Конструкторские разработки
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

Конструкторская разработка - Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС.

Испытание блок – картеров ДВС на отсутствие или наличие трещин гидравлическим методом (гидравлическая опрессовка) является наиболее распространенным техническим методом.

Обзор литературы, патентной документации, научно-технических и информационных материалов показал, что машиностроительной промышленностью Украины испытательное оборудование для осуществления данного метода серийно не выпускается. Установки для гидравлического испытания блоков двигателей производятся единичными экземплярами по технической документации, представляемой заказчиком.

Таким образом, для оснащения участка ремонта двигателей внутреннего сгорания необходимо разработать конструкцию испытательного стенда.

Устройство и работа стенда

Общий вид стенда для гидравлического испытания блок. Стенд состоит из основания , представляющего собой металлическую конструкцию коробчатого типа, скрепленную электросваркой из металлопроката стандартного профиля. Во внутреннем пространстве основания размещены баллон для воды с гидронапорным узлом, узел фиксатора фиксирующий каркас в нужном положении. Фиксатор системой тяг связан с управляющей педалью . На лицевой стороне основания приборный ящик, в котором установлены приборы управления стендом: пневмораспределители, масляный кран гидросистемы, кнопки пуска и остановки электродвигателя гидронапорного узла.

На верхнем поясе основания установлены четыре катковые опоры на которые, через два металлических кольца опирается поворотный каркас. Кольца к каркасу прикреплены болтами.

Таким образом каркас, вместе с установленным в нем испытываемом двигателе, может свободно вращаться вокруг горизонтальной оси, предоставляя поверхности блока для осмотра и выявления в нем трещин.

Каркас стенда имеет коробчатую форму и выполнен также с помощью электросварки из металлического проката. В нижней плоскости каркаса выполнен рольган. Концевые части рольганга имеют обычные ролики с шарикоподшипниками. В средней части рольганга (внутри каркаса), где размещается испытываемый блок установлены подпружиненные ролики, способные утопляться под действием усилия прижимной плиты до уровня опорной поверхности. Плита прижимная представляет собой металлическую пластину с одной стороны оклеенную резиновым листом, с другой стороны имеются пазы для сопряжения со штоками прижимных гидроцилиндров. Прижимная плита служит одновременно для закрепления, путем прижатия к опорной плоскости и для заглушки водяных проходов в верхней плоскости испытуемого блок – картера. Гидроцилиндры обеспечивающие вертикальное прижатие плиты к блоку установлены в верхней плоскости каркаса.

На металлоконструкции каркаса размещены также пневмоприжимы: правый, левый и два боковых.

В передней части металлоконструкции каркаса имеется цилиндрический с лысками стержень, на котором размещены пневмоприжимы: правый, левый и два боковых.

Пневмоприжимы могут поворачиваться вокруг стержня и тем самым занимать необходимое положение относительно стенок блока, т. е. подводиться к отверстиям водной полости блока.

Все пневмоприжимы объединены пневмо - гидросистемой, схема которой приведена на листе 6. Пневмогидросистема стенда работает от внешнего источника сжатого воздуха давлением не менее 0,4 Мпа.

Пневмогидросистема включает следующие узлы и приборы: маслораспылитель, регулятор давления, манометр, пневмораспределитель, пневмоцилиндры, баллон с водой, поддон в воронке которого имеется водосборный клапан. Поддон установлен в верхней части основания стенда под каркасом и служит для сбора воды использующейся в испытании и возврате ее в баллон гидросистемы.

Работой верхних прижимных гидроцилиндров управляет другая, масляная гидросистема. Эта гидросистема включает в себя: приводной электродвигатель 4А71В6У3, N=0,55 квт, n = 1000 об/мин; топливный шести секционный насос высокого давления 6ТН-9-10Т, использующийся как масляный насос, гидроаккумулятора, редукционного клапана М-ПКР, запорного крана, манометра, масляного бка.

Вращение от электродвигателя к насосу передается через понижающую (i=2) клиноременную передачу.

Все эти узлы и приборы масляной гидросистемы образуют гидронапорный узел, и размещены в основании стенда.

