Расчетно-пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Прикладная механика».
Тема проекта «Привод машины».
Симферополь.
Кинематическая схема привода
.
![]() |
Исходные данные для проектирования.
Вычерчиваем кинематическую схему проектируемого редуктора. На этой схеме обозначено: 1 – электродвигатель; 2 – упругая муфта; 3 – конический редуктор.
Мощность на быстроходном валу редуктора
.
Угловая скорость тихоходного вала
.
Выбор электродвигателя и кинематический расчет.
Определяем КПД привода. Общий кпд привода равен произведению кпд последовательно соединённых подвижных звеньев: трёх пар подшипников, конической зубчатой пары, цепной передачи. Принимаем:
- к. п.д. одной пары подшипников.
- к. п.д. пары конических зубчатых колёс.
- к. п.д. цепной передачи.
Мощность на быстроходном валу.
Принимаем передаточное значение передачи из стандартного ряда чисел :
Для конической передачи:
Для цепной передачи :
Передаточное число привода:
Угловая скорость быстроходного (ведущего) вала:
Тогда частота вращения валов привода:
При расчетном
и
по табл. П61
подбираем асинхронный двигатель общего назначения в закрытом обдуваемом исполнении типа «9А532М5У4,5», для которого
,
.
Уточняем передаточные числа:
Передаточное число привода
Передаточное число цепной передачи
Вычисляем вращающие моменты на валах привода:
- вращающий момент на выходном валу привода.
, - вращающий момент на тихоходном валу конического
редуктора.
- вращающий момент на первом валу редуктора.
Выбор материалов зубчатых колес и определение допускаемых напряжений.
Материалы для изготовления зубчатых колес редуктора выбираем по табл. П23,[1], ориентируясь на применение углеродистых сталей (легированные стали применяют, как правило, для изготовления зубчатых колес специального назначения):
А) для шестерни принимаем сталь 45, термообработка – нормализация;
Б) для колеса принимаем сталь 40, термообработка – нормализация.
По табл. П3 находим механические характеристики сталей выбранных марок:
А) для шестерни. При диаметре заготовки
для стали 45 (нормализация):
; твердость НВ 167÷217, принимаем НВ’200;
Б) для колеса. При
диаметр заготовки для колеса будет порядка 250 мм; при этом для стали 40 (нормализация) имеем:
; твердость НВ 152÷207, принимаем НВ’180; (необходимо, чтобы НВ - НВ’=20÷50).
Определяем пределы выносливости при симметричном цикле изменения напряжений изгиба:
А) для шестерни
;
Б) для колеса
.
Определяем допускаемое контактное напряжение для колеса, как менее прочного, исходя из длительной работы редуктора, т. е. принимая
:
.
Определяем допускаемые напряжения изгиба при отнулевом (пульсирующем) цикле изменения напряжений (зубья редуктора работают одной стороной):
– для нормализованных и улучшенных поковок – табл ПЗ1.
По табл. ПЗ2 для стальных зубьев, подвергнутых нормализации или улучшению:
– для шестерни,
– для колеса.
;
А) для шестерни
;
Б) для колеса
.
Определение параметров зубчатого зацепления.
Вычисление параметров закрытых зубчатых конических передач следует начинать с определения среднего конусного расстояния.
Коэффициент нагрузки при несимметричном или консольном расположении зубчатых колес относительно опор принимаем предварительно
.
Далее принимаем
при
;
.
Требуемая величина среднего конусного расстояния:
Принимаем LСр=110 мм.
Определяем длину зуба:
.
Вычисляем конусное расстояние:
.
Определяем наибольший модуль зацепления по эмпирическому соотношению:
, принимаем
.
Определяем числа зубьев шестерни и колеса:
, принимаем
;
, принимаем
.
Уточняем передаточное число и величину конусного и среднего конусного расстояний:
,
,
– величины Le и LСр не изменились.
Определяем половины углов при вершинах начальных конусов:
.
Определяем средний модуль:
– эту величину округлять нельзя!
Вычисляем средние диаметры, диаметры делительных окружностей, окружностей выступов и впадин шестерни и колеса:
А)
Б)
Определяем среднюю скорость и назначаем степень точности передачи:
.
По табл. П25 при
и твердости
принимаем 7-ю степень точности передачи.
