Задачи
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)

Опоры осей и валов

В качестве опор осей и валов применяют подшипники скольжения и качения.

Подшипники скольжения. Подшипники скольжения, работающие в условиях жидкостного трения, рассчитываются по гидродинамической теории смазки. Если режим жидкостного трения не обеспечен, то подшипники следует проверять только по удельному давлению q.

работа подшипника в условиях жидкостного трения

 

 

 

рис. 97

Для расчёта подшипников скольжения на основе гидродинамической теории смазки, здесь помещены некоторые справочные таблицы и расчётные формулы. На рис. 97 представлена общая картина работы подшипника в условиях жидкостного трения.

Обозначения основных величин:

P

- радиальнаянагрузка на подшипник в Н;

d

- диаметр цапфы;

l

- длина вкладыша;

s

- диаметралный зазор между вкладышем и цапфой;

y=s/d

- относительный зазор;

q=P/ld

- удельная нагрузка на подшипник в Н/мм2 или Н/м2;

w=pn/30

- угловая скорость цапфы;

h

- динамическая вязкость масла;

оВУ

- условная вязкость масла в градусах;

е

- эксцентриситет цапфы (расстояние между центрами подшипника и цапфы рис 82);

χ=e/0.5s

- относительный эксцентриситет

hmin

- наименьшая толщина масляного слоя;

k0

- коэффициент нагрузки подшипника или отвлечённая (безразмерная) нагрузка;

l

- характеристика режима работы цапфы

Основные формулы для расчёта подшипников скольжения по гидродинамической теории смазки.

Характеристика режима работы

image003_0_261aa488590774d25b4dd2bcffbea9b1 Опоры осей и валов Задача

где q – в Н/м2 .

Для всплывания цапфы в масляном слое и образования смазочного слоя необходимо, чтобы l > lкр.

Таблица №18.1 Значения lкр 107 (при y=0,0015¸0,0025)

Материал шипа

Материал подшипника

λкр107

Сталь нормализованная или улучшенная, HБ£350

Бронза оловянистая пластическая

6

Бронза твёрдая

8

Баббитовая заливка

5

Сталь закалённая шлифованная, HБ>350

Бронза оловянистая

5

Бронза твёрдая

7

Баббитовая заливка

4

Наименьшая толщина масляного слоя

 Hmin =0,5s(1-x)

Для определения х следует предварительно вычислить коэффициент нагрузки k0 по формуле

 zxc Опоры осей и валов Задача

где: image006_0_0ee2908ff5331894940ca784839a6cc6 Опоры осей и валов Задача Н/м2; ψ - определяется в зависимости от выбранной посадки, средние значения ψ ≈ 0,0015÷0,0025.

В таблицах смазочных масел обычно приводится не динамическая вязкость h, а кинематическая в сантистоксах и условная (в градусах ВУ).

Таблица №18.2 Вязкость некоторых масел для смазки подшипников

Сорт масла

Кинематическая image007_0_29b3181b8b5ed6aec817ea1d78bb9e13 Опоры осей и валов Задача в сст

Условная в °ВУ

Вязкость при 50°C

Индустриальное 20

17÷23

2,6÷3,3

Индустриальное 30

27÷33

3,8÷4,6

Индустриальное 45

38÷52

5,2÷7,1

Турбинное 22

20÷23

2,9÷3,3

Турбинное 30

28÷32

4,0÷4,5

Турбинное 46

44÷48

6,0÷6,5

Турборедукторное57

55÷59

7,5÷8,0

Вязкость при 100°С

Автотракторное АК-10

10

1,86

Автотракторное АК-15

15

2,37

Автотракторное трансмиссионное зимнее

17,9÷22,1

2,7÷3,2

Автотракторное трансмиссионное летнее

28,4÷32,3

4,0÷4,5

Цилиндровое 11

9÷13

1,76÷2,15

Цилиндровое 24

20÷28

2,95÷3,95

Цилиндровое 38

32÷44

4,5÷6,0

Для перехода от условий вязкости к динамической можно пользоваться приближенными формулами:

при °ВУ ≤ 6

image008_0_5d3cdeb5d89a343c9b015badbd3a9f4c Опоры осей и валов Задача

при °ВУ > 6

image009_8cbbca197f3b942bafaee555856152de Опоры осей и валов Задача

Условная вязкость при t¹50°C определяется по приближенной формуле

image010_0_aac904c29427e0720153a24244c43915 Опоры осей и валов Задача

Относительный эксцентриситет х определяется по отвлечённой нагрузке k0 в зависимости от отношения l/d (см. таблицы 18.3, 18.4).