Подача рабочей жидкости под давлением от гидронапорного узла к гидроцилиндрам на каркасе осуществляется по гибким рукавам типа.

Работает стенд следующим образом. Испытываемый блок-картер с невыпрессоваными гильзами цилиндров подъемно-транспортным механизмом подается на концевой рольган стенда, при этом левый боковой пневмоприжим отведен вверх. Здесь на верхнюю плоскость блока устанавливается прижимная плита и блок по рольгангу продвигают внутрь каркаса до упора в правый боковой пневмоприжим. Последний закрывает отверстие для подвода воды в блок. Затем опускается левый пневмоприжим, который перекрывает еще одно отверстие для подвода воды в торце блока. Передние пневмоприжимы, перемещением по стержню, устанавливаю против других отверстий водной полости блока.

Далее нажатием кнопки включается приводной двигатель гидронапорного узла. Все плунжеры насоса начинают подавать масло под давлением в масляный аккумулятор. Давление в аккумуляторе регулируется редукционным клапаном до величины 10 Мпа. Контроль за давлением осуществляется манометром.

Переключением запорного крана масло под давлением подается в верхние гидроцилиндры – прижимы, которые через плиту воздействуют (давят) на блок. Блок, находясь на утапливаемых роликах, так же давит на них. В результате чего ролики утапливаются, а блок становится на опорную поверхность каркаса. Дальнейшее развитие усилия гидроцилиндров приводит к полной загерметизации всех отверстий в верхней плоскости блока, а так же обеспечивает надежное прижатие (закрепление) блока к поверхности каркаса.

Проверка целостности корпуса блока на данном стенде состоит в том, что в водяную полость блока подается вода под давлением 0,4 Мпа, после выдержки 5…7 минут блок осматривается со всех сторон – определяется наличие течей по которым выявляются трещины.

Подача воды в блок под давлением осуществляется с помощью сжатого воздуха. Для этого у стенда предназначена пневмо-гидросистема устройство которой описано выше. Выполняется это следующим образом. Сжатый воздух из внешнего источника (пневмомагистраль мастерской) поступает через маслораспылитель. Далее образованы две пневмолинии (см. схему лист 8). По первой из них через пневмораспределитель, сжатый воздух подается по всем боковым пневмоприжима, которые прижимаются к блоку пневмоцилиндром и за счет имеющихся резиновых уплотнений гермитизируют боковые отверстия в блок – картере. По этой же пневмолинии сжатый воздух поступает в клапан между поддоном и баллоном и запирает его.

По второй пневмолинии через регулятор давления и пневмораспределитель сжатый воздух подается в баллон с водой. Регулятором давления устанавливается давление воздуха – 0,4 Мпа.

Вода под действием сжатого воздуха поступает в проверяемый блок-картер и заполняет его. При этом воздух оставшийся в водных полостях блока, выпускается через краник, имеющийся в прижимной плите.

Блок – картер выдерживается под давлением 5…7 минут и осматривается со всех сторон в поисках наличия течей по которым выявляются возможные трещины в его стенках. Осмотр должен быть тщательным, т. к. начальные трещины могут иметь размер несколько миллиметров. Для этого у стенда имеется возможность поворачивать блок в нужном направлении. Производится это путем поворота каркаса в котором установлен блок. Каркас опирается своими кольцами на катки и легко поворачивается ручным усилием. Предварительно нажатием педали фиксатор отводится от паза в кольце. Для фиксации каркаса и соответственно блок-картера в нужном положении педаль отпускается и фиксатор вновь срабатывает.

Расчеты к проектированию стенда

Определение рабочих нагрузок

Рабочие нагрузки определяются исходя из принципа работы стенда и его конструктивных особенностей.

Так рабочее усилие верхних гидроприжимных цилиндров должно обеспечить такое прижатие двигателя, чтобы произошла не только загерметизация верхних отверстий блока, но и отсутствовала вероятность сдвига блока по опорной поверхности каркаса, когда он повернут на 90о относительно исходного положения.