Уточняем величину коэффициента нагрузки К=КкцКдин.
По табл. П26 при 7-й степени точности и
интерполированием определяем
:
.
Учитывая примечание 2 табл П26., получаем
.
По табл. П27 при твердости
и 7-й степени точности с учетом примечания 2 получаем
.
Итак,
.
Вычисляем силы, действующие в зацеплении:
Окружное усилие:
;
Осевое усилие для шестерни и радиальное для колеса:
;
Радиальное усилие для шестерни и осевое для колеса:
.
Проверочный расчет конической передачи.
А) На контактную прочность:
Перенапряжение
– незначительно превышает 5%.
Для обеспечения контактной прочности зуба в данном случае можно немного увеличить длину зуба без изменения конусного расстояния и основных параметров передачи.
Принимая B=46 мм, получаем:
.
Перенапряжение
.
Если рабочее напряжение
будет превышать допускаемое
более чем на 10÷15%, необходимо увеличить конусное расстояние (наибольший модуль) и пересчитать параметры передачи.
Б)Проверка прочности зубьев на изгиб.
Для определения сравнительной прочности зуба шестерни и колеса при изгибе определим эквивалентные числа зубьев по формуле и по табл. П29 найдем величины коэффициентов формы зубьев:
.
При этом, по табл. П29
А) для шестерни
;
Б) для колеса
.
Так как зуб шестерни оказался менее прочным, то проверку на изгиб выпол
Ним по зубу шестерни:
.
Ориентировочный расчет валов. Конструктивные размеры зубчатой пары.
Конструктивные размеры зубчатой пары (длина и диаметр ступицы зубчатых колес, диаметр внутреннего кольца и ширина подшипника и т. д.), как правило, принимают в зависимости от диаметра выходного конца вала. Этот размер определяют грубо приближенно (ориентировочный расчет) из расчета на прочность при кручении по пониженным допускаемым напряжениям
.
Принимаем для быстроходного вала
(сталь 45 – шестерня будет изготовлена вместе с валом), а для тихоходного вала
(сталь 40).
А) Быстроходный вал. Из условия прочности определяем диаметр выходного конца вала:
, получим:
.
В соответствии с рядом Ra40 принимаем:
– диаметр вала под уплотнения.
При небольшой окружной скорости вала можно применить какое-либо контактное уплотнение – манжетное или сальниковое. Для конструкций принимаем сальниковое фетровое уплотнение;
– (М30х1,5) – диаметр резьбы (внутреннее кольцо подшипника будет закреплено круглой гайкой);
– диаметр вала под дистанционную шайбу. Постановка такой шайбы между кольцом подшипника и гайкой необходима, так как в противном случае гайка будет задевать за сепаратор конического роликового подшипника;
- диаметр вала под подшипники (шариковые радиально-упорные или конические роликоподшипники);
– диаметр опорного бурта или распорной втулки;
– диаметр вала под подшипник (шариковый радиальный в конструкции);
– диаметр опорного бурта (размеры
и
будут уточнены при подборе подшипников для быстроходного вала).
Длину выходного конца вала выбирают, пользуясь соотношением
, а затем уточняют по ступице муфты; принимаем
.
Б) Тихоходный вал. Момент, передаваемый тихоходным валом,
.
Крутящийся момент в поперечных сечениях выходного конца вала
.
Из условия прочности на кручение определяем этот диаметр:
.
В соответствии с рядом Ra40 принимаем:
– диаметр вала под сальниковое уплотнение;
– диаметр вала под подшипник;
– диаметр вала под ступицу зубчатого колеса;
– диаметр опорного участка вала;
– диаметр ступицы колеса;
– длина ступицы колеса, принимаем
;
– толщина диска, принимаем
;
– длина выходного конца тихоходного вала, принимаем
.
Определение конструктивных размеров вдоль оси вала.
Быстроходный вал.
А) Размер
, принимаем
.
Б) Крепление внутреннего кольца подшипника осуществляется с помощью круглой гайки, высоты Нг и наружный диаметр DГ которой при М30х1,5 Нг=10 мм, DГ=50 мм.
Толщина стопорной шайбы SШ≈1, мм.
Ширина дистанционной шайбы между внутренним кольцом подшипника и стопорной шайбой
, принимаем
.
