Ремонт автотракторного электрооборудования.
Характерные неисправности и организация ремонта.
Основные неисправности и способы устранения. (Т-150, Т-150К)
Рабочее место
Рабочие места для ремонта электрооборудования располагают в изолированных помещениях и оснащают контрольно-испытательными стендами, верстаками, приспособлениями и инструментом в соответствии с планом, подобным изображенному на рисунке 1.
Особенностью таких рабочих мест является наличие повышенной взрывоопасности при зарядке аккумуляторных батарей, вызванной выделением водорода. Поэтому приготовление электролита и зарядку аккумуляторов необходимо производить в изолированных помещениях, оборудованных вытяжной вентиляцией, изолированной от общей системы вентиляции. На приведенном плане рабочего места использован специальный зарядный шкаф, оснащенный вытяжкой. Для большей безопасности зарядное устройство (выпрямитель 5) и электродистиллятор 1 следует располагать в отдельном помещении.
Технология ремонта агрегатов автотракторного электрооборудования, в сравнении с ремонтом механических сборочных единиц, имеет ряд особенностей, связанных с необходимостью выполнения измерений электрических характеристик (напряжения, силы тока, сопротивления изоляции и др.) поэтому целесообразно использовать специальные верстаки. оснащенные необходимыми приспособлениями и приборами (рис.2).
Рис.2 Специальный верстак для ремонта автотракторного электрооборудования:
1- компрессор; 2 – аппарат для очистки и проверки искровых свечей зажигания; 3 – слесарные тиски; 4 – электрощит; 5 – вольтметр; 6 – амперметр; 7- поворотный стол; 8 – намагничивающий аппарат; 9 – пресс; 10 – подставка для аккумуляторной батареи; 11 – электродвигатель компрессора.
Особенности принципа действия, устройства и технологии обслуживания и ремонта агрегатов электрооборудования требуют использования стендов для их обкатки и испытания. Наиболее распространенным в мастерских общего назначения является стенд КИ-968, показанный на рисунке 3.
Изучение назначения, устройства и принципа действия стенда должно быть изучено самостоятельно при помощи учебного пособия [3 с.219 – 221].
Рис. 3 Универсальный стенд КИ-968 для контроля и регулировки электрооборудования тракторов и автомобилей.
Оборудование, приборы и инструмент для ремонта автотракторного электрооборудования.
Наименование |
Тип, марка, ГОСТ |
Краткая техническая характеристика, основные размеры, мм |
Стенд контрольно-испытательный Стендконтрольно-испытательный для проверки генераторов реле-регуляторов и стартеров Выпрямитель Аппарат намагничивающий Шкаф сушильный Ванна для мойки узлов и деталей Ванна для пропитки обмоток Вольтамперметр переносной Прибор для проверки якорей гене-раторов и стартеров Прибор для проверки системы за-жигания Прибор для очистки и проверки искровых зажигательных свечей Индикатор Комплект приспособлений, прибо-ров и инструмента для техниче-ского обслуживания стартерных аккумуляторных батарей Набор инструмента электрика для ремонта и технического об-служивания электрооборудования (переносной) Микрометр Нутромер индикаторный Штангенциркуль Набор щупов (№5) Линейка измерительная металл. Электролампы контрольные Вилка для изменения натяжения пружин реле-регуляторов Верстак Стеллаж для узлов и деталей Стеллаж для зарядки аккумуля-торных батарей |
КИ-968 532, ГАРО ВСА-5 НА-5-ВИМ Главлаборприбор Соб. изготовл. То же КИ-1093 533, ГАРО ППЗ ГОСНИТИ (КИ-1178) 514-2М, ГАРО ИЧ КИ-389 2444, ГАРО МК-25 НИ-109, НИ-154 ШЦ - 1 --- --- --- Собствен. изгот. То же То же То же |
885х855х1545 680х950х1600 220 В, выпрямлен-ное напряжение 0—64 В, ток 0—12 А 315х115х238 700х580 500х400х250 400х300х250 380х340х190 220В 200х169х179 190х155х180 0 - 10 ----- ----- 0 - 25 18-35 и 35 - 50 0 - 150 ----- 0 - 200 12В и 220В ---- 900х2000х1100 900х2000х1100 ---- |
Технология ремонта генераторов.
Техническая характеристика генераторных установок.
