Расчетно-пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Прикладная механика»
Тема курсового проекта «Привод машины»
Задание к курсовой работе
Выполнить проект привода машины, состоящий из электродвигателя, упругой муфты, одноступенчатого редуктора с конической прямозубой передачей, цепной передачи. Параметры на рабочем валу привода: мощность-1 кВт, угловая скорость-15рад/с. Привод реверсивный.
Кинематическая схема привода
Вычерчиваем кинематическую схему привода.
![]() |
1-электродвигатель;
2-муфта;
3-редуктор конический;
4-конический редуктор.
Кинематический расчёт и выбор электродвигателя.
Определяем КПД привода. Общий К. П.Д. привода равен произведению К. П.Д. последовательно соединённых подвижных звеньев: трёх пар подшипников, конической зубчатой пары, цепной передачи.
Принимаем:
- к. п.д. одной пары подшипников.
- к. п.д. пары конических зубчатых колёс.
- к. п.д. цепной передачи.
![]()
3. Мощность на быстроходном валу.
![]()
4. Принимаем передаточное значение передачи из стандартного ряда чисел (ГОСТ 9563-60):
для конической передачи: ![]()
для цепной передачи : ![]()
передаточное число привода: ![]()
5. Угловая скорость быстроходного (ведущего) вала:
![]()
тогда 
6. При
и
по табл. П61
подбираем асинхронный двигатель общего назначения в закрытом обдуваемом исполнении типа «1А12М4У1,5», для которого
,
.
Уточняем частоту вращения валов привода и передаточное число:
![]()
Окончательно принимаем:
- передаточное число конической передачи
- передаточное число цепной передачи.
Тогда ![]()
Вычисляем вращающие моменты на валах привода:
- вращающий момент на быстроходном валу конического редуктора/
, - вращающий момент на тихоходном валу конического редуктора.
- вращающий момент на выходном валу привода.
Расчёт зубчатой передачи на прочность.
Выбираем материал для зубчатых колёс. Принимаем для шестерни
сталь 45улучшенную до средней твёрдости 270НВ, для колеса – сталь 40 улучшенную до средней твёрдости 230НВ. (см. табл. 7.3
).
2. Пределы контактной и изгибной выносливости.
(по табл. 7.4 и 7.5
)
![]()
![]()
![]()
![]()
Допускаемые коэффициенты безопасности и коэффициенты долговечности.
Так как отношение
, где
- базовое число циклов перемены напряжения (по граф. 7.2
).
=(15...20)![]()
- эквивалентное число циклов перемены напряжений за время работы передачи.
=572.4
t, t – число часов работы под нагрузкой.
Учитывая длительный срок службы редуктора принимаем:
, соответственно
(рис. 7.3
).
Коэффициенты безопасности:
,
(стр. 94-96
).
4. Допускаемые напряжения:
![]()
![]()
![]()
Определяем расчётные коэффициенты.
Принимаем:
-коэффициенты ширины венца колеса: ![]()
-коэффициенты неравномерности нагрузки:
(табл. 7.7 и 7.8
)
(роликовые опоры, консольное расположение).
-коэффициенты динамической нагрузки:
,
,![]()
Геометрические размеры передачи (в мм.).
Средний делительный диаметр шестерни (по ф-ле 7.34
).
=![]()
ширина венца: ![]()
внешний делительный диаметр шестерни: ![]()
внешний делительный диаметр колеса: ![]()
По табл. 7.9
принимаем стандартное значение:
,
(по ГОСТ 12289-76).
7. Принимаем модуль
(по СТСЭВ 310-76),
тогда:
, принимаем
.
, принимаем
.
Фактическое передаточное число:
.
Углы делительных конусов:
(по ф-ле 7.27
)
, ![]()
![]()
,
.
Основные геометрические размеры передачи, мм.
![]()
![]()
![]()
![]()
Внешнее конусное расстояние:
![]()
Среднее конусное расстояние:
![]()
Проверяем условие:
- условие не соблюдается.
- условие соблюдается.
Принимаем b=34 мм
и
- условие в обеих случаях соблюдается.
10. Средний модуль зацепления: (ф-ла 7.29
)
![]()
Фактический средний делительный диаметр шестерни (ф-ла 7.28
)
![]()
Средняя окружная скорость колёс
![]()
По табл. 2
принимаем 7-ю точность изготовления колёс.
12. Окружная сила (по ф-ле 7.10
)
![]()
б) Проверка зубчатой передачи на прочность (по контактным напряжениям)
Коэффициенты динамической нагрузки
, ![]()
(по табл. П26
при
,
)
Расчётное контактное напряжение определяем по ф-ле 7.33![]()


, перегрузка равна
, что вполне допустимо.
в) Проверка прочности зубчатой передачи по напряжениям изгиба в основании зубьев шестерни и колеса.
Эквивалентное число зубьев:
; ![]()
Коэфф. формы зуба (стр. 117
)
; ![]()
Напряжения изгиба в основании зубьев шестерни и колеса опр. по ф-ле 7.32![]()
;
![]()
, где
=1,28,
=1,18 (по табл. П25 и П26
) .