Условие отсутствия перемещения блока по опорной поверхности:

image001_1_643d8323cf5344564ca33ba82551f1f2 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

где image002_1_7f357e0f39d22bba5fb013b8cecbf930 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС- сила веса блока двигателя;

image003_1_7128dff70c59311b5801dd17d3734908 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС - сила трения препятствующая смещению блока.

image004_1_8ab67cbe2a0db5d95d876ab501efc729 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

image005_1_acba3c0b77c7e8490bb8b8ae655e947d Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

image006_1_f6ab31ed7f126b4d709a89cf02c72624 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

где image007_1_c1e51a06b6c529879d1533370e1864b9 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС- статический коэффициент трения резины по стали [ ];

image008_1_01e2a8af8292beb328458a53bd20c890 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС - статический коэффициент трения стали по стали.

Усилие прижатия создаваемое гидроцилиндрами:

image009_1_376bf73913dfd50f81055993e4b5a90a Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

где image010_1_99c5c84ecfff7d9e1eaa6c298a8daf0e Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС- усилие прижатия создаваемое одним гидроцилиндром;

n = 4 - число гидроцилиндров;

Р – гидравлическое давление в гидросистеме;

D=65 мм – диаметр гидроцилиндра.

image011_1_097192253a8583cd0b165788f185bc9e Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Сила трения:

image012_1_5c5688c7369838ecbcbc4174aee71f56 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

image013_1_aa48c56265c61c501d2b6db24f1288c4 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

image014_1_1d963d38b81a7160250b1fd3126b081c Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Таким образом, условие устойчивости блока выполняется, т. е.

image015_1_c3d1f29498fddaa8388f65e236346a07 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Т. е. усилие, развиваемое гидроцилиндром вполне достаточно.

Расчет и выбор электродвигателя привода гидронапорного узла и кинематические параметры

В качестве насоса в гидронапорном узле масляной гидросистемы используется топливный насос высокого давления 6ТН-9-10Т, имеющий шесть нагнетающих плунжерных секций ТН 9´10 таким образом подача масла за один оборот его кулачкового вала составит Q=1,62 л/мин.

Данная модель насоса выбрана потому, что он обладает гидродинамической характеристикой, которая обеспечивает необходимую динамику нагружения прижимной плиты при ее прижатии к блоку.

Скорость возрастания нагрузки, определяемая скоростью выдвижения штока гидроцилиндров должна быть в пределах 7…9 мм/сек., что обеспечивает надежную герметизацию блока и надежное прижатие его к основанию [ ].

Оптимальная частота вращения приводного вала данной модели ~ 300 об/мин. Тогда подача насоса:

image016_1_4e3b498933a6f632fa42696d93ee9337 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

где – частота вращения вала насоса, об/мин;

dп=9 мм – диаметр плунжерной камеры;

hп=10 мм – ход плунжера.

Тогда необходимая мощность насоса:

image017_0_d7492bc6aa16a07337d5fa325d105c99 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Необходимая (расчетная) мощность электродвигателя для привода насоса:

image018_0_c3c75a4565d27347f4c086a372e21792 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

где image019_0_f8efa8d2cf255053c866ae7c8cb70b0c Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС - к. п.д. насоса;

image020_0_79a76bafc28477d38dfab9f3e1da51e5 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС - к. п.д. механической передачи.

На основании расчета принимаю электродвигатель трехфазный асинхронный с рабочим напряжением 380В, [ ]: модель 4А71В6У3, его мощность N=0,55 квт; частота вращения вала nэ=1000 об/мин.

Для понижения частоты вращения электродвигателя до рабочей частоты вращения вала насоса необходима понижающая передача с передаточным числом:

image021_0_b9fbeaaff7cf197a0ada562850ddde65 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Намечаю применить клиноременную передачу.

Скорость нагружения прижимной плиты:

image022_0_ffaacd622b5b4065d23fa0a28f717346 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

где S1 – площадь поршня гидроцилиндра при его диаметре 65 мм.

Прочностные расчеты

Прочностные расчеты выполнены для основных узлов и деталей определяющих работоспособность и надежность стенда.

Расчет пружины утопляемых роликоопор

Как указывалось ранее в конструкции рольганга каркаса в зоне опорной поверхности блок - картера использованы утопляемые роликоопоры.

