3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
3.1 Агротехнические требования
Уборку прямым комбайнированием производят в стадии полной спелости зерен. При прямом комбайнировании из-за неравномерности созревания хлебов сроки уборки сильно затягиваются и имеют место большие потери(осыпания)от перестаивания хлебов на корню. Если же начинать уборку прямым комбайнированием, когда не все зерно созрело то наряду со спелым будет убираться неспелый хлеб и в комбайн будет поступать хлебная масса повышенной влажности. В результате чего комбайн будет работать непроизводительно с недопустимо большими потерями, т.е. потребуется затратить много средств и труда на послеуборочную доработку зерна(очистку, сушку),в этом основной недостаток прямого комбайнирования. В зависимости от густоты и высоты стеблестоя высота стерни должна быть в пределах 12-25см, стебли должны располагаться под углом 10-25 градусов. Прямым комбайнированием убирают хлеба имеющие влажность не более 14-17%,основная масса растений(95%)должна находиться в фазе полной спелости.
При прямом комбайнировании за жаткой комбайна допускается до 1 % потерь для прямостоячих хлебов и 1,5 % для полеглых. Общие потери зерна за молотилкой из-за недомолота и с соломой должны быть не более 1,5 % при уборке зерновых и не более 2 % при уборке риса. Чистота зерна в бункере должна быть не ниже 95 %. Дробление семенного зерна не должно превышать 1 %, продовольственного — 2, зернобобовых и крупяных культур — 3, риса — 5 %.
3.2 Аналитический расчет
Аналитический расчет для уборки зерновых культур состоящий из комбайна КЗС-9-1 «Славутич» и автомобиля ГАЗ-53.
Название показателя |
Обозначение |
Единица Измерения |
Значение |
Номинальная мощность двигателя |
КВт |
191-260 |
|
Номинальное вращение коленвала двигателя |
Об/мин |
2000 |
|
Эксплуатационный вес комбайна |
КН |
140 |
|
Пропускная способность молоти - лки. |
Кг/с |
9 |
|
Частота вращения молотильного барабана |
Об/мин |
465-1013 |
|
Продуктивность за час чистого врмени |
Т/час |
11,0-12,0 |
|
Емкость двигателя |
6,7 |
||
Удельные затраты мощности на технологический процесс |
КВт |
8 |
|
Удельные затраты мощности на холостой ход механизмов |
КВт |
16 |
3.2.2 Определяем скорость до пропускной способности:
(3.1)
Где Рабочая ширина захвата жатки, м.
Урожайность массы, т/га.
км/ч.
(3.2)
т/га.
(3.3)
м.
Где урожайность зерна, т/га.
урожайность соломы, т/га.
Конструктивная ширина захвата жатки (
Коэффициент использования ширины захвата жатки (.
3.2.3 Выбор эффективной мощности двигателя комбайна.
(3.4)
Где КПД трансмиссии (;
КПД буксования (;
КПД клинопасовой передачи (;
Затраты мощности на технологический процесс ( кВт(кг/с));
Затраты мощности на холостой ход механизмов машины (
кВт);
Затраты на привод вспомогательных агрегатов ( кВт);
КПД передач (;
кВт.
кН (3.5)
кН
Где Удельное перемещение комбайна, кН.
Сила тяжести комбайна, кН (КН)
Коэффициент качения (
Наклон местности (
3.2.4 Определить призводительность комбайна.
(3.6)
Где Коэффициент использования время смены (62);
Рабочая ширина захвата жатки, м;
Скорость за пропускной способности.
га/час
Сменная производительность, га/день.
(3.7)
Где Время смены ( час);
Часовая производительность, га/час;
Га/см.
Дневная производительность, га/см.
(3.8)
Где Время работы за день, час ( час)
га/день.
Производительность за агросрок, га/агр.
(3.9)
Где Количество рабочих дней (;
га/агр.
3.2.5 Определить расход топлива на единицу работы.
кг/га (3.10)
Где Расход топлива, г/(кВт · год) ( г (кВт));
Коэффициент использования мощности.
кг/га.
3.2.6 Определить время загрузки прицепа.
мин (3.11)
Где
Пропускная способность молотилки комбайна за соломой, кг/с;
Часть соломы, которую собирают в прицеп (.
Мин.
3.2.7 Определяем количество транспортных средств для транспортировки со -
ломы.
(3.12)
Где Количество обслуживающих агрегатов;
Расстояние перевозки, км;
Скорость движения транспортного агрегата;
Скорость холостого движения агрегата, км/час;
шт.