![]()
=80![]()
Прочность зубьев по напряжениям изгиба обеспечивается.
Расчёт вала на прочность.
(расчёт ведём для быстроходного вала)
Конструктивные размеры вала.
Конструктивные размеры вала принимаем в зависимости от диаметра выходного конца. Этот размер определяем приближенно из расчёта на прочность при кручении по заниженным допускаемым напряжениям
. Принимаем для изготовления быстроходного вала сталь 40Х (предполагая, что шестерню изготовляем вместе с валом), и назначаем
.
Из уравнения прочности определяем диаметр выходного конца вала:
![]()
получаем: 
В соответствии с рядом
принимаем ![]()
Поскольку диаметр вала двигателя
и превышает
более чем на 25%, то рассчитывать на стандартную упругую муфту не приходится. Назначаем:
Диаметр вала под уплотнение -
.
Диаметр резьбы - ![]()
Диаметр под дистанционную шайбу - ![]()
Диаметр под подшипники - ![]()
(роликовые радиально-упорные лёгкой серии)
Диаметр опорного бурта - ![]()
Длинна выходного конца вала -
, принимаем
.
Ширина маслоудерживающего кольца -
, принимаем ![]()
Точки приложения (активных сил) реакции опор вала ориентировочно находятся на уровне торцов радиально-упорных подшипников.
![]()
где
=18.5 для подшипников 7207.
![]()
принимаем
- расстояние от делительного диаметра до первой опоры со стороны шестерни.
Расстояние между опорами (точками приложения реакций).
, принимаем
.
. Вычерчиваем схему нагружения вала, определяем силы действующие на шестерне и реакции опор.
Окружная сила на окружности среднего делительного диаметра:
, принимаем для удобства вычислени
Рис.1 Схема нагружения вала.
Осевая сила для шестерни (радиальная для колеса).
,
где
(стр. 187
).
Радиальная сила для шестерни (осевая для колеса).
![]()
Определяем реакции опор:
а) в вертикальной плоскости zoy от сил
и ![]()
;
.
![]()

б) в горизонтальной плоскости xOz от силы ![]()

Определяем момент изгибающих моментов в характерных сечениях (А, В,С)
и строим опоры.
а) В плоскости xOz
![]()

следовательно: ![]()
Строим эпюру
- (см. рис. 2 в)
б) В плоскости xOz:
![]()
Строим эпюру
(см. рис. 2 г)
Крутящий момент
, (рис. 2 б)
Вычисляем суммарный изгибающий момент и определяем нормальные напряжения изгиба в опасном сечении А при
.

Напряжение от силы
крайне малы их можно не учитывать.
Определяем напряжение кручения в сечениях А. С.
![]()
Определяем допускаемое напряжение изгиба при симметричном цикле
для материала вала (сталь Х40) по табл. 4.1
при d<120мм., ![]()
, принимаем коэф. запаса
, (
)
эфф. коэф. концентр. напр.
- коэф. режима нагрузки (стр. 195
).

По гипотезе наибольших касательных напряжений находим эквивалентное напряжение и сравниваем его с допустимым.

Так как расчётное напряжение значительно меньше допустимого, а коэф. запаса прочности значителен, то проверку на жесткость вала можно не проводить.
Расчёт и выбор подшипников вала.
Выбор подшипников производим для быстроходного вала конического редуктора.
а) определяем суммарные радиальные нагрузки подшипников

б) вал шестерни предполагается смонтировать на радиально-упорных конических роликоподшипниках. Определяем осевые составляющие реакций конических подшипников ориентировочно назначенных лёгкой серии с d=35 и
при ![]()
![]()
в) По табл. 5
находим суммарные осевые нагрузки.
Так как
>
и
>0, то
, ![]()
г) назначаем долговечность подшипника и определяем значения коэффициентов.
(для ф-лы 209
)
,
,
,
,
,
- для роликовых подшипников
По табл. П34
при
< e
получаем: Х=1, Y=0.
При
, Х=0.45, Y=1.81.
д) Определяем на какую опору действует наибольшая эквивалентная нагрузка.
![]()
Следовательно требуемую динамическую грузоподъёмность найдём для опоры А, как наиболее нагруженной.
.
.
е) По табл. П43
окончательно принимаем конические роликоподшипники 7207 лёгкой серии, из условия, что
, для которого d=35мм., D=72мм.,
, С=34.5кН.
>
, е=0.3
Выбранные подшипники оптимально удовлетворяют условиям работы быстроходного вала.
Расчёт шпоночного соединения.
Для выходного конца быстроходного вала редуктора диаметром
по табл. П49
подбираем призматическую шпонку
при
.
Так как длина выходного конца вала
, то принимаем длину шпонки
, соответствующую ряду стандартных значений по СТ СЭВ 189-75.
Расчетная длина шпонки со скруглёнными торцами:
.
Так как на выходной вал возможна посадка чугунной детали, то допускаемые напряжения смятия следует принять для чугунных ступиц, для которых
, (зап. 24
).
Проверяем запроектированное шпоночное соединение на смятие по ф-ле 217
.
.
И так для быстроходного вала на выходном конце под посадку ступицы упругой нестандартной муфты принимаем шпонку ![]()
Используемая литература:
1. Устюгов И. И. «Детали машин» М.: Высшая школа, 1981г.
2. Романов М. Я. и др. «Сборник задач по деталям машин», М.: «Машиностроение», 1984г
3. Решетов Н. Д. «Детали машин», М.: Машиностроение, 1989г.