Следовательно,
, принимаем
.
В) Толщину маслозащитной шайбы и ширину бурта
можно получить из соотношения
, принимаем
.
Г)
– длина ступицы шестерни.
Д)
, принимаем
.
Е) Точка приложения активных сил (сил, возникающих в зацеплении) находится на окружности среднего диаметра шестерни.
Ж) Точки приложения реакций опор вала находятся на середине подшипников.
По схеме
принимаем
;
, принимаем
.
По схеме ширина мазеудерживающе6го кольца
. Принимая
, получаем:
, принимаем а1=55 мм.
, принимаем с1=110 мм.
Тихоходный вал.
А) По схеме размер
принимаем
. Размер
.
, принимаем
.
Б) По схеме Размер
принимаем
. Размер
, получим:
, принимаем
.
В) Считая внутренние боковые стенки корпуса редуктора и подшипников тихоходного вала симметричными относительно оси быстроходного вала определим расстояния а2 и с2 от точки зацепления а до точек приложения опорных реакций.
, принимая
.
, принимаем
.
, принимаем
.
, принимаем
.
Проверка прочности валов.
Прочность валов проверим по гипотезе наибольших касательных напряжений.
Быстроходный вал. Как уже было указано, предусмотрено изготовление шестерни вместе с валом. Для материала вала-шестерни предел выносливости при симметричном цикле:
.
Вычерчиваем схему нагружения быстроходного вала и строим эпюры изгибающих и крутящих моментов.
А) Определяем реакции опор в плоскости ZOy от сил Q и T:
;
;
;
.
То же, для редуктора с консольным креплением конической шестерни:
;
.
;
.
Б) Определяем реакции опор в плоскости ZOx от силы Р:
;
;
;
.
;
;
;
.
В) Определяем величины изгибающих моментов в характерных сечениях А, С и В:
В плоскости ZOy :
;
.
Следовательно,
.
:
;
.
Следовательно,
.
В плоскости ZOx :
;
;
.
;
Следовательно,
.
Крутящий момент
.
Эпюры изгибающих и крутящих моментов построены на рисунке.
Вычисляем суммарный изгибающий момент и определяем нормальные напряжения изгиба в опасном сечении С при
и в опасном сечении А при
,
.
;
.
Напряжение сжатия от силы Q крайне малы и поэтому их не учитываем.
Определяем напряжения кручения в сечениях С и А.
Для схемы по рис.1:
.
Для схемы по рис.2:
.
Определяем эквивалентное напряжение и сравниваем его с допускаемым.
.
.
Тихоходный вал. Для изготовления тихоходного вала принята сталь 40 (термообработка – нормализация), для которой предел выносливости при симметричном цикле изгиба:
.
Принимая
, определяем допускаемое напряжение изгиба при симметричном цикле:
.
Так как проверка прочности тихоходных валов обоих рассматриваемых типов редукторов совершенно аналогична, то ниже дан числовой расчет вала только для конструкции.
Вычерчиваем схему напряжения тихоходного вала и строим эпюры изгибающих и крутящих моментов.
А) Определяем реакции опор в плоскости ZOy От сил T и Q (для колеса ![]()
):
,
;
;
.
Б) Определяем реакции опор в плоскости ZOx от силы Р:
;
.
;
.
В) Определяем величины изгибающих моментов в характерных сечениях А, С и В.
В плоскости ZOy:
;
.
Следовательно,
.
В плоскости ZOx:
;
.
Следовательно,
.
Крутящий момент
.
Эпюры изгибающих и крутящих моментов построены на рис.303.
Вычисляем суммарный изгибающий момент и определяем нормальное напряжение изгиба в опасном сечении С:
.
Так как вал в опасном сечении С (
) ослаблен шпоночной канавкой (зубчатое колесо посажено на вал с помощью шпонки), то при расчете следует уменьшить его диаметр на 8÷10%.
Принимая
.
Напряжения сжатия их малости не учитываем.
Определяем касательное напряжение кручения в сечении С:
.
Определяем эквивалентное напряжение и сравниваем его с допускаемым:
.
. Подбор шпонок и проверочный расчет шпоночных соединений.
Шпонки подбирают по таблицам ГОСТов в зависимости от диаметра вала, затем шпоночное соединение проверяют на смятие.
