26 | 04 | 2017
Учебные материалы
Для преподавателей
Работы студентов
Справочная и техническая литература
Статьи по темам

Регулировка систем зажигания, их обслуживание, неисправности

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)

Факультет механический. Кафедра сельскохозяйственной техники.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9 по предмету «Тракторы и автомобили»

Лабораторная работа - Регулировка систем зажигания, их обслуживание, неисправности.

Вопросы

1.  Техническое обслуживание систем зажигания.

2.  Установка и проверка момента зажигания.

3.  Неисправности систем зажигания.

Техническое обслуживание систем зажигания

Техническое обслуживание элементов систем зажигания (прерывателя-распределителя, катушки, коммутатора и свечей зажигания) осуществляют во время каждого очередного ТО-2 автомобиля с углубленным диагностированием технического состояния.

В процессе ежедневного технического обслуживания и ТО-1 проверяют исправность выключателя зажигания, надежность электрических контактов, состояние высоковольтных проводов и их изоляции, крепление всех приборов зажигания. Нужно систематически смазывать подшипники приводного валика, детали центробежного регулятора опережения зажигания, ось подвижного контакта и кулачковой муфты и войлочный фитиль кулачка.

В контактной системе зажигания происходит подгорание и электроэрозия контактов прерывателя, которое увеличивает сопротивление в первичном круге индукционной катушки и уменьшает угол замкнутого состояния контактов. Для устранения этих недостатков следует своевременно очищать их от нагара и грязи и регулировать зазор между ними.

В процессе эксплуатации нужно удерживать высоковольтные детали системы зажигания в чистоте и не допускать попадания на них влаги, пыли и грязи, которая может привести к частичному шунтированию и потере тока, пробоя высоковольтных деталей или поверхностного перекрытия.

Свечи зажигания выкручивают во время ТО-2 специальным ключом, предварительно очищая гнездо сжатым воздухом, и проверяют отсутствие трещин и нагара на изоляторе. Величину зазора между электродами проверяют круглым щупом и регулируют, отгибая боковой электрод.

Выжигать свечи запрещается, поскольку при этом на изоляторе появляются микротрещины, которые приводит к ухудшению работы и отказа искровых свечей зажигания.

Во время технического обслуживания следует проверить, не перепутаны ли провода, которые присоединяют к клеммам катушки зажигания, дополнительного сопротивления и транзисторного коммутатора, который может привести к повреждению последнего.

Установление и проверка момента зажигания

Установку момента зажигания выполняют в случае снятия с двигателя прерывателя-распределителя, распределительного вала или замены зубчатого ремня привода распределительного вала.

Перед установкой зажигания проверяют состояние контактов прерывателя и зазор между ними (в КСЗ и КТСЗ), по потребности зачищают контакты и регулируют зазор.

Независимо от марки автомобиля устанавливать зажигания начинают с проверки "трех соответствий". В момент зажигания должны находиться в определенном положении один относительно одного: коленчатый и распределительный валы, а так же валик прерывателя-распределителя. Для взаимной ориентации коленчатого и распределительного валов применяют разные метки: выступления, штифты, запрессованные шарики, риски, канавки, ямки и т. п..

На однорядных двигателях установку зажигания выполняют в такой последовательности. Выкручивают свечу первого цилиндра, гнездо закрывают бумажной пробкой и, вращая коленчатый вал двигателя, определяют такт сжатия (пробка выскакивает со свечного отверстия). Прекращают вращение коленчатого вала, когда поршень первого цилиндра не дойдет к ВМТ на установленный угол опережения зажигания, который определяется в одних двигателях по запрессованному в маховик шариком со стрелкой в картере маховика (двигатели автомобилей ГАЗ-52-04), в других - совпадением метки на шкиве коленчатого вала со штифтом (ГАЗ-24, УАЗ - 469) или средней меткой (двигатели ВАЗ) на крышке газораспределительного механизма.

Подвижную пластину октан-корректора устанавливают на нулевую метку шкалы неподвижной пластины и скрепляют их.

При снятой крышке прерывателя-распределителя устанавливают приводной валик в положение, когда ротор своей токораздаточной пластиной размещается против клеммы на крышке распределителя, которая соединяется с первым цилиндром двигателя, а контакты в настоящее время должны находиться в начале размыкания.