3.2.8 Время наполнения бункера зерном.
мин (3.13)
Где Коэффициент который рассчитывает затраты времени на возможные
холостые повороты и остановки комбайна;
Объем бункера, (;
Плотность зерна, т/ (.
3.2.9 Определить продолжительность рейса автомобиля:
(3.14)
мин.
Время движения автомобиля
(3.15)
Где Расстояние перевозки, км);
Норма пробега, (
коэффициент использования пробега (.
мин.
мин (3.16)
Где время выгрузки зерна из бункера комбайна, мин (
Время перевозки от одного комбайна к второму, мин (
Количество бункеров необходимых для погрузки автомобиля.
(3.17)
Где Номинальная грузоподъемность автомобиля, т (для автомобиля
ГАЗ-53А
Масса зерна в бункере, т.
(3.18)
т
Время погрузки автомобиля, мин:
3.2.10 Определить количество автомобилей, необходимых для перевозки зерна
шт. (3.23)
шт.
3.3 Подготовка агрегата к работе
Перед комплектованием агрегата проводят подготовку комбайна. Дополнительные регулировки осуществляют в загоне.
При комплектовании и подготовке агрегата к работе надо не забывать, что от этого зависит качество выполнения работ на высоком уровне. Первое, что проверяется и подготавливается это комбайн, поэтому к подготовке комбайна к работе нужно отнестись очень добросовестно. Подготовка осуществляется следующими действиями:
-проверяют комплектацию комбайна,
-проверка наличия дополнительных устройств, если такие имеются,
-проведение технического обслуживания,
-осмотр технического состояния.
После того, как комбайн подготовили необходимо заправить его дизельным топливом и выехать на место работы.
На поле необходимо отрегулировать жатку на заданную высоту среза 5-10 см. Выставить вылет мотовила и во время работы подобрать его угловую скорость вращения. Пройти 15-20 м и проверить потери за комбайном определить, что стало фактором потерь (поздние сроки уборки, не качественная зерновая масса, щуплое зерно, вредители, насекомые или неправильные регулировки). Если потери связанные с регулировками необходимо уменьшить подачу ветра на решотный стан и приоткрыть жалюзи решетного стана или наоборот увеличить подачу ветра и чуть приоткрыть жалюзи. Т. е необходимо ориентироваться на месте работы на поле.
Регулировки комбайна.
Зазор между пальцами шнека и днищами жатки устанавливаем при помощи рычага, при мелкой хлебной массе зазор устанавливаем от 6 до 20 мм, при большое хлебной массе зазор должен быть от 20 до 30 мм. Зазор между пальцами биторной подставки и днища поставки устанавливаем от 27 до 35 мм при среднем хлебоставе. Натяжение плавующего транспортера к наклонной камере регулируется при помощи натяжения пружины, размер который должен составить 90-95 мм. Зазор между планками транспортёра и днищам наклонной камеры устанавливаем от 5 до 10 мм, при помощи перестановки шайб между гайками болтов и угольниками. Также необходимо обеспечить натяжение пружин, которые отвечают за поднятие транспортера около 50 мм.
Регулируем первоначальные зазоры на выходе и входе молотильного барабана между барабаном и подбарабаньем, регулируем при помощи тяг, на входе должно быть 18 мм, а на выходе 2 мм. Далее в зависимости от убираемой культуры и урожайности, влажности и других показателей регулируем одновременно два показателя:1) Частоту вращения барабана.
2) Зазор на входе и выходе. Если культура легко обмолачивается, зазор делаем больше на входе и выходе, а частоту вращения барабана уменьшаем. В случае если культура тяжело обмолачивается зазор уменьшают а частоту вращения увеличивают.
Общие рекомендации: В случаи если зерно плохо обмолачивается и попадает много его в копнитель, то зазор уменьшаем до появления зерна, а при дроблении увеличиваем. Все эти регулировки производятся при включённом двигателе.
Регулируем систему отчистки, регулировка заключается в изменении частоты вращения вентилятора и изменение угла наклона жалюзи на верхнем и нижнем решете. В случаи зерно если просачивается через решето, зерновой шнек вместе с примесями необходимо увеличить частоту вращения вентилятора и больше открыть жалюзи. В случаи если зерно выдувается с мелкими примесями в копнитель, то нужно уменьшить частоту вращения вентилятора и угол наклона жалюзи, в случаи, если это не помогает, необходимо изменить расположение верхнего решета.