Таблица №18.3 Значения отвлеченной нагрузки k0 для цилиндрических подшипников (при угле обхвата 180°) в зависимости от относительного эксцентриситета x и отношения l/d

x

l/d

0.33

0.35

0.40

0.45

0.50

0.55

0.60

Значения k0

2.0

1.5

1.3

1.2

1.1

1.0

0.9

0.8

0.7

0.5

0.85

0.685

0.600

0.555

0.500

0.448

0.390

0.331

0.270

0.155

0.90

0.735

0.645

0.595

0.540

0.480

0.419

0.353

0.290

0.167

1.08

0.880

0.780

0.720

0.650

0.580

0.515

0.437

0.358

0.208

1.255

1.04

0.925

0.86

0.785

0.705

0.62

0.53

0.44

0.257

1.465

1.235

1.10

1.025

0.945

0.85

0.755

0.65

0.535

0.318

1.73

1.47

1.325

1.21

1.14

1.035

0.92

0.795

0.665

0.398

2.03

1.75

1.585

1.485

1.375

1.255

1.12

0.975

0.82

0.496

Таблица №18.4

х

l/d

0.65

0.70

0.75

0.80

0,90

0,95

Значение k0

2.0

1.5

1.3

1.2

1.1

1.0

0.9

0.8

0.7

0.5

2,38

2,08

1,90

1,78

1,666

1,525

1,375

1,20

1,015

0,625

2,885

2,55

2,34

2,22

2,075

1,915

1,735

1,53

1,355

0,82

3,585

3,21

2,98

2,84

2,67

2,48

2,27

2,015

1,735

1,11

4,57

4,06

3,895

3,735

3,54

3,305

3,05

2,74

2,39

1,575

9,55

8,95

8,6

8,35

8,0

7,65

7,20

6,65

6,0

4,26

19,45

18,65

18,1

17,7

17,25

16,7

16,0

15,1

13,9

10,65

Условие надёжности подшипника:

 zxc1 Опоры осей и валов Задача

где Hmin – наименьшая толщина масляного слоя; hкр – критическая толщина масляного слоя;

Таблица №18.5

Класс чистоты

Обозначение

Отклонение (неровность) Hmax в мк

8-й

Ñ8

3,2

9-й

Ñ9

1,6

10-й

Ñ10

1,0

11-й

Ñ11

0,5

 zxc2 Опоры осей и валов Задача

где: H′max и H″max - наибольшие отклонения (неровности) поверхностей вкладыша и цапфы, определяемые в зависимости от чистоты обработки; y0прогиб шипа в подшипнике, определяемый по формулам сопротивления материалов.

Коэффициент жидкостного трения определяется по формуле:

при l < d;   

 zxc3 Опоры осей и валов Задача

при l ≥ d.

Сила трения T = ƒP; потеря мощности на трение image016_ca94d398d1787f1cb7a2b97c0457abf5 Опоры осей и валов Задача

Требуемый для охлаждения подшипника циркуляционный расход масла в литрах в секунду

image017_0_5518fb899c03cbac41005c7efb3d09b7 Опоры осей и валов Задача,

где: c – удельная теплоёмкость масла в ккал/кГ°С; g - удельный вес масла при средней температуре tср = t1 + t2 /2; t2 и t1 – температуры выхода и входа масла в °С; image007_0_29b3181b8b5ed6aec817ea1d78bb9e13 Опоры осей и валов Задача- окружная скорость шипа в м/сек.

Задача 18.1. Вал редуктора с цилиндрическим прямозубым колесом смонтирован на подшипниках скольжения (рис. 98) с баббитовой заливкой. Вал выполнен из стали Ст. 6 нормализованной, число оборотов его n = 120 в минуту; диаметр цапф d = 100мм; длина вкладыша l = 110мм; нагрузка на подшипник P = 26950Н. Смазка осуществляется турборедукторным маслом, средняя температура которого в подшипнике t = 60° С. определить характеристику режима и дать заключение, соблюдено ли в данном случае условие жидкостного трения в подшипниках.