Прерыватель-распределитель устанавливают в свое гнездо и вводят в зацепление с механизмом привода. Соединяют клеммы низкого напряжения прерывателя и катушки зажигания (или транзисторного коммутатора) и к одной из них подключают провод контрольной лампы, а второй провод от лампы - к корпусу (на "массу"). Включают выключатель зажигания и осторожно вращают корпус прерывателя сначала в сторону вращения кулачка к замыканию контактов (лампа гаснет), потом - в противоположный с одновременным нажатием в эту сторону ротора (для устранения зазоров в механизме привода) к началу размыкания контактов или момента загорания лампочки. В таком положении закрепляют нижнюю пластину корректора на двигателе.

Устанавливают на место крышку распределителя, закручивают свечу первого цилиндра и соединяют ее проводом высокого напряжения с гнездом крышки распределителя над ротором. Следующие проводы по ходу вращения ротора соединяют со свечами цилиндров соответственно порядку их работы (для четырехцилиндровых двигателей - 1-2-4-3, кроме двигателей автомобилей "Москвич" и ВАЗ, где порядок работы 1-3-4-2; шестицилиндровых - 1-5-3-6-2-4; восьмицилиндровых - 1-5-4-2-6-3-7-8.

Установку угла опережения зажигания проверяют с помощью лампочки, вспышка которой должен совпадать с моментом проскакивания искры от провода высокого напряжения свечи первого цилиндра, или с помощью стробоскопа. В случае применения стробоскопа его подключают одним проводом "+" к клемме ВКБ (Б) катушки зажигания, другим - к корпусу двигателя ("массы"). Между проводом высокого напряжения и свечой первого цилиндра устанавливают переходник, к которому подключают стробоскопичную лампу. Соответствующую метку на шкиве коленчатого вала (или маховика) наносят мелом для лучшего определения.

Проверку осуществляют на холостом ходу двигателя и мигающий поток направляют на метку. Если момент зажигания установлен правильно, видимая метка на шкиве (маховике) будет находиться напротив соответствующей метки (штифта) крышки шестерен газораспределения (или маховика).

Во время установки момента зажигания на V-образных двигателях вышеперечисленным операциям предшествует установка привода прерывателя-распределителя. Так, на двигателях ЗИЛ-131НА прорезь 1 на валике привода распределителя размещают параллельно черточке С (рис. 1, I б) на верхнем фланце 4 корпуса привода со смещением в сторону передней части двигателя.

В таком положении привод в сборе вставляют в гнездо блока цилиндров, следя, чтобы к моменту начала зацепления шестерни привода с шестерней распределительного вала отверстия нижнего фланца корпуса привода совпали с отверстиями в блоке. После установки привода распределителя на свое место валик должен провернуться, а его прорезь - стать параллельно оси отверстий в верхнем фланце. Если зубцы шестерен не совпадают, нужно осторожно повернуть коленчатый вал к первому и полному зацеплению зубцов.

На двигателе ЗМЗ-53А привод распределителя устанавливают в гнездо так, чтобы прорезь на валике привода была вдоль оси двигателя со смещением по ходу автомобиля влево. При этом кронштейн с нарезным отверстием на корпусе привода (см. рис. 1, ІІ б) должны быть направлены назад и по левую сторону на 23° относительно продольной оси двигателя. В таком положении корпус привода распределителя закрепляют гайкой.

Метки верхней мертвой точки (ВМТ) и момент зажигания двигателей

Рис. 1 - Метки верхней мертвой точки (ВМТ) и момент зажигания двигателей:

I а - ЗИЛ-131НА; Iб - установка привода распределителя ЗИЛ-131НА; II а - ЗМЗ-53; II б - установка привода распределителя ЗМЗ-53; III - УАЗ -3151; IV - ВАЗ всех моделей; V - "Москвич 2140"; VI - Мемз-966В, -968, -969; VII - ГАЗ-52; 1 - паз на вале привода распределителя; 2 - нижний фланец; 3 - черточка; 4 - верхний фланец

На автомобилях ВАЗ-2108, -2109 с БТСЗ метки, которые определяют положение коленчатого вала (ВМТ в 1 и 4-м цилиндрах), нанесенные с двух его сторон: на маховике и на картере муфты сцепления, а так же на шкиве коленчатого вала и передней крышке зубчатого ремня (рис. 2). Последнюю используют для установки момента зажигания, когда двигатель снят с автомобиля.

