Конструкторские разработки
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.75 (2 Голосов)

Конструкторская разработка - Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

Разработке стенда предшествовал аналитический обзор учебной и инженерно - технической литературы, специальных периодических изданий, патентной и рекламной информации. Проведенный обзор показал, что стенды такого назначения машиностроительными предприятиями серийно производятся. Наиболее современный из них горизонтально-расточ­ной станок модели ОР14553и расточной станок РР-4А,.

Одним из эксплуатационных недостатков указанного стенда являет его не универсальность, а также низкий уровень механизации установки и снятия ремонтируемого блок-картера на горизонтально расточный станок. Для устранения указанных недостатков и повышения уровня безопасности работ на станке. В настоящем разделе выполнен проект модернизации горизонтально-расточ­ного станка ОР14553, который включает разработку конструкции подающего рольганга и конструкции приспособления для расточки на указанном станке блок картеров дизельного ДВС СМД-60 и СМД-62.

Устройство и работа стенда

Горизонтально-расточный станок ОР14553 предназначен для расточки горизонтально расположенных отверстий в блоках ДВС, СМД-14 и СМД-17. Таким образом, геометрические оси шпинделей борштанг для расточки отверстий под вкладыш коренных подшипников коленчатого вала и подшипников распределительного вала имеют между собой расстояние, соответствующее двигателем указанных моделей.

Основные узлы станка следующие. Массивная плита – стол, расположенная на раме. Внутри рамы расположена гидронапорная станция для привода механизма продольной подачи (перемещение) борштанг при расточке и для управления гидравлической муфтой.

Движение от основного приводного электродвигателя к шпинделям станка передается ременными передачами. Для управления движением, т. е. включением первого и второго шпинделей используется гидравлически управляемая муфта. Приводной электрический двигатель, как и муфта, размещены внутри рамы (под столом).

На столе размещены два опорных узла (левый и правый). Правый опорный узел содержит два подшипниковых узла, которые служат опорами свободных концов борштанг. Левый опорный узел содержит шпиндельные валы с устройствами для соединения с борштангами. Шпиндельные валы имеют возможность осевого горизонтального перемещения и через передающую пластину соединены со штоком гидроцилиндра. Гидроцилиндр размещен также на столе. Выдвижение штока гидроцилиндра через пластину перемещают вдоль оси шпиндельные валы и соответственно борштанги, обеспечивая горизонтальную подачу резцов, при расточке отверстий.

Для снижения трудоемкости подачи ремонтируемого блока на стол расточного станка предлагается конструкция роликового приводного конвейера. Привод роликов осуществляется цепной передачей. Для этого каждый ролик снабжен цепной звездочкой. Привод конвейера состоит из асинхронного электродвигателя АО2-11-6 N = 0,35 кВт; n = 960 об./мин.; и червичного редуктора ip = 17; цепная передача между редуктором и рамками имеет передаточное число = 1,47.

Для плавного перемещения блок картера с конвейера на станок на нижней поверхности плиты приспособления предусмотрены подпружиненные "утаплеваемые" роликооопоры. Пружина роликооопор рассчитана так, что силы веса блок картера с приспособлением, неустойчивого для их сжатия и они свободно перемещаются по роликам. Однако под воздействием усилия затяжки крепящих приспособлений пружины сжимаются; опорные ролики опускаются ("утапливаются"), а опорная поверхность приспособления с блок-картером устанавливается на стол станка.

Рабочий процесс расточки на станке состоит в следующем. После разборки ремонтируемого двигателя на разборочном стенде, блок картер устанавливается в приспособление для расточки и по роликовому транспортеру подается на стол расточного станка. Там блок картер центрируется относительно осей обрабатывающего инструмента и жестко закрепляется с помощью крепежного приспособления. Расточка отверстий выполняется борштангами, конструкции которых показана на листе ….

Для расточки отверстий под вкладыши коленчатого вала борштанга, с установленными на ней резцами, подается через посадочное отверстие правого опорного узла. Левым концом, имеющим шрифт, борштанга соединяется со шпиндельным валом станка, размещенном на левой опоре. Для прохода резцов борштанги через посадочное отверстие правого подшипника в его втулке имеется прямоугольный паз. После расточки первого (правого) отверстия борштангу останавливают и извлекают из приспособления, а на ее место помещают другую с резцом, установленным для следующего отверстия. После расточки следующего отверстия операции повторяют до завершения расточки.

Расточку отверстий под распределительный вал выполняю одной борштангой, т. к. их размеры последовательно уменьшаются. Для этого вторую борштангу соединяют с верхним шпиндельным валом. Подача движения от приводного двигателя на тот или другой шпиндельный вал осуществляется переключением гидравлически управляемой муфты.

Расчеты, подтверждающие работоспособность стенда.

Расчет привода роликового конвейера.

