включения сигнальной лампочки на щитке приборов и звуковой сигнал комбайна. В бункере комбайна «Нива» установлен один датчик сигнального устройства, а в бункере комбайна «Колос» датчики расположены в каждой секции.

Положение датчика в корпусе бункера регулируют так, чтобы сигнальное устройство включалось в период, когда в бункере еще остаётся остаточный объем для поступления зерна из молотилки при обмолоте массы, поступившей до остановки комбайна. Ориентировочно этого объёма достаточно у комбайна «Нива» для 50—70 кг, а у комбайна «Колос» для 80—100 кг зерна.

Контактный включатель сигнала

Рис. Контактный включатель сигнала:

1 - контактный включатель; 2 — пластина; 3 — клапан.

Бункеры комбайнов «Нива» и «Колос» - 3.3 out of 5 based on 6 votes

Дополнительные материалы: