Лабораторные работы
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.33 (3 Голосов)

Методические указания к выполнению лабораторной работы «Изучение конструкций основных деталей грузоподъемных машин»

Лабораторная работа № 6

Тема: Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы).

Цель работы: Ознакомиться с конструкциями основных деталей ИТН и произвести расчет простейшего механизма подъема груза. Оборудование: стенд снащенный основными деталями ПТМ, макеты лебёдок, действующие лабораторные установки.

Xод выполнения

1. Стальные канаты (тросы) - применяются в качестве тягового органе, ГИМ (грузоподъёмные машины), для строповки грузов, расчалки мачт и строительных конструкций во время монтажа.

Канаты изготавливают пеньковые и стальные. Классифицируют: 1) по назначению, 2) по механическим свойствам проволоки, 3) по виду покрытия поверхности проволоки, 4) по направления свивки, 5) по сочетанию направлений свивки элементов каната, 6) по способу свивки. Например, в зависимости от направления свивки проволок в прядях и прядей между собой различая канаты односторонней и крестовой свивки. Если проволки в прядь и пряди в канат свити в одном направлении (ЛК) - канат односторонней свивки, при свивке в противоположных направлениях (ТК) - крестовой свивки.

image001_31_486a4f1a4bf8edf3ce2c665023bdd137 Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы)

Пенька – сердечник из органического материала, пропитан смазкой

Тонкая стальная проволока

Канат ТК 6 х 19 ¸ 1

 

Шaг свивки - это расстояние между метками по длине каната, в которое укладывается число витков, разное числу прядей канала.

image002_17_df5a41bb0437cb3c290e1ba8b49b7634 Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы)

image003_27_3c074f954610218d228cb3e516242fdd Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы)

К – коэффициент запаса в зависимости от режима работы машины;

R – разрывное усилие каната.

легкий – К = 5

средний – К = 5,5

тяжелый – К = 6

При выборе каната, кроме расчетной прочности, учитывают срок службы, зависящий от диаметров огибаемых канатом блоков и барабанов. Чем меньше диаметр, тем быстрее канат приходит в негодность.

2. Полиспаст - это устройство для подъема и подтягивания груза, состоящее из подвижных и неподвижных блоков, последовательно огибаемых канатом. Блоки полиспаста собираются на осях в две обоймы: подвижную и неподвижную. Один конец каната закрепляют на подвижной или неподвижно обойме, а второй (обегающий) - на барабане лебедки.

Груз 9 подвешен к подвижному блоку и один конец каната закреплен неподвижно, то сила тяги на другой конце каната будет приблизительно в два раза меньше веса груза, а скорость подъема груза в два раза меньше скорости движения тянущего конца каната.

ηбл - к. п.д. блока учитывает потери на трение в подшипниках оси блока и на преодоление изгибной жесткости каната.

image004_16_ec649ff605b74a7013b9df5171d52d6e Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы)

image005_13_0680ecb29f04bd4167b680caf88cce7f Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы)

image006_25_97125afd08b9678ed24123b5d4e1f225 Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы)

Применение полиспаста с подвижными блоками дает выигрыш в силе и проигрывает в скорости.

Основная характеристика полиспаста 1 - кратность - равна числу ветвей каната, на которые распределяется нагрузка, приложенная к подвижной обойме.


image007_9_bccf283ec69d0d15b796192d0bdfde9d Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы)

Тянущий конец каната сходит с блока верхней неподвижной обоймы.

Полиспасты этого типа применяют в стреловых кранах.

image008_10_fb13189b8a60afbd811fa8febce8c7f3 Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы)

Тянущий конец каната сходит с блока нижней подвижной обоймы.

Полиспаст применяется в мостовых и козловых кранах.

Натяжение в ветвях полиспаста определяют по уравнению

Sn = S · ηбл.

где n – количество ветвей полиспаста, включая и тянущую.

image009_10_288bbed3ac1c995a07ca01a2fec4b705 Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы)

image010_9_62245f245f647559e2de75ab9fe50735 Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы)

Полиспаст для выигрыша в силе.

Полиспаст для выигрыша в скорости. Сила тяги в два раза больше Q.

 

Для обеспечения прямолинейности подъема груза применяют сдвоенный полиспаст (например, в козловых кранах).

image011_5_e7b6c5ec83c32a9a2ff41d8298f44914 Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы)

image012_5_d7c89cb89845bd160ce2766b81528c33 Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы)

image013_4_55fd059f80b1636ff0ea30263e39af73 Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы)

При одновременном навивании обоих концов каната средняя его точка па уравнительном блоке В остается неподвижной. Уравнительный блок при подъеме груза не вращается и только при неравномерной вытяжке концов каната слегка проворачивается.

3 Блоки. Применяются для направления канатов. Профиль желоба (ручья) делается трапециевидным – расширяющимся для возможности бокового отклонения каната. Глубина желоба h = (1,5 - 2) · dk, ширина желоба В = (2 – 2,5) · dk, радиус дна желоба r = (0,5 – 0,7) · dk, обеспечивает боковое отклонение каната до 6º. Блоки (ролики) изготавливают из серого чугуна (СЧ 15 - 32) или из стали 25Л для больших нагрузок и тяжелых режимов работы и монтируют на втулках (из бронзы или из антифрикционного чугуна АСЧ - 1) или двух подшипниках качения, установленных в ступице блока.