Исходя из функционального назначения подвижной роликоопоры и из принципа ее действия предполагаю, что величина ее жесткости должна обеспечивать удержание ролика в рабочем состоянии – в верхнем крайнем положении, т. е. противостоять распределенному весу блок -картера и сжиматься, т. е. позволить «утонуть» ролику при начале воздействия прижатия вертикальными гидроцилиндрами.

Из анализа процесса перемещения блок –картера по рольгангу видно, что возможны случаи, когда вес блок – картера с прижимной плитой распределяется на 6 из 12 роликоопор. Таким образом, распределенный вес на одну роликоопору равен:

image023_0_aaaf29f5a5deb9c9fa9f7506dc4aa80b Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Дальнейший расчет пружины выполняем по методике [ ]

Предварительно задаюсь конструктивными параметрами пружины:

- наружный диаметр D = 35¸39 мм;

- высота пружины при предварительной деформации Н1= 50 мм.;

- рабочий ход из условия работы роликоопоры h = 15 мм.

Для изготовления пружины назначаю сталь 60С2А с пределом прочности image024_0_564b21f0972144ada007914e3c080d80 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС и пределом текучести при кручении image025_0_827644c185aa3445bb02acc4585d912c Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Сила пружины при предварительной деформации image026_0_9e8ccdd0e3cd6e8cf13bb01ff83ca4e4 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС;

Сила пружины при рабочей деформации, т. е. соответствующая началу прижатия блок – картера гидроцилиндрами, image027_0_a0c86d1ae96c58e17f3f7a2fa238f75a Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС;

По условию и режиму работы рассчитываемую пружину следует отнести ко II классу. Для данного класса пружины относительный инерционный зазор d от 0,05 до 0,25.

Сила пружины при максимальной деформации:

image028_0_cdfc19a1648459c1510153477e1d283f Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС;

Диаметр проволоки пружины из условий деформации при кручении:

image029_0_2e77668bd08ef7608d3d6c24cd8798d2 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

где image030_0_beb043dac13a5ded970adfba62a08e5a Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС - допускаемое напряжение при предельном усилии;

image031_0_5769ecac9b0666de7d543ca582460785 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС(предварительно);

image032_0_9c52bf97f1aecd4f498c3ad40a28892e Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС - коэффициент кривизны.

По таблице (ГОСТ 13767-88) принимаю пружину № 111, с наружным диаметром D = 38 мм; диаметр проволоки d = 3 мм; сила P3 = 1060 Н; жесткость одного витка z1 = 217,5 Н/мм; наибольший прогиб одного витка f3 = 4,5 мм.

Жесткость пружины

image033_0_0b709b50c21fe34a7cd498be6d6014d0 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Число рабочих витков пружины

image034_0_56ff5ce6a24d20b85531a201e1574d0b Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Уточненная жесткость пружины

image035_0_0a99e7b123fc9ee9db508edb497a43c8 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

При полутора нерабочих витка, полное число витков пружины

image036_0_93e7e1667e32b86ce684a729f3727d14 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Средний диаметр пружины

image037_0_a5bb2795e35a064debd4a305ce41e2cd Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Предварительная деформация пружины

image038_0_3eef817278ae9e7a5d2f3a1a5d23dfc3 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Рабочая деформация (допустимая)

image039_0_a5fe1202a0ad13f3ae2ee6e9babc92e0 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Максимальная деформация

image040_0_4e0df611558fd21e6cbd900c27c2c65f Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Высота пружины при предварительной деформации

image041_0_56c70e87155e268dc9895d4734448844 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

где

image042_0_81d4334aa5488c2d81488c07269147f4 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

высота пружины в свободном состоянии (конструктивно);

image043_0_49c951b429a0820b7c046b3f145f94e1 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС соответствует начальным техническим требованиям т. е. image044_0_65f1ed3269ed03a03b4ca2ed9de8bc4f Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Высота пружины при максимальной деформации

image045_0_72c3dce714c7302fefe01b8a149738bd Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Высота пружины при рабочей деформации

image046_0_91ad61d757c9a564e26c9a899841207a Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Т. е. image047_0_f7a15859cf525da8366d84d7157ea53d Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС, что соответствует нормальным условиям эксплуатации пружины.