3.4 Подготовка поля к работе
Эффективное использование агрегатов и качество выполняемой работы зависит от правильной подготовки поля поэтому следует выполнить следующие операции:
1-произвести осмотр поля и освобождение от посторонних предметов если они заметны в зерновой части поля.
2-участок разбивают на загоны, отбивают поворотные полосы.
3-выбирают способ движения в данном случае – челночный.
4-опасные участки ограждают.
5- если внутри посевов замечены места гнезд, нор, и др. в которых живность выращивает свой выводок, то в целях экологического равновесия необходимо оградить эти места и обкосить с минимальными потерями для хозяйства и для природы.
Перед началом работы необходимо сделать прокосы и разбить поле на загоны, обкосить поле для разворота комбайна.
Отметка поворотных полос. Ширина поворотной полосы зависит от состава агрегата и вида поворота.
Примерную длину поворотной полосы определяем по формуле
E=3·Rmin+la (3.4)
Rmin-минимальный радиус поворота (берём Rmin=1,2*Вагр=1,2*4=4,8м )
La-кинематическая длина агрегата
Е=3*4,8+4,4=18,8
Ширину поворотной полосы принимаем кратной ширине захвата
E=K·Bp (3.5)
K=E/Bp (3.6)
K-количество проходов агрегата
К=18,8/4=4,7
Eопт=5*4=20 м Принимаем 20 м.
Разбиваем поле на загоны.
(3.7)
L-длина загона, 800 м;
Берём Conm=К*Bp (3.8)
К=Сопт/Вр=82,3/4=20,6 (берём 21 проход).
Определяем Сопт =21*4 = 84 м.
Количество загонов
Nз=10000·F/L·Conm (3.9)
F-площадь посева
L-длина гона
Nз=10000·120/800·84=17,85
Берем 17 полных загона, в которых Сопт = 84 м и одну загонку шириной, в котором Сопт = 72м. Остаток вполне достаточный для работы агрегата.
C = 84*17+72 = 1500м.
1-перед началом работы агрегат устанавливают на поворотной полосе и при выезде на контрольный участок приводят в рабочее положение. После контрольного прохода если все требования соблюдены, то начинают работу, способ движения выбирают челночный.
2-при первом проходе, проехав 20…30м, останавливаются и проверяют качество выполнения операций соответственно с агротехническими условиями, при дальнейшей работе следят за состоянием рабочих органов.
3-в конце ряда, на поворотной полосе проверяют комбайн для дальнейшей его работы. При необходимости проводят регулировку.
3.5 Работа агрегата в загоне и контроль за качеством работы
На поле необходимо отрегулировать жатку на заданную высоту среза 5-10 см. Выставить вылет мотовила и во время работы подобрать его угловую скорость вращения. Пройти 15-20 м и проверить потери за комбайном определить, что стало фактором потерь (поздние сроки уборки, не качественная зерновая масса, щуплое зерно, вредители, насекомые или неправильные регулировки). Если потери связанные с регулировками необходимо уменьшить подачу ветра на решётный стан и приоткрыть жалюзи решетного стана или наоборот увеличить подачу ветра и чуть приоткрыть жалюзи.
3.6. Охрана труда и противопожарные меры
При всех видах агротехнических работ следует строго выполнять общее правило охраны труда и меры безопастности предусмотренные для механизированных полевых работ.
К работе допускаются лица, знающие устройства техники, правила эксплуатации и прошедшие инструктаж по безопасности труда.
До начала работы необходимо тщательно осмотреть машину, убедится в ее исправном состоянии, в наличии предохранительных приспособлений и надежности работы тормозов, механизмом сцепления и механизмом управления. Двигатель должен заводиться со стартера непосредственно самим механизатором.
Категорически запрещается:
- передавать управление посторонним лицам;
- находиться на рабочем месте под воздействием наркотических и алкоголических веществ;
- производить какие-либо регулировки при работающем двигателе и включенными механизмами комбайна;
- производить заправку при работающем двигателе.
При воспламенении топливо смазочных материалов гасят огнетушителем, забрасывают землей, песком и или перекрывают доступ кислорода.
Если в процессе эксплуатации машины возникает неисправность, комбайн должна быть остановлен и неисправность устранена. Если не возможно быстро устранить неисправность, представляющую опасность для человека, работа должна быть немедленно прекращена.
Перед работой в поле комбайн должен быть опробован под руководством бригадира или механика, оборудован исправным инструментом, комплектом приспособлений для его технического обслуживания, аптечкой первой медицинской помощи и огнетушителем.