Исходные данные для расчета:

- длина конвейера L=10м;

- вес транспортируемого блок-картера с технологической оснасткой G = 3500 Н;

- скорость транспортировки блок-картера конвейером V = 0,2 м/с;

- размер приспособления, в котором находится блок-картер.

По рекомендациям [ ] принимаю диаметр ролика D = 100 мм.

Расстояние между роликами:

image001_0_0155b473476ee7eb74094eab99b867a2 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС;

image002_0_851e90ef0a8206c8d41737e4cb90f1da Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС мм.

image003_0_f865f77628dee0994c90ac94c2db1c96 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС мм – размер груза.

Число роликов у конвейера:

image004_0_006206b3e380e886609adb9b35e2fb36 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС ролика.

Сопротивление передвижения блок-картеров по конвейеру:

image005_0_950cbac4478098167d958eb6468e9599 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС Н.

где n = 1 – количество блок-картеров, находящихся на конвейере при транспортировке;

Gp=210 Н – вес вращающейся части ролика;

d =30 мм – диаметр ………..ролика;

f = 0,015 – коэффициент трения, качения;

image006_0_b5075d627157f9fb70afc6c8b4ad0663 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС = 0,85 – К. П.Д. привода.

Расчетная мощность двигателя:

image007_0_20befd7c0f272fca0e9dba489df04cf7 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС Вт.

По каталогу выбираю электродвигатель: асинхронный трехфазный 380 V, тип АО2-11-6. Его мощность Nq = 0,35 кВт; n = 960 об/мин.; диаметр вала – 18 мм.

Частота вращения роликов для обеспечения требуемой скорости передвижения блок-картера:

image008_0_830729bddc90e109189531a4cbd82da0 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС об/мин.

Передаточное число механизма привода:

image009_0_327c33622536e3188529ed400d55afb2 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС.

В качестве передающих механизмов привода принимаю червячный реверсивный редуктор и цепную передачу.

Ориентировочная разбивка передаточного числа по передачам:

Принимаю значение передаточного числа цепной передачи:

image010_0_55ea881f6c5676c54c1ff48fcddec0d1 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС.

Тогда значение передаточного числа редуктора должно быть:

image011_0_96959673dbb6041018d33082384eddb8 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС.

По каталогу выбираю червячный редуктор ЧР-А 0,7-200- 35

Уточненное передаточное число цепной передачи

image012_0_56bd4f57029797972b54ce49df689df8 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС.

Расчет и выбор посадки для сопряжения «борштанга-втулка».

При расточке отверстий режущий инструмент –борштанга опирается на опоры и вращается в них. Для достижения высокой точности расточки в опорах применены подшипники скольжения, цапфой которого является одна из шеек борштанги, а подшипниковой втулкой – специальная съемная втулка.

Исходные данные для расчета параметров посадки подшипника скольжения:

- номинальный диаметр соединения d = 70 мм = 0,07 м;

- длина соединения l = 210 мм = 0, 21 м;

- средняя угловая скорость вращения ролика при перемещении блок – картера w = 96 c-1;

- динамическая вязкость смазки image013_0_c0a86e4345c3ce75fddf650b322587ee Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС;

- шероховатость поверхности вала Rzd = 0,4 мкм;

- шероховатость поверхности отверстия RzD = 0,4 мкм;

Условие выбора стандартной посадки

image014_0_4e0d06acefe79444f89baf548fde6727 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС (3.1)

Величина расчетного зазора

image015_0_219674d4aa4fdb77244ec49ef1d4b238 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

Оптимальный зазор в сопряжении

image016_0_86d0493252091afd24e1087e78029b65 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

где image017_0_31e8a7c3c636eb0ac4fbdb21b6fe0dfb Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВСМпа – удельное давление.

Вышеприведенному условию (3.1) соответствует посадка:

image018_0_fdef5791310f1a23fa34c6bbf03e7bf2 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВСÆ70image019_0_425a733f794c09cfcba23a399e9015d2 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

у которой Smax..ст.= 31 мкм;

Smin..ст.= 10 мм;

image020_0_a82bf8c95828189b5634fad62672d166 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

Толщина смазочного слоя в сопряжении при наибольшем зазоре принятой посадки

image021_0_8460d477fe8b8afeb8a1d9ec4f00782a Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

Проверка достаточности толщины смазочного слоя по условию

image018_0_fdef5791310f1a23fa34c6bbf03e7bf2 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВСimage022_0_48c4fc28574f344165f0084ae707110a Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

Т. е. сопряжение, представляющее собой подшипник скольжения с принятой посадкой – работоспособно.

Расчет пружин роликоопор приспособления для расточки.

Как указывалось ранее, в конструкции приспособления для расточки предусмотрены роликоопоры, обеспечивающие легкое перемещение приспособления с установленным в нем блок-картером на плите расточного стола. Роликоопоры способные «утапливаться» под воздействием усилия крепления приспособления и тем самым создавать жесткую опору приспособлению на расточном столе.

Как видно из конструкции роликоопоры (лист 5), способность «утапливаться», придает ей пружина сжатия цилиндрическая.