Вал редуктора

 

 

 

 

 

 

Рис. 98

Решение. По таблице находим условную вязкость турборедукторного масла при t = 50°С: ВУ50 = 7,5. Определяем условную вязкость при t = 60°С:

image019_0_2eb5161c2a51276245d9eaac9d5eb8d9 Опоры осей и валов Задача

Находим динамическую вязкость

image020_0_12055336a1c66efdedfc685961418a23 Опоры осей и валов Задача

Угловая скорость

zxc4 Опоры осей и валов Задача

Удельная нагрузка на подшипник

 zxc5 Опоры осей и валов Задача

Характеристика режима

image023_0_738d7bb32a369b28f97a6cc73b4dbd43 Опоры осей и валов Задача

Так как полученное значение l < lкр (для данного случая l = 5·10-7), то при указанном режиме жидкостное трение не обеспечено.

Задача 18.2. Рассчитать подшипник скольжения паровой турбины по следующим данным: нагрузка на подшипник P = 35·103Н; диаметр цапфы d = 300мм; рабочая длина вкладыша подшипника l = 240мм; диаметральный зазор между цапфой и вкладышем s = 0,6мм; рабочее число оборотов вала турбины n = 3000 в минуту; поверхности цапфы и вкладыша обработаны по 8-му классу чистоты; прогиб цапфы в подшипнике при полной нагрузке y0=0,03мм. Смазка осуществляется маслом турбинным 22, с условной вязкостью °ВУ50 = 3°С, рабочая температура масла в подшипнике при полной нагрузке t = 50°С; удельный вес масла при этой температуре g = 0,875; разность температур масла при выходе из подшипника и входе в него (t2 - t1) = 10°C, угол обхвата b = 180°.

Решение. Определяем абсолютную вязкость:

image024_895810347d0a8771219bb7087efa72c7 Опоры осей и валов Задача

Удельная нагрузка на подшипник

image025_0_e5390adc4a2151762c1963d1746ec963 Опоры осей и валов Задача

Отвлечённая нагрузка

image026_32fd69cb7934c954a3237da5f983601a Опоры осей и валов Задача

Здесь относительный зазор

image027_0_bf4ee301fd9db45783ecec232a6013e7 Опоры осей и валов Задача

Угловая скорость

image028_9f3c6373e56c78ecb28ab1a208627c47 Опоры осей и валов Задача

Относительный эксцентриситет x, соответствующий найденной отвлечённой нагрузке, определяем по таблицам в зависимости от image029_0_e08fb530e3112ab1ba861713dfa828d0 Опоры осей и валов Задача

image030_0_702b6be9ef694ac696b04c828bf2ca8a Опоры осей и валов Задача image031_d4694faa3f2d01dd4d131e19558c5a8a Опоры осей и валов Задача

Определяем наименьшую толщину масляного слоя:

image032_0_01f4ebbccfdd9f5d483de553f1baf62c Опоры осей и валов Задача

Определяем высоту неровностей (гребешков) при обработке поверхностей цапфы и вкладыша по 8-му классу чистоты (из таблицы 18.5) Hmax = 3,2мк.

Определяем критическую толщину масляного слоя:

image033_0_1806c68f54ade2ff89836132725afafe Опоры осей и валов Задача

Условие надёжности работы подшипника проверяем по отношению

image034_0_193e69d60300eaa4aa68a2fc0d47369d Опоры осей и валов Задача

толщина масляного слоя достаточная и условие жидкостного трения обеспечено.

