Тиристорный преобразователь для двигателей постоянного тока
Выпрямленная ЭДС тиристорного выпрямителя:
; ,
где: E2 – действующее значение фазной ЭДС вторичной обмотки; g = 1 – нулевая схема; g = 2 – мостовая схема.
Для нулевой трехфазной схемы Ed0 = 1,17Е2 , для мостовой трехфазной Еd0 = 2,34Е2.
Для СИФУ с синусоидальным опорным напряжением (электроприводы КТЭУ, ЭКТ) , КТП = Еd0/Uун .
Для СИФУ с линейным пилообразным опорным напряжением (электроприводы КТЭ, ТПП, ЭПУ1, ТЕР):
,
где UУН = 10 В, КТП = 0,157 Еd0
Тиристорный преобразователь, как элемент САР - существенно нелинейное дискретно работающее звено [22, 26]. Отметим основные особенности ТП:
1. Регулировочная характеристика Ud=f(UУ) при пилообразном опорном напряжении нелинейна (рис. 5.8.):
2. ТП управляется дискретно с периодом
(для мостовых схем).
3. ТП – это полууправляемый элемент. Очередной тиристор открывается при подаче на него управляющего импульса и потенциале на аноде, больше, чем на аноде работающего тиристора. Закрывается тиристор только при подаче на «анод-катод» отрицательного запирающего напряжения. Поэтому преобразователь переходит из выпрямительного в инверторный режим по синусоиде сети, обратно - сразу ( рис. 5.9 ).
4. В режиме прерывистого тока ТП меняет свою структуру:
4.1 . Индуктивность якорной цепи можно считать равной нулю, так как в среднем за период дискретности не происходит изменения электромагнитной энергии (сколько энергии запасается, столько и отдается)
4.2 . Эквивалентное активное сопротивление якорной цепи увеличивается, если не применяется реверсивный преобразователь со сканирующей логикой (рис. 5.10 ).
4.3 . Пропорциональная часть ПИ - РТ в режиме прерывистых токов не работает так как в момент формирования очередного импульса управления (отсчета угла a) тока якоря нет.
5. Временная задержка при переключении группы вентилей реверсивного преобразователя с раздельным управлением характеризуется как чистое запаздывание в пределах (0,5 ¸ 0,7мс).
6. Регулировочные характеристики реверсивных преобразователей имеют зону нечувствительности при переключении групп вентилей (см. рис. 5.10).
7. На вход СИФУ с датчиков тока, скорости и других источников поступают сигналы, имеющие импульсные помехи различной частоты.
Влияние дискретности и полууправляемости наиболее подробно рассмотрено в работах [22], [26]. Это влияние можно испытать практически. Если плавно повышать коэффициент усиления РТ, то вначале контур тока переходит в режим автоколебаний с малой частотой (субгармонические колебания). Затем при в контуре устанавливаются автоколебания с частотой, равной половине частоты дискретности работы тиристорного преобразователя. Реально дискретность работы можно учесть как среднестатистическое запаздывание на половину периода дискретности, затем запаздывание представить инерционным звеном:
, где τ = 0,0016 с.
Ошибка в такой замене наблюдается только правее частоты . На частоте ошибка составляет всего 1,5 дб по ЛАЧХ и 12 ° по ЛФЧХ.
Рис. 5.8. Нелинейность регулировочной характеристики ТП Рис. 5.10. Нелинейность ТП в зоне прерывистых токов
Рис. 5.9. Полууправляемость ТП
Учитывая сильное влияние на ТП импульсных помех, на входе СИФУ устанавливают апериодический фильтр с постоянной времени Тф = 0,003 ÷ 0,005с В этом случае влияние дискретности и полууправляемости можно не учитывать.
Нелинейность регулировочной характеристики может быть скомпенсирована применением на входе СИФУ нелинейности с обратной характеристикой.
В режиме прерывистого тока нередко параметры регулятора тока перестраиваются, используя адаптивный регулятор тока. Иногда пропорциональная часть регулятора вообще отключается или коэффициент пропорциональной части увеличивается обратно пропорционально величине тока якоря.
В некоторых случаях в ТП используется дополнительный внутренний контур напряжения, подчиненный контуру тока.
Практический опыт показал допустимость представления тиристорного преобразователя апериодическим звеном с постоянной времени Ттп = 0,005 ÷ 0,01 с (в зависимости от требований к быстродействию).