4. Конструкторский раздел.
4.1 Назначение, устройство и принцип работы приспособления.
В процессе проведения диагностических работ по двигателю автомобиля ВАЗ-2109 необходимо проверять натяжение ремня привода распределительного вала, так как ремни в процессе эксплуатации вытягиваются.
При ослаблении натяжения ремня привода распределительного вала изменяется установка фаз газораспределения, ремень испытывает значительные нагрузки на растяжение в результате знакопеременных изменений оборотов двигателя, возникает вероятность проскакивания ремня относительно зубчатого шкива коленчатого вала. Это вызывает быстрый износ рабочей поверхности и сокращение срока службы. При чрезмерном натяжении ремня нагружаются подшипники водяного насоса, натяжителя ремня, передние опоры коленчатого и распределительного валов, а также сокращается срок службы ремня из-за чрезмерных нагрузок на растяжение.
Для автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-2110 и их модификаций натяжение ремня привода считается нормальным, если в средней части ветви между шкивами распределительного и коленчатого валов ремень закручивается на 900 усилием 1.5 …2 кгс.
Проектируемое приспособление предназначено для проверки натяжения ремня привода распределительного вала автомобиля ВАЗ-2109. Данное приспособление может использоваться для ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-2110 и их модификаций.
Приспособление состоит из захвата, динамометрического рычага с ручкой, измерительной пластины, стопорного болта и двух стопорных винтов.
Порядок настройки приспособления:
ü Закрепить захват приспособления в тиски таким образом, чтобы измерительная линейка находилась в вертикальном положении;
ü Закрепить груз весом в 2 кг на ручке динамометрического рычага;
ü Отвернуть стопорный болт на ¼ - ½ оборота;
ü При помощи изменения длины динамометрического рычага произвести грубую настройку ( при уменьшении длины рычага его жесткость возрастает и наоборот) таким образом, чтобы рычаг находился около отметки "2" шкалы измерительной пластины;
ü Завернуть стопорный болт до упора с усилием 0.5-0.6 кгс· М;
ü Отвернуть стопорные винты на ¼ - ½ оборота;
ü При помощи перемещения измерительной пластины относительно захвата произвести точную настройку прибора таким образом, чтобы рычаг находился точно на отметке "2" шкалы;
ü Завернуть стопорные винты до упора с усилием 0.2-0.3 кгс· М.
Настройка прибора производится по мере необходимости.
Порядок работы приспособления:
Q Снять переднюю защитную крышку ремня привода распределительного вала;
Q Провернуть коленчатый вал по ходу вращения на два оборота;
Q Установить захват на средней части ветви зубчатого ремня между шкивами распределительного и коленчатого валов;
Q Прикладывая усилие к ручке приспособления провернуть зубчатый ремень на 900;
Q Удерживая ручку в таком положении снять показания со шкалы измерительной пластины;
Q Если усилие не соответствуют техническим условиям необходимо произвести регулировку натяжения ремня привода распределительного вала.