ТРМ. Лекция.
Тема: Ремонт ГРМ
План:
1. Краткая характеристика деталей.
2. Дефекты деталей.
3. Технология ремонта (восстановления деталей).
4. Технология сборки и регулировки газораспределительного механизма.
5.Контроль качества ремонта и регулировки ГРМ.
1. Краткая характеристика деталей ГРМ.
Пользуясь текстом раздаточного материала (РМ), записать в конспекте ответы на пункты а, б, в, г первого вопроса плана по всем основным деталям ГРМ. Материал следует систематизировать в виде таблицы, например:
Таблица 1.1 Краткая характеристика деталей ГРМ
Название детали |
|||
Материал |
Способы изготовления |
Особенности конструкции, характерные поверхности и т. п. |
Условия работы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Головка цилиндров |
|||
Чугун, алюминий, |
Литье с механической обработкой |
Каналы системы охлаждения (водяная рубашка). Гнезда клапанов. Плоскость разъема: головка – блок цилиндров. Газоходы для впуска воздуха (топливно-воздушной смеси) и выпуска отработанных газов. Резьбовые отверстия. |
Повышенные температурные, химические нагрузки, высокое давление. |
Распределительный вал |
|||
Толкатели |
|||
Штанги |
|||
Коромысла |
|||
Клапаны |
|||
2 Дефекты деталей ГРМ
Головка цилиндров
Рис.1 Схема основных дефектов головки цилиндров.
Дефект 1 – износ, обгорание седла клапана;
Дефект 2 – коробление или иные повреждения плоскости прилегания к блоку цилиндров;
Дефект 3 – трещины:
3а – между каналами водяной рубашки и газоходами;
3б – между каналами систем охлаждения и смазки.
Дефект 4 – износ направляющей втулки клапана;
Дефект 5 – износ отверстия под направляющую втулку клапана;
Нарушения работы двигателя, вызываемые названными дефектами.
- износ, прогорание, разрушение и т. п. гнезд клапанов (дефект 1) – негерметичность сопряжения клапан-гнездо и как следствие:
- дефект впускного клапана - вытеснение воздуха (топливно-воздушной смеси) во время такта сжатия, прорыв продуктов сгорания во всасывающий коллектор и воздухоочиститель (в карбюратор) во время рабочего хода и, в меньшей степени, при такте выпуска;
- дефект выпускного клапана - подсос в цилиндр отработанных газов при такте впуска, вытеснение воздуха (топливно-воздушной смеси) во время такта сжатия, преждевременный прорыв продуктов сгорания в выхлопной коллектор во время рабочего хода.
Результат:
- ухудшение условий образования и сгорания топливно-воздушной смеси,
- уменьшение давления газов на поршень во время рабочего хода и, как следствие,
- уменьшение мощности двигателя и увеличение расхода топлива.
- коробление (дефект 2) - нарушение герметичности камер сгорания, подсос воздуха и снижение компрессии.
Результат:
– ухудшение устойчивости работы и снижение мощности двигателя,
- увеличение расхода топлива.
- трещины в водяной рубашке (дефект 3):
-дефект 3а – попадание охлаждающей жидкости в цилиндры, а выхлопных газов в водяную рубашку и выход через радиатор – ухудшение условий для образования и сгорания топливно-воздушной смеси, (забрызгивание и отказ свечей зажигания в карбюраторном ДВС), увеличение нагрузок на поршень, ухудшение условий смазки ЦПГ;
-дефект 3б - попадание охлаждающей жидкости в систему смазки – ухудшение качества смазки.
Результат:
- ухудшение устойчивости работы и снижение мощности двигателя,
- увеличение расхода топлива,
- ухудшение смазки и ускоренный износ шеек коленчатого вала и гильз цилиндров,
- остановка или заклинивание двигателя.
- износ направляющих втулок и отверстий для них (дефекты 4 и 5) – перекашивание клапанов, неравномерное прилегание их тарелок к гнездам и ускоренный износ с потерей герметичности (см. выше).
Привод и клапаны ГРМ
Рис.2 Схема основных дефектов деталей привода и клапанов ГРМ.
Дефект 6- износ опорных шеек распределительного вала.