Диаметр блока определяют из условий долговечности в зависимости от диаметра каната, типа механизма и группы режима работы

D ³ dk · (l – 1), где dk - диаметр каната в мм; l - зависит от типа машины и режима работы механизма.


image014_3_01a3efa33a39b4e910f78899506edf06 Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы)

image015_2_30879d40ce0276003909a4555a18d94c Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы)

4. Барабаны - служат для преобразования вращательного движения привода в поступательное движение подъема, опускания или подтягивания груза.

В механизмах применяют следующие типы барабанов:

1) с нарезкой и гладкой поверхностью;

2) с нарезкой и гладкой поверхностью;

3) обычной конструкции - с наматываемым канатом и фрикционные;

4) цилиндрические, конические и фрикционные;

5) литые из чугуна или из стали - сварные из стали - тонколистовой с накатанными канавками или из толстостенных труб с нарезными канавками и сварно-литые

Lk = Н · i + (1,5 – 2) · π · (Dбар + dk)

Н - максимальная высота подъема груза, м.

При однослойной навивке

Lk = π · (Dбар + dk) · z

z - число рабочих витков каната по длине барабана.

Длина каната должна бать меньше, чем канатоемкость барабана лебедки, т. е. меньше той максимальной длины, которая может быть навита на барабан диаметр Dбар длиной l0.

При многослойной навивке

Lk = π · Dср · n · z1; image016_19_13a1f3ee8bb7c7a9edcb6f5582cc9fbf Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы)

где Dср – средний диаметр навивки;

n - число рабочих витков на гладком барабане z1 = l0 / dk;

h - число слоев каната.

image017_1_499cdc234adab1de5df27d0b57ea0832 Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы)

Барабан с гладкой поверхностью.

Из условия техники безопасности 1,5 – 2 несматываемых витка

image018_1_bde5d08eebd2c54c6cbc70613cbb21e4 Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы)

Барабан с нарезкой винтовых канавок.

Если l0 / Dбар > 3 – длинные;

Если l0 / Dбар < 3 – короткие;

δк / dk = 0,2 – 0,4 – мелкие;

δк / dk = 0,4 – 0,6 – нормальные;

δк / dk > 0,6 – глубокие.

Короткие барабаны рассчитывают только на сжатие.

S / δк · dkσсж

5. Грузовые крюки и скобы.

По конструкции крюки разделяют на однорогие (грузоподъемность до 75 т) и двурогие (свыше 75 т), изготавливаемые ковкой, штамповкой и с помощью заклепок из листовой стали, вырезанной по шаблону крюка. Применение сварки при изготовлении крюков, а так по заделке дефектов не допускается. Материалом служит малоуглеродистая сталь 20 или сталь 20 Г, а чугун не применяют из-за опасности внезапного разрушения. Крюки и их размеры выбирают в зависимости от грузоподъемности. Новые кроки доходят испытание на нагрузку в 1,25 раза выше номинальной в течение 10 минут.

image019_3_c596550cd32725dd57764e64c7c679b6 Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы)

Грузовой крюк.

6. Коуши. Коуш – кольцо грушевидной формы желобчатого сечения, предназначенное для предохранения каната от перетирания, истиранил и проволочек каната при изгибах.

После огибания коуша конец каната плотно прижимают к его основной ветви и обматывают проволокой из мягкой ста ли участок длиной не менее 15 диаметров каната, но не менее 300 мм или же применяют специальные зажимы в количестве не менее трех. Канат так же закрепляют путем заклинивания закладным коушем или заливкой расплетенного конца расплавленным свинцом или баббитом в конической втулке.

Коуш

Коуш.

1 – коуш; 2 – канат; 3 – зажимы.

7. Стропы. Стропы применяют для подвешивания грузов к крику грузоподъемных кранов. Наиболее простым по устройству является универсальный кольцевой грузозахватный строп (а), который плотно обхватывает штучный груз, когда один его конец пропускается в петлю, образуемую вторим концом стропа. Свободный конец стропа накидывается на крюк крана. Широкое применение имеют стропы, состоящие из отрезков стального каната, с петлей и криком на концах (б) или же с двумя крюками (в). Многоветвевые стропы, применяемые для подъема длинномерных изделий (г) и плит (д) в горизонтальном положении.

Усилие, действующее на каждую ветвь многоветвевого стропа, по формуле

image021_16_170a45a254e66701245031f0639b19f5 Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы)

где Q - сила тяжести поднимаемого груза,

m - число стропов,

α - угол между направлением стропа и вертикалью.

image022_1_0e25d118b8008e68c1af6d7d62dae55b Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы)

image023_0e0688a6e63abbabb5c3caca0cf627f1 Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы)

image024_b47f125a21a2890d4c76323f5cdd9221 Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы)

Изучение конструкций основных деталей подъёмно-транспортных машин (стальные канаты, крюки, барабаны, блоки, ковши, полиспасты, стропы) - 3.3 out of 5 based on 3 votes