Исходя из функционального назначения подвижной роликоопоры и из принципа ее действия предполагаю, что величина ее жесткости должна обеспечивать удержание ролика в рабочем состоянии, в верхнем крайнем положении, т. е. противостоять распределенному весу приспособления с блок – картером и сжиматься, т. е. позволить «утонуть» ролику при начале действия усилия закрепления.

Из анализа процесса перемещения блок – картера в приспособление с катков рольганга на стол расточного стола, видно, что вес блок – картера с подставкой распределяется на 4 роликоопоры. Т. е. распределенный вес блок – картера на одну роликоопору равен:

image023_0_b26553c87a6529e84fcd0b1261a8520e Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

где

image024_0_29446dc99fef054f0c73d21c14b03d25 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

- вес блока – картера до выпрессовки гильз [ ];

 

image025_0_a101fff6b19720972ed51b154c62c726 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

- вес приспособлиния.

Дальнейший расчет пружины выполняю по методике [ ].

Предварительно задаюсь конструктивными параметрами пружины:

- наружный диаметр D = 35¸39 мм;

- высота пружины при предварительной деформации Н1= 50 мм.;

- рабочий ход из условия работы роликоопоры h = 15 мм.

Для изготовления пружины назначаю сталь 60С2А с пределом прочности image026_0_d96faa54caed1feea2df093285ae4a0b Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС и пределом текучести при кручении image027_0_840ed6b240e5f258edd90538149b4197 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

Сила пружины при предварительной деформации image028_0_1cce187cda5a44c9babe8dfc23faa313 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС;

Сила пружины при рабочей деформации, т. е. соответствующая началу действия закрепляющего усилия image029_0_21d04b900cde38996f114b707d79d506 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС;

По условию и режиму работы рассчитываемую пружину следует отнести ко II классу. Для данного класса пружины относительный инерционный зазор d от 0,05 до 0,25.

Сила пружины при максимальной деформации:

image030_0_2706fd3d0f8c216897b09c71126245cd Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС;

Диаметр проволоки пружины из условий деформации при кручении:

image031_0_9d0201322e82e189ae41e0d01d194792 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

где image032_0_46bfbe475662cf9c440ed8470e898eb9 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС - допускаемое напряжение при предельном усилии;

image033_0_fee62b6c91f6d817ae4db23dc8589f7c Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС(предварительно);

image034_0_9b70be4830770e78f45aa87345cf2767 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС - коэффициент кривизны.

По таблице (ГОСТ 13767-88) принимаю пружину № 111, с наружным диаметром D = 38 мм; диаметр проволоки d = 3 мм; сила P3 = 1060 Н; жесткость одного витка z1 = 217,5 Н/мм; наибольший прогиб одного витка f3 = 4,5 мм.

Жесткость пружины

image035_0_66f491c2e0359c4cf6b291df67addc80 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

Число рабочих витков пружины

image036_0_1c7c18f72eed53c8c538c1cb7b96f870 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

Уточненная жесткость пружины

image037_0_f2349804c5f6282574bb3826db26083e Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

При полутора нерабочих витка, полное число витков пружины

image038_0_94480018e94939f64de5935d147b06e1 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

Средний диаметр пружины

image039_0_cd76af0f758d43a21c21c6ab63f14bf6 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

Предварительная деформация пружины

image040_0_222aa47bfe6adbca074a760032aaf6a6 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

Рабочая деформация (допустимая)

image041_0_837c96339e2b6f54fe723ea9fc9c0ce7 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

Максимальная деформация

image042_0_28981185647c87627a21b18cc6a92268 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

Высота пружины при предварительной деформации

image043_0_120b69cf7c9e769880900ee8c7533826 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

где

image044_9d9e085b70e5c1ee5d5d08ccc1b3e30f Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

- высота пружины в свободном состоянии

(конструктивно);

image045_7d95dee6fadec21dd7055b47530e712e Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС соответствует начальным техническим требованиям т. е. image046_cd4f8202793eed34375101305bcb57b4 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

Высота пружины при максимальной деформации

image047_38114406d12a11e531b1e70dfb6c2edb Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

Высота пружины при рабочей деформации

image048_9ffdc235b451e91eaddac16370ed95e5 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

Т. е. image049_d5ab626ae37d3b35a5f2c04e683cb9b8 Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС, что соответствует нормальным условиям эксплуатации пружины.

Шаг пружины

image050_72ebf4af09e7d712bd8649f07574c74b Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС

Рассчитанные размеры пружины, ее эксплуатационная характеристика (жесткость) соответствуют конструктивным размерам узла и эксплуатационным требованиям стенда.

Выводы. Выполненные, силовые, прочностные расчеты подтверждают работоспособность, надежность и безопасность модернезированной конструкции стенда для расточки подшипниковых отверстий в блок-картере ДВС.

 

Стенд для расточки подшипниковых гнезд в блоке ДВС - 3.5 out of 5 based on 2 votes