Дефект 7 - износ кулачков распределительного вала.
Дефект 8 - скручивание распределительного вала.
Дефект 9 - износ толкателя.
Дефект 10 - изгиб штанг.
Дефект 11 - износ втулки или отверстия в коромысле.
Дефект 12 – износ бойка.
Дефект 13 – износ или прогорание тарелки клапана.
Дефект 14 – износ стержня клапана.
Дефект 15 – износ торца клапана.
Дефект 16 – износ шестерен привода.
В конспекте привести эскизы деталей или схемы узлов с указанием возможных дефектов.
Нарушения работы двигателя, вызываемые названными дефектами.
- износ опорных шеек распределительного вала (дефект 1)- уменьшение давления в системе смазки – ускоренный износ шеек коленчатого вала, распределительного вала и других деталей;
- износ кулачков распределительного вала (дефект 2) – нарушение фаз газораспределения, уменьшение хода клапана;
- скручивание распределительного вала (дефект 3) - нарушение фаз газораспределения;
- износ толкателя (дефект 4) – перекос в отверстии и ускорение износа;
- изгиб штанг (дефект 5) – увеличение зазора между бойком и стержнем клапана и уменьшение хода клапана (компенсируется регулированием);
- износ втулки или отверстия в коромысле (дефект 6) – перекос коромысла, односторонний износ бойка и торца клапана;
- износ бойка коромысла (дефект 7) – увеличение зазора между бойком и
стержнем клапана, уменьшение хода клапана (компенсируется регулированием), прекращение вращения клапана вокруг оси стержня и ускоренный износ тарелки;
- износ или прогорание тарелки клапана (дефект 8) – нарушение герметичности сопряжения «клапан – гнездо клапана» (см. головка цилиндров – дефект 1);
- износ стержня клапана (дефект 9) – перекосы и неравномерный контакт тарелки клапана с гнездом – обгорание, снижение герметичности и т. д.;
- износ торца клапана (дефект 10) – прекращение вращения клапана вокруг оси стержня и ускоренный износ тарелки;
- износ шестерен привода (дефект 11) – повышенный шум, при значительном износе нарушение фаз газораспределения, при разрушении – прекращение работы ГРМ, возможно повреждение клапанов и поршней.
Способы и средства дефектовки, а так же значения параметров, характеризующих состояние детали приведены в раздаточном материале в таблице 2, стр. 4 – 5.
Рекомендуется самостоятельно проанализировать характер возможных дефектов и заполнить таблицу:
Таблица 2 Виды и краткая характеристика дефектов ГРМ
№ дефекта |
Виды возможных дефектов и их влияние на работу двигателя. |
Контрольный параметр и средняя величина допустимых значений. |
Инструмент и приспособления для дефек-овки. |
1 |
2 |
3 |
|
Головка цилиндров |
|||
1 |
Износ гнезд клапанов. |
Утопание контрольных клапанов на 1,4 – 2,8 мм в зависимости от марки ДВС и вида клапана. |
Контрольный клапан, шаблон штанген-глубиномер, индикаторное приспособление. |
Негерметичность клапанного механизма в закрытом состоянии, снижение компрессии, потеря воздуха (рабочей смеси) через выпускной клапан, выход отработанных газов через впускной клапан, снижение мощности, увеличение расхода топлива, неустойчивая работа и т. п. |
|||
1а |
Нарушение формы клапанного гнезда |
Радиальное биение фаски 0,06 мм |
Индикаторное приспособление. |
Аналогично…….. Пропущенное заполнить самостоятельно |
|||
4 |
Износ направляющих втулок клапанов |
Внутренний диаметр - увеличение на 0,05 - 0,1 мм. Зазор между стержнем клапана и втулкой 0,20 – 0,25 мм. |
Пробка или нутромер индикаторный. |
Перекашивание клапанов, неравно-мерное прилегание их тарелок к гнездам и ускоренный износ с потерей герметичности (см. выше). |
|||
5 |
Износ отверстий под направляющие втулки клапанов. |
Диаметр отверстия - до верхнего допустимого отклонения размера, например: номинальный 20+0,023; допустимый 20,023 мм. |
Пробка или нутромер индикаторный. |
Далее заполнить самостоятельно |
|||
Распределительный вал |
|||
Толкатели |
|||
Штанги |
|||
Коромысла |
|||
Клапаны |
|||
При изучении технологии дефектовки деталей, использовать изображения приспособлений, инструментов и приборов, приведенных на рисунках в РМ и в учебниках (согласно указаний в тексте РМ).
