Синхронные машины
1. Важное место в теории синхронных машин занимает работа синхронной машины, присоединенной к сети, которая питается мощными генераторами. Исходят из предположения, что общая мощность этих генераторов несоизмеримо велика по сравнению с мощностью рассматриваемой синхронной машины (сеть большой мощности). В соответствии с этим считают, что любое изменение режима работы рассматриваемой машины не в состоянии оказать заметного влияния на электрическое состояние сети, которое может, таким образом, считаться неизменным.
2. Синхронная машина, присоединенная к сети, может работать как в режиме генератора, так и в режиме двигателя. В обоих режимах вращение ротора происходит с синхронной скоростью без каких-либо устройств для поддержания синхронизма.
3. Изучение процессов, имеющих место в синхронной машине, существенно облегчается, если воспользоваться своего рода механической моделью. Трехфазная система токов в обмотке якоря создает вращающееся магнитное поле. Это поле может быть заменено полюсной системой, скользящей вдоль внутренней поверхности статора с постоянной скоростью, равной скорости вращения магнитного поля. Две вращающиеся полюсные системы — ротора и воображаемая, эквивалентная вращающемуся магнитному полю,— неподвижны одна относительно другой. Между ними возникают силы магнитного притяжения, которые могут быть уподоблены упругим связям, соединяющим обе системы. Благодаря этим связям достигается синхронность вращения ротора и магнитного поля.
4. Если будет превышен известный предел нагрузки машины, то произойдет разрыв упругих связей. После этого скорость вращения ротора становится уже не зависящей от скорости вращения магнитного поля. Это явление называется выпадением из синхронизма. Работа синхронной машины в таком режиме невозможна.
5. Упругие связи между двумя вращающимися полюсными системами могут появиться только в том случае, если обе системы вращаются синхронно, а их полюса расположены надлежащим образом: N— полюс одной системы, против S— полюса другой системы. По этой причине пуск синхронного двигателя не может быть произведен прямым включением в сеть. Синхронный двигатель пускается как асинхронный и только после достижения ротором скорости, близкой к синхронной, переводится в синхронный режим. Усложнение процесса пуска является существенным недостатком синхронного двигателя.
6. Очень важную роль в синхронной машине играет реакция якоря, т. е. воздействие намагничивающей силы якоря на основное магнитное поле, создаваемое намагничивающей силой обмотки возбуждения ротора. Амплитудное значение магнитного потока в синхронной машине задается величиной напряжения в сети (так же как в трансформаторе и асинхронном двигателе). Магнитный поток создается намагничивающей силой, которая складывается из намагничивающей силы обмотки возбуждения и намагничивающей силы обмотки якоря. Для неизменности амплитудного значения магнитного потока необходимо, чтобы результирующая намагничивающая сила также оставалась неизменной. Всякое изменение тока в обмотке возбуждения ротора влечет за собой изменение величины и фазы тока в якоре и соответственное изменение намагничивающей силы якоря. В частности, если вследствие увеличения тока в обмотке возбуждения э. д.с. якоря станет (по модулю) больше, чем напряжение в сети («перевозбуждение»), то синхронная машина, работающая в режиме двигателя, принуждается к потреблению из сети тока, опережающего по фазе напряжение в сети. Иначе говоря, синхронный двигатель в этих условиях представляет собой активно-емкостную нагрузку.