Определяем коэффициент трения:

image035_3684fb5d5a6b750219ea40a6e48c908b Опоры осей и валов Задача

image036_0_1d1c5c689619f380b029f14ad0c24656 Опоры осей и валов Задача

Сила трения

image037_e2cc8154624764a0cc7bef9e7f099397 Опоры осей и валов Задача

Расход масла, требуемый для охлаждения подшипника:

image038_0_77bd0de20d278881e081f468a03932c4 Опоры осей и валов Задача

image039_566fe20c0a069204b505ef836c794478 Опоры осей и валов Задача

Здесь

image040_0_522e68a48af2c47023a79c6afdc54790 Опоры осей и валов Задача

image041_0_c1532525d263b1fb143e8ac4ce2e069a Опоры осей и валов Задача

Задача 18.3. Выходной вал червячного редуктора установлен в корпусе на подшипниках скольжения (рис. 99). Определить наружный диаметр буртиков вкладышей и проверить цилиндрическую часть вкладыша по удельному давлению, если известны следующие данные: мощность, Рис.99&quot;Выходной вал червячного редуктораснимаемая с выходного вала, Nк = 15кВт; число оборотов выходного вала nк = 60 об/мин; диаметр делительной окружности червячного колеса dк = 400мм; диаметр цапф d=0,08м; длина подшипника l=80мм; расстояние между серединами опор L=250мм; диаметр делительного цилиндра червяка dч=80мм; передаточное число i=nч/nк=20; к. п. д. Червячной передачи h=0,80; вал червячного колеса изготовлен из стали Ст. 6; вкладыши – из антифрикционного чугуна.

Решение. Определяем силы, действующие в червячном зацеплении. Окружная сила червячного колеса

image044_0_27535485540d30fce876fb58212d6c64 Опоры осей и валов Задача

image045_0_81972786edec6fb6c8f5c139b74c9591 Опоры осей и валов Задача

Осевая сила колеса, равная окружной силе червяка

image046_aee4adac19a14ba1ad4fb209ee4008b5 Опоры осей и валов Задача

Радиальная сила

image047_0_f00cb7c074e362776b68729c216a7a68 Опоры осей и валов Задача

Реакция более нагруженной опоры:

радиальная

image048_0_93547376b512e8a9ef7feff0de0cec89 Опоры осей и валов Задача

image049_920332531757f727f635866d3fc9a574 Опоры осей и валов Задача

осевая

image050_0_7d1f74073e2cce08b7c5f33b4d323a63 Опоры осей и валов Задача

Проверяем удельное давление на цилиндрической части вкладыша:

 zxc6 Опоры осей и валов Задача

(для чугуна среднее значение [q] ≈ 200·104Па).

Проверяем qu:

image052_0_b629017b1b98abe373e7ffdec7162aef Опоры осей и валов Задача

image053_0_16d1f23b0d051805ccf748ab3335263b Опоры осей и валов Задача

(при допускаемом значении [qu] » 150 ¸ 300Па·м/с).

Определяем наружный диаметр буртика:

image054_e9bc8af872a864ed180e203bdf3127db Опоры осей и валов Задача

принимаем [q] = 100·104Па;

image055_27e061c5ff4b006c5d3d04054cad9a6d Опоры осей и валов Задача

принимаем D = 110мм.

Проверяем [quср], где

image056_01f9b27ceb9533d3ee3120ed88e34ebb Опоры осей и валов Задача

image057_c6a74d7b60ce8a5fa8f71161ce5de4cd Опоры осей и валов Задача

Последовательность расчета (подбора) подшипников качения на долговечность

Исходные данные:

1. Расчетная схема вала с указанием значения и направления нагрузок.

2. Угловая скорость вала ω.

3. Диметр цапф вала d.

4. Условия работы подшипникового узла.

Последовательность расчета:

1. Определяют радиальные опорные реакции в вертикальной Rв и горизонтальной Rг плоскостях для каждой опоры:

image058_b95d0bfddbbe7bc92670b42de77c8665 Опоры осей и валов Задача. (18.1)

При определении опорных реакций радиально-упорных подшипников пролетом между опорами считают расстояние l с учетом угла контакта image059_c7520a4f02875db0d5228d264d2526a7 Опоры осей и валов Задача.

Тип подшипника выбирают исходя из условий работы, действующих нагрузок и намечаемой конструкции подшипникового узла.

2. По каталогу, ориентируясь на легкую серию, по диаметру цапфы подбирают подшипник и выписывают характеризующие его данные:

а) для шарикового радиального и радиально-упорного с углом контакта image060_3b7b4a251213d57d43c6097ccb107438 Опоры осей и валов Задача<18о значения базовых динамической Cr и статической Cor радиальных грузоподъемностей;

б) для шарикового радиально-упорного с image059_c7520a4f02875db0d5228d264d2526a7 Опоры осей и валов Задача≥18o значения Cr и по таблицам (или каталогу) значение коэффициента e;

в) для конического роликового значения Cr, e и Y.