3.Технология ремонта (восстановления деталей).
Пользуясь раздаточным материалом и учебниками рассмотреть и отметить в конспекте следующее:
· последовательность выполнения ремонтных операций (технологический маршрут);
· технические требования к выполнению и результатам выполнения ремонтных операций, например углы заточки фрез для обработки седел клапанов и другое;
· виды, устройство и принцип действия приспособлений и станков для обработки деталей;
· особенности различных способов ремонта или обработки деталей, например способы ремонта седел клапанов или способы притирки клапанов ;
· способы проверки качества восстановления деталей, а так же сборки и регулировки узлов и механизмов.
Технологическую карту можно составлять, используя технические требования для одного из двигателей из числа указанных в раздаточном материале. Например:
Технологическая карта ремонта головки цилиндров двигателя СМД-60.
Номер операции |
Содержание операции |
Технические требования и указания. |
Применяемое оборудование, приспособления, инструмент и материалы. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Гидравлическое испытание |
Давление 0,4 МПа, время выдержки не менее 3 минут. Сохранение давления и отсутствие запотеваний. подтеканий и др. признаков трещин и т. п. повреждений. |
Стенд для гидроиспытаний КИ - 1384, КИ - 5372 и др. |
Далее заполнять самостоятельно |
|||
4.Технология сборки и регулировки газораспределительного механизма.
4.1 Подготовка к сборке (контроль состояния и комплектование).
Подготовка к сборке любого узла или механизма начинается с контроля состояния деталей и комплектования механизма. Комплектование заключается в подборе необходимого перечня деталей (согласно ведомостей, чертежей, схем и других документов), а так же в подборе деталей для сопряжений с проверкой их фактических размеров, натягов или зазоров.
Например, перечень основных деталей ГРМ можно определить пользуясь рисунками 1 и 2 данного конспекта. Следует учесть, что на них не указаны втулки распредвала и крепежные детали.
Количество деталей может быть определено исходя из особенностей устройства двигателя, например, количества цилиндров и др.
Одним из основных условий комплектования является взаимный подбор деталей с учетом технических требований к сопряжениям. Для этой цели должен использоваться справочный материал.
При комплектовании клапанных механизмов необходимо учитывать, что взаимная принадлежность клапана и гнезда клапана определены при притирке и не должны нарушаться.
Кроме размеров при комплектовании могут проверяться и другие характеристики деталей, например упругость клапанных пружин.
4.2 Последовательность операций и технические требования к выполнению.
При сборке ГРМ в процессе капитального ремонта может использоваться следующая последовательность операций:
Основными техническими требованиями, предъявляемыми к сборке являются:
· обеспечение требуемых зазоров и натягов в сопряжениях деталей;
· установка шестерен привода по соответствующим меткам;
· формирование рабочей поверхности седла клапана путем фрезерования под заданными углами и до необходимой ширины;
· запрессовывание направляющих втулок клапанов до заданной высоты выступания торца относительно головки;
· формирование заданной ширины рабочей поверхности седла и тарелки клапана (ширины полоски) путем притирки;
· графитирование клапанов;
· контроль упругости пружин;
· контроль герметичности сопряжений «клапан-седло».
Подробнее о значениях названных параметров в зависимости от марки
двигателя смотри в раздаточном материале и в рекомендуемых учебниках.
4.3 Регулировка теплового зазора.
Обратить внимание на значение регулировки теплового зазора – нарушения в работе ДВС при увеличенном или уменьшенном зазоре.
Величина теплового зазора и технология регулировки отражены в таблице.
5.Контроль качества ремонта и регулировки ГРМ.
Проверка керосинном или воздухом.
Проверка величины теплового зазора.
Контроль по шуму.
Контроль по выходу воздуха.