Генератор |
Выпрямитель |
Регулятор |
Номинальное напря-жение, В |
Мощность, Вт |
Применение |
Тракторные генераторные установки |
|||||
Г302-Б1 Г304 Г304-А1 Г304-Д1 Г305 ГЗ06-Д Г309 Г285 Г275 Г304-Б1 13.3701 46.3701 47.3701 15.3701 |
ВКЗ-10 ВКЗ-10 ВА-10 БПВ-30 ВА-20 БПВ-30 ВА-20 В-150 В-150 ВА-20 ВА-20 ВА-20 ВА-20 ВА-20 |
РР-362-Б РР-362-Б РР-362-Б РР-362-Б РР-362-Б РР-362-Б РР-362-Б РР-362-Б РР-362-Б РР-362-Б Я112Б Я112Б 1РН Я112Б |
12,5 12,5 12,5 12,5 12,5 12,5 12,5 12,5 12,5 12,5 14,0 14,0 14,0/28,0 14,0 |
180 250 400 336 400 336 1000 1000 1000 250 400 700 1000 1000 |
Т-25 Т-4 Т-28, Т-54В, Т-150, СК-6, ЮМЗ-6Л Т-70С, МТЗ-80, МТЗ-82 Т-130 МТЗ-80, МТЗ-82 Т-130 К-700 К-701 Т-150К МТЗ-80, МТЗ-82 Т-150К, ДТ-75, Тр. кл. 9-30 кН Тр. кл. 60 кН Т-130, К-701 |
Автомобильные генераторные установки. |
|||||
29.3701 Г221 Г222 Г250-Е1 Г250-П2 Г250-Д1 Г254 Г250-В2 Г287 Г250-П Г266 Г250-П1 17.3701 Г287-Б Г273 16.3701 32.3701 38.3701 |
БПВ4-45 БПВ6-42 БПВ6-42 БПВ4-45 ВБН-1 БПВ4-45 БПВ4-45 БПВ4-45 ВБГ7-Г БПВ4-45 БПВ4-45 БПВ4-45 БПВ4-45 БПВ7-ЮО БПВ4-45 БВП35-65-02 БПВ46-65-02 БВП7-100-02 |
Я112А РР-380 Я112А РР-350 РР-132 РР-362 Я112А РР-362 РР-132 РР-350-А Я112А Я112А РР-132 РР-356 РР-133 Я112А 1РН |
14,0 14,0 14,0 12,5 12,5 12,5 14,0 12,5 14,0 12,5 14,0 12,5 14,0 14,0 28,0 14,0 14,0 14/28 |
700 616 700 560 560 560 560 560 1160 560 840 560 700 1160 900 900 900 1000 |
М-214 ВАЗ-2121 ВАЗ-2107 УАЗ-469,(452) УАЗ-469, (452А) ГАЗ-52 ГАЗ-52, ГАЗ-53 ГАЗ-66 ГАЗ-66 ГАЗ-53А ПАЗ-672 3ИЛ-130, ММЗ-554 3ИЛ-130 Урал-375 КамАЗ-5320 Ав. типа ГАЗ ЗИЛ-431410 ГАЗ и 3ИЛ с дизелем |
Характерные неисправности генераторов переменного тока:
Крышки: загрязнение и износ сальников и подшипников, посадочных мест под подшипники, деформация стальных уплотнительных шайб подшипниковых узлов, срыв резьбы.
Контроль состояния:
Рис.1 Электрическая схема измерения напряжения полюсных
обмоток:
СL1 — полюсные катушки проверяемого генератора;
CL2—контрольная обмотка.
Рис. 2 Схема включения приборов при измерении сопротивления:
А — Фаз обмотки статора; О — Нулевая точка фаз; 1, 2, 3 — Зажимы фаз обмотки; 4 —статор; 5 — обмотка статора; 6 — щупы - R1— реостат; S1— включатель; GB— Батарея-. Б—Обмотки возбуждения; 1—- щупы; 2 — контактные кольца; FU—- предохранитель; S1 — включатель;R1— реостат; GB— батарея.
Рис. 3 Схема проверки диодов блока выпрямителей:
1 – шина "-"; 2, 4 – диоды; 3 – прижим; 5 – шина "+"; 6 – контрольная лампа;
7 – аккумуляторная батарея.
Рис.4 Электрическая схема для проверки ИРН Я112В1
Рис.5 Схема проверки падения напряжения в ИРН Я112А.