При БТСЗ с датчиком Холла установку зажигания осуществляют с использованием индикатора, стробоскопа или мотор-тестера. Проводы индикатора припаивают к трехклемной колодке, подобной той, которая присоединяется на автомобиле к датчику-распределителю зажигания.

Порядок установки момента зажигания с индикатором рассмотрим на примере автомобилей ВАЗ-2108 или -2109. Угол опережения зажигания (1°±1°) устанавливают по метке и шкале в окне картера муфты сцепления. При этом внешний контакт ротора должен находиться напротив контакта первого или четвертого цилиндра крышки датчика-распределителя.

Ослабляют гайки крепления корпуса датчика-распределителя и присоединяют к клеммной колодке датчика Холла индикатор, выполненный по одной из схем, изображенных на рис. 3.

Проверка совпадения меток на звездочке распределительного вала и корпусе подшипников

Рис. 2 –Проверка совпадения меток на звездочке распределительного вала и корпусе подшипников:

1 – метка (выступ) на задней крышке привода; 2 – метка (углубление) на шкиве распределительного вала

Схема подключения индикаторов для установки момента зажигания

Рис. 3 – Схема подключения индикаторов для установки момента зажигания:

а – со светодиодом; б – с контрольной лампой; D– светодиод АЛ307Б; R – резистор 5 кОм; HL – лампа А12 (3 Вт); VT – транзистор КТ816Б (КТ814Б); R1 – резистор МЛТ (1 Вт, 910 Ом); R2 – резистор МЛТ (1 Вт, 330 Ом); VD – стабилитрон Д814А; С1 - конденсатор КЛС1 (6800 пФ); С2- конденсатор К53-14 (2,2 мкФ, 20 В); R3 –резистор МЛТ (1 Вт, 910 Ом); К – трехклемная колодка, присоединенная к датчику Холла

Если включить выключатель зажигания, светодиод или лампа могут при этом вспыхивать. Медленно вращая корпус распределителя в сторону "+" (опережение), если светодиод или лампа горит, или в сторону "-" (запаздывание), проверяют место вспышки.

Для удобства регулировки момента зажигания на фланце датчика-распределителя есть метки и знаки "+", "—", а на корпусе вспомогательных агрегатов - выступление. Одна метка на фланце отвечает повороту коленчатого вала на 8°.

Правильность установки угла опережения зажигания в эксплуатации можно проверить на слух во время движения автомобиля на прямой передаче со скоростью 50 км/ч. Если при резком нажатии на акселератор возникает легкий стук, который быстро исчезает, это означает, что зажигание установлено правильно.

Основные неисправности систем зажигания и способы их устранения приведены в табл. 1.

Основные неисправности систем зажигания и способы их устранения

Неисправность

Причины неисправностей

Способы проверки и устранения неисправностей

1

2

3

Двигатель не запускается

Не размыкаются или не замыкаются контакты прерывателя, подгорели или замаслились (в КСЗ и КТСЗ)

Повреждение первичной обмотки катушки зажигания, обрыв проводов, которые соединяют подвижный контакт прерывателя-распределителя с клеммой низкого напряжения или подвижный диск с неподвижным

На коммутатор (БТСЗ) не поступают импульсы напряжения от бесконтактного датчика:

- обрыв в проводах между датчиком-распределителем зажигания и коммутатором

- неисправный бесконтактный датчик

Не поступают импульсы тока на первичную обмотку катушки зажигания:

- обрыв в проводах, которые соединяют коммутатор с выключателем или с катушкой зажигания

- неисправный коммутатор

- не срабатывает выключатель зажигания

Не подается высокое напряжение к свечам зажигания:

- неплотно посажены в гнездах, оторвались или окислены наконечники проводов высокого напряжения, провода сильно загрязнены или повреждена их изоляция

Отрегулировать зазор между контактами, зачистить и промыть их

Устранить повреждения

Выполнить такое:

проверить провода и их соединение; поврежденные провода заменить

проверить датчик с помощью переходного штекера и вольтметра, неисправный датчик заменить

Выполнить такое:

проверить провода и их соединение; поврежденные провода заменить

проверить коммутатор осциллографом,

неисправный коммутатор заменить

проверить и заменить неисправную контактную часть выключателя зажигания

Выполнить такое:

проверить и восстановить из единение, очистить или заменить проводы

Двигатель не запускается

-срабатывание или повреждение угольного контакта, зависание его в крышке датчика-распределителя

- потери тока сквозь трещины или прогорание в крышке или роторе датчика-распределителя, из-за нагара или влаги на внутренней поверхности крышки

