Расчёт вала на прочность пример с решением
Конструктивные размеры вала принимаем в зависимости от диаметра выходного конца. Этот размер определяем приближенно из расчёта на прочность при кручении по заниженным допускаемым напряжениям
. Принимаем для изготовления быстроходного вала сталь 40Х (предполагая, что шестерню изготовляем вместе с валом), и назначаем
.
Из уравнения прочности определяем диаметр выходного конца вала:
![]()
получаем: 
В соответствии с рядом
принимаем ![]()
Поскольку диаметр вала двигателя
и превышает
более чем на 25%, то рассчитывать на стандартную упругую муфту не приходится. Назначаем:
Диаметр вала под уплотнение -
.
Диаметр резьбы - ![]()
Диаметр под дистанционную шайбу - ![]()
Диаметр под подшипники - ![]()
(роликовые радиально-упорные лёгкой серии)
Диаметр опорного бурта - ![]()
Длинна выходного конца вала -
, принимаем
.
Ширина маслоудерживающего кольца -
, принимаем ![]()
Точки приложения (активных сил) реакции опор вала ориентировочно находятся на уровне торцов радиально-упорных подшипников.
![]()
где
=18.5 для подшипников 7207.
![]()
принимаем
- расстояние от делительного диаметра до первой опоры со стороны шестерни.
Расстояние между опорами (точками приложения реакций).
, принимаем
.
. Вычерчиваем схему нагружения вала, определяем силы действующие на шестерне и реакции опор.
Окружная сила на окружности среднего делительного диаметра:
, принимаем для удобства вычислений:![]()
![]()
![]() |
|
|
Осевая сила для шестерни (радиальная для колеса).
,
где
.
Радиальная сила для шестерни (осевая для колеса).
![]()
Определяем реакции опор:
а) в вертикальной плоскости zoy от сил
и ![]()
;
.
![]()

б) в горизонтальной плоскости xOz от силы ![]()

Определяем момент изгибающих моментов в характерных сечениях (А, В,С)
и строим опоры.
а) В плоскости xOz
![]()

следовательно: ![]()
Строим эпюру
- (см. рис.1)
б) В плоскости xOz:
![]()
Строим эпюру
(см. рис.1)
Крутящий момент
,
Вычисляем суммарный изгибающий момент и определяем нормальные напряжения изгиба в опасном сечении А при
.

Напряжение от силы
крайне малы их можно не учитывать.
Определяем напряжение кручения в опасных сечениях.
![]()
Определяем допускаемое напряжение изгиба при симметричном цикле
для материала вала (сталь 40) по табл. 4.1
при d<120мм., ![]()
, принимаем коэф. запаса
, (
)
эфф. коэф. концентр. напр.
- коэф. режима нагрузки (стр. 195
).

По гипотезе наибольших касательных напряжений находим эквивалентное напряжение и сравниваем его с допустимым.

Так как расчётное напряжение значительно меньше допустимого, а коэф. запаса прочности значителен, то проверку на жесткость вала можно не проводить.