Быстроходный вал.
Для выходного конца вала диаметром
по табл. П56 подбираем призматическую шпонку Bxh=8X7 мм при T=4 мм. Так как длина выходного конца вала L1=45 мм, то принимаем длину шпонки L=40 мм, соответствующую ряду стандартных значений по ГОСТ 8789-68.
Расчетная длина шпонки со скругленными торцами:
.
Так как на выходные концы валов возможна посадка чугунной детали, то допускаемое напряжение смятия следует принять для чугунных ступиц, т. е.
. Примем среднее значение
.
.
Тихоходный вал.
А) Для выходного конца вала при
по табл. П56 подбираем призматическую шпонку Bxh=10X8 мм при T=5 мм.
Так как длина выходного конца вала L2=65 мм, то по ГОСТ 8789-68 принимаем длину шпонки L=56 мм.
Расчетная длина шпонки со скругленными торцами
.
Проверяем соединение на смятие:
.
Б) Для посадки ступицы зубчатого колеса на вал при
по табл. П56 подбираем призматическую шпонку Bxh=14X9 мм при T=5,5 мм. Для стальной ступицы можно в среднем принять
.
Так как длина ступицы колеса LСт=60 мм, то принимаем длину шпонки L=50 мм.
Расчетная длина шпонки со скругленными торцами
.
Проверяем соединение на смятие:
.
Подбор подшипников. Для быстроходного вала:
Редуктор с консольным расположением конической шестерни.
А) Определяем суммарные радиальные нагрузки подшипников
;
.
Б) Вал шестерни предполагается смонтировать на радиально-упорных конических роликовых подшипниках.
Определяем суммарную осевую нагрузку и устанавливаем, какой из подшипников ее воспринимает. Предполагая, что расчетный угол контакта в подшипниках
, определяем осевые составляющие от радиальных нагрузок:
;
.
Суммарная осевая нагрузка
.
В) Определяем приведенные нагрузки подшипников А и В и устанавливаем более нагруженный из них.
Принимаем
(при
для подшипников средней серии по табл. П47);
(по табл. П48 и П49).
Суммарную осевую нагрузку воспринимает более удаленный от шестерни подшипник (левый на рис. 302):
;
.
Г) Определяем требуемый коэффициент работоспособности для более нагруженного подшипника А, принимая
:
так как
.
По табл. П52 выбираем при
подшипник 7307, для которого
.
Достаточный коэффициент работоспособности имеет и подшипник меньшего диаметра 7306, но уменьшение диаметра вала нецелесообразно, поэтому останавливаемся на подшипнике 7307.
Б. Для тихоходного вала.
А) Определяем величину суммарных радиальных нагрузок подшипников:
;
.
Б) Принимаем установку вала на радиально-упорных конических роликовых подшипниках.
В) Определяем суммарную осевую нагрузку (рис.304). Вычисляем осевые составляющие радиальных нагрузок при
, а затем находим суммарную осевую нагрузку:
;
.
.
Г) Определяем требуемый коэффициент работоспособности более нагруженного подшипника А.
Принимаем
(ориентируясь на применение подшипников легкой серии при (
);
– желаемая долговечность подшипника;
так как
И
– антилогарифм.
Следовательно,
.
По табл. П53 при
и
подбираем конический роликоподшипник особо легкой серии 2007108, для которого:
Расчет муфты
Расчет упругой муфты состоит в ее подборе по вращающему моменту и проверке ее деталей на прочность.
По табл, П66 выбираем втулочно-пальцевую муфту, для которой допускаемая величина расчетного момента [Мр] = 24 н-м.(МУВП-32-28).
Размеры выбранной муфты следующие :
D1 = 95 мм; Lb=28 мм; dn=14 мм, число пальцев Z=6.
Проверяем резиновые втулки на смятие по поверхностям их
Соприкоснове¬ния с пальцами:
Где Р—окружное усилие, передаваемое одним пальцем;

Где допускаемое напряжение смятия для резины
=2,0 н/мм2.
Т. о. резиновые втулки пальцев будут работоспособны.
Литература.
.. 1.”Курсовое проектирование деталей машин” В. Н. Кудрявцев и др. , Л., Машиностроение, 1984 .
2. Чернин М. П. Расчеты деталей машин.