- перегорание резистора в роторе датчика-распределителя зажигания

- повреждена катушка зажигания

Замаслены электроды свечей зажигания или зазор между ними не отвечает норме

Повреждены свечи зажигания (трещина на изоляторе)

Нарушен порядок присоединения проводов высокого напряжения к выводам крышки датчика-распределителя

Неправильная установка момента зажигания

проверить и по потребности заменить угольный контакт

проверить, очистить крышку от влаги и нагара, заменить крышку и ротор, если в них есть трещины

заменить резистор

заменить катушку зажигания

Очистить свечи и отрегулировать зазор между электродами

Заменить свечи новыми

Присоединить проводы в порядке зажигания, определенному инструкцией

Проверить и отрегулировать момент зажигания

Двигатель работает неравномерно, тяжело запускается или останавливается на холостом ходу

Слишком раннее зажигание в цилиндрах двигателя

Не работают отдельные свечи зажигания или большой зазор между электродами

Неисправность конденсатора (в КСЗ)

Срабатывание втулок приводного валика прерывателя или граней кулачка, ослабление пружины подвижного контакта

Проверить и отрегулировать момент зажигания

Проверить, отрегулировать зазор между электродами

Проверить, в случае замыкания и размыкания контактов прерывателя рукой возникает значительное искрение, заменить конденсатор

Неисправные детали заменить

Двигатель неравномерно работает при большой частоте вращения коленвала

Ослабли пружины грузиков регулятора опережения зажигания в датчике-распределителе зажигания

Заменить пружины, проверить работу центробежного регулятора на стенде

Перебои в работе двигателя на всех режимах

Повреждены проводы в системе зажигания, ослабленное крепление проводов или окисленные их наконечники

Сработались электроды или замаслились свечи зажигания, на электродах значительный нагар; трещины на изоляторе свечи

Срабатывание или повреждение угольного контакта в крышке датчика-распределителя

Значительное подгорание центрального контакта ротора датчика-распределителя

Трещины, загрязнение или прогорание в роторе или крышке датчика-распределителя зажигания

Неисправный коммутатор - форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не отвечает норме

Проверить провода и их соединение. Поврежденные проводы заменить

Проверить свечи, отрегулировать зазор между электродами, поврежденные свечи заменить

Заменить угольный контакт

Зачистить центральный контакт

Проверить, заменить ротор или крышку

Проверить коммутатор с помощью осциллографа, неисправный коммутатор заменить

Двигатель не развивает полной мощности и не имеет должной приемистости

Неправильная установка момента зажигания

Заедание грузиков регулятора опережения зажигания, ослабление пружин грузиков

Неисправный коммутатор - форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не отвечает норме

Проверить, отрегулировать момент зажигания

Проверить, заменить поврежденные детали

Проверить коммутатор с помощью осциллографа, неисправный коммутатор заменить

Особенности неисправностей микропроцессорной системы зажигания

Двигатель не запускается

Не подается напряжение питания на коммутатор и контроллер:

- обрыв в проводах, которые соединяют коммутатор и контроллер с выключателем зажигания

- обрыв проводов, которые соединяют
коммутатор и контроллер с "массой"

- не замыкаются контакты в выключателе зажигания или контакты в реле зажигания

Не поступают импульсы тока на первичную обмотку катушки зажигания:

- обрыв в проводах, которые соединяют коммутатор с катушкой зажигания

- обрыв в проводах, которые соединяют контроллер с коммутатором

- неисправный коммутатор - не работает один или оба канала

- неисправный контроллер - не выдает управляющие импульсы на коммутатор

- неисправные датчик начала отсчета (НО) и датчик угловых импульсов (УИ), нарушена их установка или обрыв в проводах, которые соединяют датчики с контроллером

Не срабатывает электромагнитный клапан экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) карбюратора при включении зажигания:

- обрыв в проводах, которые соединяют клапан с контроллером

- неисправный электромагнит­ный клапан

- неисправный контроллер

Выполнить такое:

проверить провода и их соединение, поврежденные провода заменить

проверить провода и их соединение, поврежденные провода заменить

проверить, заменить неисправную контактную часть выключателя зажигания или реле зажигания

Выполнить такое:

проверить провода и их соединение, поврежденные провода заменить

проверить провода и их соединение, поврежденные провода заменить

проверить форму напряжения на штекерах коммутатора, поврежденный коммутатор заменить