Шаг пружины

image048_0_cdd727794fa7b7c69564721ac6b0d9ef Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Рассчитанные размеры пружины, ее эксплуатационная характеристика (жесткость) соответствуют конструктивным размерам узла и эксплуатационным требованиям стенда.

Расчет и выбор посадки для сопряжения «ось-ролик»

Надежная работа роликоопор рольганга, т. е. свободное вращение роликов под нагрузкой, обеспечивает точную установку блок – картера под прижимные гидроцилиндры и в конечном итоге производительность стенда. Для этого необходима оптимальная посадка в сопряжении «ось - ролик», представляющего собой подшипник скольжения, назначение которой наиболее эффективно с помощью расчета.

Исходные данные для расчета:

- номинальный диаметр соединения d = 12 мм = 0,012 м;

- длина соединения l = 25 мм = 0,025 м;

- средняя угловая скорость вращения ролика при перемещении блок – картера w = 10 c-1;

- динамическая вязкость смазки image049_0_1eed4e5f24eef17a0a219eefb5421b81 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС;

- шероховатость поверхности вала Rzd = 1,6 мкм;

- шероховатость поверхности отверстия RzD = 3,2 мкм;

Условие выбора стандартной посадки

image050_0_727372686b730d6d917f412d69f1f46f Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС (3.1)

Величина расчетного зазора

image051_0_34195c24a42ec6e6a0984ccd9119f934 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Оптимальный зазор в сопряжении

image052_0_7030457a758a223318179d9c243a9edc Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

где image053_0_6f1a0963a2c2f7d374885e5d16b5e134 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВСМпа – удельное давление.

Вышеприведенному условию (3.1) соответствует посадка:image054_0_5bc7deee6a7155875344f6fd3161ab2b Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВСÆ12image055_0_a4019b3434e0a6121c8be00468bc25c2 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

у которой : Smax..ст.= 220 мкм;

Smin..ст.= 95 мкм;

image056_0_04cac99fdfc13c8bf5753cf53546d0a3 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Толщина смазочного слоя в сопряжении при наибольшем зазоре принятой посадки

image057_0_468dadb6bce01f8532756151c87b87b8 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Проверка достаточности толщины смазочного слоя по условию

image054_0_5bc7deee6a7155875344f6fd3161ab2b Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВСimage058_7e5337c7a89caa046e7b9e9d1891199f Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Т. е. сопряжение, представляющее собой подшипник скольжения с принятой посадкой – работоспособно.

Расчет прочности сварочного соединения кронштейна бокового пневмоцилиндра

Надежность данного соединения определяет безопасность эксплуатации стенда.

Катет сварочного шва равен 5 мм.

Величина усилия, действующего на кронштейн:

image059_68e8a973709720ad407185b9917d1750 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Условие прочности сварочного соединения:

image060_edb8288e96ed5eb04a3e39b00cadcbf7 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

где image061_35cb7e46709fd84702ec0ece8da06383 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС - допускаемое напряжение в сварочном шве.

При ручной дуговой сварке электродом Э 42, [ ]:

image062_a2b0dbffefaecb4657ae3aa8c7e348cb Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

где image063_c222536906ab326952723159712fee93 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС =160 Мпа – допускаемое напряжение растяжения для основного металла конструкции (сталь Ст 3).

Действительное напряжение в сварочном шве:

image064_3c5be6d81a8d4ff060ac10e85f477ecb Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Изгибающий момент:

image065_6fb8d6a63d4c051232b20921df02fe52 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Момент сопротивления изгибу:

image066_52b3190ed7bf6e508fe609c88263d909 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

где = 6 – количество швов соединения.

Условие прочности сварочного соединения выполняется, т. е.

image067_f4a7d7fe26f92cd33853d56da25ba066 Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС

Выводы.

Выполненные прочностные расчеты деталей и узлов стенда и силовые расчеты гидропривода подтверждают работоспособность и достаточную надежность стенда в целом.

Стенд для гидравлического испытания блок-картера ДВС - 4.0 out of 5 based on 1 vote