3. Для шариковых радиально-упорных и роликовых подшипников определяют для обеих опор осевые составляющие Rs от радиальных сил Rr, а затем вычисляют расчетные осевые силы Ra.

Задаются расчетными коэффициентами V, Кб и Кт исходя из условий работы.

4. Для шариковых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников с углом контакта α<18о определяют отношение Ra /Cor и по таблицам (или каталогу) принимают значение коэффициента е.

Сравнивают отношение Ra/(VRr) c коэффициентом e и принимают значения коэффициентов X и Y:

а) если Ra/(VRr) ≤ е , то для любого типа подшипника, кроме двухрядного, принимают X=1 , Y=0;

б) если Ra/(VRr) > e для подшипников шариковых радиальных и радиально-упорных, то значения X и Y принимают по таблицам (или каталогу);

в) при Ra/(VRr) > е для конических роликовых подшипников применяют коэффициент X=0,4 (значение Y принято ранее).

5. Вычисляют эквивалентную динамическую нагрузку.

6. Определяют расчетную динамическую грузоподъемность подшипника Cr расч и оценивают пригодность подшипника по условию

image061_509af9ea9c11a93a216724f6c66d4190 Опоры осей и валов Задача. (17.2)

Если расчетное значение Cr расч больше значения базовой динамической грузоподъемности Cr для принятого подшипника, то переходят к более тяжелой серии или принимают другой тип подшипника и расчет повторяют. В отдельных случаях увеличивают диаметр цапфы вала с целью перехода на следующий типоразмер подшипника. В этом случае в конструкцию вала вносят изменения.

Если для обеих опор вала принимают подшипники одного типа и одного размера, то расчет и подбор подшипника ведут по наиболее нагруженной опоре. В этом случае уменьшается количество типоразмеров подшипников в конструкции.

В отдельных случаях пригодность намеченного подшипника оценивают сопоставлением базовой и требуемой долговечности. В этом случае определяют базовую долговечность подшипника L10 в млн. оборотов или L10h в часах:

image062_1ace0bb3f35e889bf067cb195a613455 Опоры осей и валов Задача; image063_8ea97aea642a46679235e72f7d7acce7 Опоры осей и валов Задача, (17.3)

Если базовая долговечность больше или равна требуемой (L10h ≥ Lh), то подшипник пригоден для заданного режима работы.

Задача 18.4. Ведущий вал двуступенчатого цилиндрического зубчатого редуктора (рис. 100) смонтирован на радиальных шарикоподшипниках. Определить требуемый коэффициент работоспособности подшипников и подобрать их по каталогу.

Дано: мощность на валу N1 = 11кВт; угловая скорость вала n1 = 1460об/мин; осевое усилие А=250Н; угол наклона зубьев b = 8°06¢34²; диаметр делительной окружности шестерни dд = 80,8мм; коэффициент безопасности kб = 1,5 (умеренные толчки); срок службы h = 8000час.; диаметр шейки вала под подшипники d = 45мм; L1 = 100мм; L2 = 50мм.

Решение. Определяем усилия, действующие в зацеплении.

Окружное усилие

image064_aebee06adde2ef12987e4cfaa5762462 Опоры осей и валов Задача

Радиальное усилие

Ведущий вал двуступенчатого цилиндрического зубчатого редуктора

Рис. 100

image067_4f42e57069c515cf336b58adcdb66c35 Опоры осей и валов Задача

Реакции опор:

от усилия A

image069_fa8974b659896ceef1647fbc2e88a52d Опоры осей и валов Задача

от усилия T

image070_53719e37a1383b0cdbc83f61301304e2 Опоры осей и валов Задача

image071_31d3c991016b227663d1bf2e92293d86 Опоры осей и валов Задача

от усилия P

image072_fde7fa13fcac994b73954389dc21673f Опоры осей и валов Задача

image073_cf9b080decdd20f6fb936e45092b38cc Опоры осей и валов Задача

Результирующие радиальные реакции:

image074_28b4013a5b22130097ceb0342bb06425 Опоры осей и валов Задача

image075_589e771e4ea231b39bd703d10834114a Опоры осей и валов Задача

Выбор типа подшипника. Так как осевое усилие по сравнению с радиальным незначительно (A = 250Н, R2 = 134,8Н), подбираем шарикоподшипник однорядный радиальный. Коэффициент работоспособности определяем для наиболее нагруженного подшипника:

image076_13f94c8c63a3155205b76d064503f163 Опоры осей и валов Задача

image077_36523161854e4555fa5e7eda8591e95e Опоры осей и валов Задача

Для радиальных однорядных шарикоподшипников m= 1,5; температурный коэффициент КT = 1,05(t = 125°С).

По каталогу выбираем радиальный шарикоподшипник лёгкой серии №209 по ГОСТ 8338-87 (d = 45мм; D = 85мм; b = 19мм; Cтабл = 39000).

едущий вал конического редуктора

рис. 101

Ведущий вал конического редуктора установлен на конических роликоподшипниках (регулировка по наружным кольцам, рис. 101). Определить требуемый коэффициент работоспособности более нагруженного подшипника и подобрать подшипники по каталогу, если дано: мощность на ведущем валу редуктора N1 = 4,4·103Вт.; угловая скорость вала n1 = 960об/мин; угол при вращении начального конуса d1 = 30°; средний модуль mср = 3,53мм; число зубьев z1 = 20; диаметр вала под подшипники d = 40мм; коэффициент безопасности Кб = 1,4 (умеренные толчки); желаемая долговечность h = 10000час.; c = 80мм; a = 40мм.

Решение. Определяем усилия, действующие в зацеплении.

Момент

image080_9b681f20c9f35c15a1c799755bc319d6 Опоры осей и валов Задача

Средний диаметр

image081_13c44821a3ba11af00367670976bde91 Опоры осей и валов Задача

Окружное усилие

image082_e165feaa52d6186a1a70dd0ea34bec02 Опоры осей и валов Задача

Осевое усилие шестерни (радиальное усилие колеса)

image083_62db1697e4440f55ae14b99ef82f5d47 Опоры осей и валов Задача

Радиальное усилие шестерни (осевое усилие колеса)

image084_fbcfad5283439466ab36e4bb5c4dbce4 Опоры осей и валов Задача

image085_c02a4561092209f069484c7659e80ae3 Опоры осей и валов Задача

Определяем опорные реакции для вала шестерни от действия силы P:

опора 2:

image086_7b24cdbb213b11ee61b3970b0d71aeba Опоры осей и валов Задача

опора1:

image087_9f63410092b54e9b98bd6e1eeb302e27 Опоры осей и валов Задача

От действия силы A:

image088_ca44d13c1f600fcb07a789e55b0e7fd1 Опоры осей и валов Задача

От действия силы T:

опора 2:

image089_1be48ca5ec6499146141f345fea4ae92 Опоры осей и валов Задача

опора 1:

image090_315a8734fe0b46c3dbb99a591ef66df2 Опоры осей и валов Задача

Суммарные радиальные нагрузки подшипников

image091_92f7c14a81694ac981e363bfeb35c5be Опоры осей и валов Задача

image092_5efb0b829674e147b2b7defab6c8e688 Опоры осей и валов Задача

Осевую нагрузку воспринимает подшипник 2 (несущий меньшую радиальную нагрузку, чем подшипник 1).

Осевые составляющие от радиальных нагрузок:

image093_73567982ad9224b3df8ef1322a7cf639 Опоры осей и валов Задача

image094_803184ed2901f4bac43333c60209661e Опоры осей и валов Задача

Выбираем конические роликоподшипники с углом b= 12°; для лёгкой серии m = 1,5.

Приведённая радиальная нагрузка подшипника 1 при R1 > R2 и A > 0

image095_7f43097cf582657ff6ad56bc5f0e067f Опоры осей и валов Задача

для подшипника 2

image096_4df3619806ad3bcd1e54fe08a3d59ab6 Опоры осей и валов Задача

image097_82a017e03d9ca0543e82094eec3d8793 Опоры осей и валов Задача

По каталогу выбираем конические роликоподшипники лёгкой серии № 7208.

Стабл = 66000 (на вал ставим два одинаковых подшипника).