проверить форму напряжения на штекерах контроллера или коммутатора. Поврежденный контроллер заменить

проверить форму напряжения на штекерах датчиков НО и УИ контроллера. Неисправный датчик заменить, очистить соединение проводов, поврежденные провода заменить

Выполнить такое:

проверить провода и их соединение, поврежденные провода заменить

заменить клапан

проверить сигнал на штекере контроллера, неисправный контроллер заменить

Двигатель работает с перебоями

Неисправный коммутатор - форма импульсов на выходе коммутатора не отвечает норме

Неисправный датчик НО или УИ, нарушена установка датчиков или обрыв в проводах, которые соединяют датчики с контроллером

Неисправный контроллер - форма импульсов на штекерах контроллера не отвечает норме или нарушен угол опережения зажигания

Снять осциллограмму импульсов на штекерах коммутатора, неисправный коммутатор заменить

Проверить, исправить установку датчиков, неисправные датчики заменить. Очистить соединение проводов, поврежденные провода заменить

Проверить исходные сигналы контроллера, неисправный контроллер заменить

Двигатель не развивает полную мощность или не имеет достаточной приемистости

Поврежден шланг, который соединяет штуцер контроллера с впускной трубой, наличие конденсата топлива в шлаге

Неисправный датчик давления в контроллере - не изменяется угол опережения зажигания в зависимости от давления

Неисправный контроллер - не реагирует на изменение частоты вращения коленчатого вала, температуры или давления. Неправильная характеристика опережения зажигания

Неисправный датчик температуры или обрыв в проводах, которые соединяют его с контроллером

Поврежденный шланг заменить, конденсат топлива слить и продуть шланг

Проверить реакцию сигналов на штекерах контроллера на смену давления. Неисправный контроллер заменить

Проверить по осциллограмме на штекерах контроллера характеристику опережения зажигания в зависимости от частоты вращения, температуры и давления. Неисправный контроллер заменить

Проверить датчик и провода, очистить соединение проводов, неисправный датчик и повреждены провода заменить

Особенности неисправностей при зажигании от магнето

Пусковой двигатель не запускается

Нет искры на свече зажигания:

- контакты выключателя на "массу"
не разомкнуты

- поломка пружины подвижного
контакта прерывателя

- пробой конденсатора

- обрыв первичного или вторичный круга трансформатора

Выполнить такое:

найти повреждение и устранить его

заменить пружину

заменить конденсатор

заменить трансформатор

Магнето дает перебои

Замаслились или подгорели контакты

Изменился зазор между контактами

Сработалась подушечка рычага подвижного контакта или наблюдается его заедание

Протереть и зачистить контакты

Отрегулировать зазор

Заменить рычаг

Контрольные вопросы.

1.  Какие операции проводят при ТО-1 системы зажигания?

2.  Что делают во время ТО-2 при обслуживании системы зажигания?

3.  В каких случаях выполняют установку момента зажигания?

4.  С проверки каких «трех соответствий» начинают установку момента зажигания?

5.  Последовательность установки зажигания на однорядных двигателях.

6.  При помощи чего осуществляют установку зажигания БТСЗ c датчиком Холла?

7.  Как проверить правильность установки зажигания при движении автомобиля?

8.  По каким причинам двигатель не запускается?

9.  По каким причинам двигатель работает неравномерно, тяжело запускается или останавливается на ходу?

10. По какой причине двигатель работает неравномерно на больших оборотах?

11. С чем связаны перебои в работе двигателя на всех режимах?

12. По какой причине двигатель не развивает полной мощности и не имеет должной приемистости?

13. По каким причинам двигатель не запускается с микропроцессорной системой зажигания?

14. Особенности неисправностей системы зажигания от магнето.

Содержание отчета.

1.  Описать основные действия при ЕТО, ТО-1 и ТО-2 систем зажигания.

2.  Последовательность установки системы зажигания:

- рядного двигателя;

- V-образного;

- БТСЗ с датчиком Холла.

Список литературы.

1. А. М. Гуревич и др. Конструкция тракторов и автомобилей. М.: Агропромиздат, 1989. – с. 319-322, 316-318.

2. В. А. Родичев. Тракторы и автомобили. М.: Колос, 1998. – с. 306-309

3. М. Ф. Бойко. Трактори та автомобілі. Єлектрообладнання. 2 частина. Київ. Вища освіта, 2001 – с. 130-135, 139-145.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить